Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 1994 года N 1008

Об утверждении Типового положения
об общеобразовательном учреждении

(с изменениями на 15 января 1997 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 3 апреля 2001 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 19 марта 2001 года N 196
.
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058.

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 1997 года N 38 (Российская газета, N 34, 19.02.97).         

____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" в частности утверждения Временного положения о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 августа 1994 года N 1008

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ *)

(с изменениями и дополнениями на 15 января 1997 года)

---------------

*) В пунктах 10, 28, 34, 35, 39, 40, 45, 48, 49, 51, 53, 59, 60, 61, 76, 82 Положения слова: "родители (лица, их заменяющие)" заменены словами: "родители (законные представители)" в соответствующем падеже - постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058.

I. Общие положения

1. Настоящее положение является типовым для следующих видов общеобразовательных учреждений: начальных, основных, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий.

На основе настоящего Типового положения разрабатываются типовые положения о соответствующих видах государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений.

На основе настоящего Типового положения и типового положения о соответствующем виде государственного, муниципального образовательного учреждения общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав.

Для негосударственных общеобразовательных учреждений Типовое положение выполняет функцию примерного.

2. Государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - общеобразовательное учреждение) реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.

3. Деятельность общеобразовательного учреждения строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

4. В своей деятельности общеобразовательное учреждение руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением.

5. Основные цели общеобразовательного учреждения формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (пункт в редакции, введенной в действие с 4 октября 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058).

6. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

7. В общеобразовательном учреждении создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются (пункт дополнен с 4 октября 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058).

8. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.

9. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми положениями.

Общеобразовательные учреждения различных видов создаются в зависимости от конкретных задач, требований к содержанию образования, особенностей образовательного процесса, режима деятельности и условий бюджетного финансирования.

10. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования в общеобразовательном учреждении.

Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм устанавливаются учредителем и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на условиях договора между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся.

11. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует государственный образовательный стандарт.

II. Организация деятельности общеобразовательного
учреждения

12. Общеобразовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 4 октября 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058).

13. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно правовую форму общеобразовательного учреждения.

Учредителями государственного общеобразовательного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, субъектов Российской Федерации.

Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Допускается совместное учредительство общеобразовательных учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц.

Учредительными документами общеобразовательного учреждения являются решение о его создании или договор учредителей, а также устав учреждения.

14. Передача государственных общеобразовательных учреждений в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

15. Отношения между учредителем (учредителями) и общеобразовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Права юридического лица у общеобразовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации.

Общеобразовательное учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

17. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у общеобразовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

18. Общеобразовательное учреждение проходит государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

19. Общеобразовательное учреждение может быть реорганизовано, перепрофилировано, ликвидировано по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств общеобразовательного учреждения или если учредитель принимает на себя эти обязательства.

20. Ликвидация общеобразовательного учреждения может осуществляться:

по решению его учредителя (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.     

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 октября 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058)

21. Ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

22. Общеобразовательное учреждение может иметь филиалы, другие структурные подразделения, которые проходят регистрацию, по фактическому адресу, лицензирование, государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

Создаваемые общеобразовательным учреждением филиалы, отделения, структурные подразделения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058).

23. Общеобразовательное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом (пункт в редакции, введенной в действие с 4 октября 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058).

24. Медицинское обслуживание обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за общеобразовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.

Организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательное учреждение и организации общественного питания. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058).

25. Количество классов в общеобразовательном учреждении зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм.

Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, что определяется уставом общеобразовательного учреждения.

26. При проведении занятий по иностранному языку в 4 - 11 классах и трудовому обучению в 5 - 11 классах, физической культуре в 10 - 11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости 25 человек, в сельских - не менее 20 человек.

При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также 1 - 3 классов при изучении иностранного языка.

27. Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

28. Общеобразовательное учреждение вправе открывать по желанию и запросам родителей (законных представителей) группы продленного дня.

С учетом интересов родителей (законных представителей) по согласованию с учредителем в общеобразовательном учреждении могут открываться классы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии.

Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы и классы компенсирующего обучения осуществляется органами управления образованием только с согласия их родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058).

III. Образовательный процесс

29. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3 - 4 года);

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);

III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 - 3 года).

Для некоторых категорий обучающихся нормативный срок освоения общеобразовательных программ основного общего образования могут быть изменены на основе специальных государственных образовательных стандартов.

30. Общеобразовательные учреждения в зависимости от реализуемых общеобразовательных программ подразделяются на общеобразовательные учреждения начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

31. Общеобразовательное учреждение начального общего образования (I ступень) обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

32. Общеобразовательное учреждение основного общего образования (II ступень) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

33. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация по его завершении являются обязательными. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»