Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 декабря 1995 года N 457


ПОЛОЖЕНИЕ
о следственных изоляторах уголовно-исполнительной
системы Министерства внутренних дел
Российской Федерации*

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МВД России от 1 октября 2001 года N 862
____________________________________________________________________

________________

* Текст документа приведен не полностью.

1. Общие положения

1.1. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (УИС) Министерства внутренних дел Российской Федерации являются учреждениями, предназначенными для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу (далее "подозреваемые и обвиняемые"), а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении отдельных категорий осужденных.

1.2. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее "следственные изоляторы") создаются, реорганизуются и ликвидируются Министром внутренних дел Российской Федерации и являются учреждениями, входящими в систему министерств внутренних дел и управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации. Следственные изоляторы могут быть подчинены непосредственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.

1.3. Правовую основу деятельности следственных изоляторов составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления исполнения наказаний МВД России, территориальных органов управления УИС и настоящее Положение.

1.4. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица, имеют печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и своими открытыми и условными наименованиями, штампы с полными наименованиями, расчетные, валютные и депозитные счета в банках. Они вправе осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие стоящим перед ними задачам (целям) и не запрещенные законом.

1.5. В следственных изоляторах содержатся на правах подозреваемых и обвиняемых:

1.5.1. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, заключенные под стражу по уголовным делам, принятым к производству органами дознания и следствия.

1.5.2. Обвиняемые в совершении преступлений, заключенные под стражу, уголовные дела в отношении которых приняты к производству судами (подсудимые).

1.5.3. Осужденные по уголовным делам, в отношении которых обвинительные приговоры не вступили в законную силу.

1.5.4. Осужденные, привлекаемые к ответственности по другим уголовным делам, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

1.6. В следственных изоляторах отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы следующие категории осужденных:

1.6.1. Осужденные, оставленные в следственных изоляторах или переведенные из учреждений, исполняющих наказания, в связи с проведением расследования по другому уголовному делу, в отношении которых не применена мера пресечения - заключение под стражу.

1.6.2. Осужденные по уголовным делам, подлежащие в установленном порядке направлению в учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы (далее "учреждения, исполняющие наказания"), или на принудительное лечение.

1.6.3. Осужденные, оставленные в следственных изоляторах или переведенные в них из учреждений, исполняющих наказания, в связи с производством следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных другими лицами, или в связи с рассмотрением этих дел в судах.

1.6.4. Осужденные, привлекаемые к труду по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов.

1.7. Структура и штаты следственных изоляторов утверждаются территориальными органами управления УИС в соответствии с нормативами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, типовыми структурами и штатами, утверждаемыми ГУИН МВД России. Перечни должностей, замещаемых лицами, имеющими специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

1.8. Следственные изоляторы возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими начальниками территориальных органов управления УИС.

1.9. Следственные изоляторы имеют в своем составе: канцелярии; дежурные службы; отделы: режима и охраны, оперативные, специальные, кадров, по воспитательной работе среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по работе с личным составом, коммунально-эксплуатационные, интендантского и хозяйственного обеспечения; медицинские и финансовые части; группы по чрезвычайным ситуациям, мобилизационной работе и гражданской обороне, а также подсобные хозяйства (при наличии соответствующих условий) и гаражи.

1.10. В следственные изоляторы принимаются для размещения подозреваемые и обвиняемые, поступающие, как правило, с территорий субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними в установленном МВД России порядке.

1.11. Имущество следственных изоляторов находится в федеральной собственности и передается им в оперативное управление Главным управлением исполнения наказаний МВД России.

1.12. Строительство и оборудование следственных изоляторов производится в соответствии с типовыми положениями и нормами, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации.

1.13. Следственные изоляторы отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по их обязательствам несет ГУИН МВД России.

1.14. Территории следственных изоляторов, их здания, помещения оборудуются инженерно-техническими средствами охраны, сигнализации и связи и содержатся согласно нормам и правилам, установленным Госкомсанэпиднадзором России, Государственной противопожарной службой России и другими органами.

1.15. Работа следственных изоляторов организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

1.16. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение следственных изоляторов могут производиться также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Следственные изоляторы вправе дополнительно использовать другие источники финансирования, предусмотренные законом и настоящим Положением.

1.17. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности осуществляются следственными изоляторами самостоятельно в порядке, установленном МВД России.

1.18. Контроль за деятельностью следственных изоляторов осуществляют органы государственной власти Российской Федерации, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Непосредственный контроль за деятельностью следственных изоляторов осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, ГУИН МВД России и территориальные органы управления УИС.

Органы местного самоуправления, общественные организации (объединения) контролируют деятельность следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Основные задачи

Основными задачами следственных изоляторов являются:

2.1. Создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы уклониться от отбывания наказания.

2.2. Осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу.

2.3. Обеспечение правопорядка и законности в следственных изоляторах, безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

2.4. Обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых.

2.5. Организация жизнедеятельности следственных изоляторов, а также развитие и укрепление их материально-технической базы и социальной сферы.

3. Основные функции

Для выполнения стоящих перед ними задач следственные изоляторы:

3.1. Осуществляют прием подозреваемых и обвиняемых и размещение их по камерам в соответствии с установленными нормами и требованиями.

3.2. Обеспечивают охрану подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними.

3.3. Обеспечивают изоляцию подозреваемых и обвиняемых в порядке, предусмотренном приложением.

3.4. Выявляют, предупреждают и пресекают преступления и другие правонарушения со стороны подозреваемых и обвиняемых.

3.5. Обеспечивают установление и поддержание порядка, регламентированного правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов.

3.6. Предоставляют оборудованные помещения, расположенные на территориях следственных изоляторов, для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других экспертиз.

3.7. Осуществляют вывод подозреваемых и обвиняемых из камер к следователям, прокурорам, иным лицам, имеющим право вызова, а также на свидания с защитниками и иными лицами.

3.8. Осуществляют передачу конвою подозреваемых и обвиняемых для отправки к месту назначения.

3.9. Освобождают из-под стражи лиц, в отношении которых вынесено соответствующее судебное решение, постановление органа дознания, следователя или прокурора, истек срок содержания под стражей, состоялись акты об амнистии или помиловании либо истек назначенный приговором срок отбывания наказания в виде лишения свободы.

3.10. Осуществляют организацию и проведение мероприятий по обеспечению безопасности следственных изоляторов и соблюдению режимных требований на прилегающих к ним территориях.

3.11. Осуществляют материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством Российской Федерации.

3.12. Исполняют уголовное наказание в виде лишения свободы в отношении категорий осужденных, указанных в пункте 1.6 настоящего Положения.

3.13. Осуществляют проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном законом. Оказывают содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в проведении соответствующих мероприятий в отношении подозреваемых и обвиняемых.

3.14. Создают необходимые условия для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых.

3.15. Привлекают подозреваемых и обвиняемых к труду на производствах, организованных в следственных изоляторах, обеспечивая их материальную и моральную заинтересованность в результатах труда. Осуществляют предпринимательскую и иную деятельность с целью привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду, а также для обеспечения своей жизнедеятельности.

3.16. Проводят культурно-воспитательную работу с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, создают им условия для получения общего среднего образования.

3.17. Осуществляют права по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за следственными изоляторами имуществом УИС, находящимся в федеральной собственности, в пределах, установленных договором, заключенным с Главным управлением исполнения наказаний МВД России, и принимают все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.

3.18. Осуществляют эксплуатацию зданий, сооружений, систем инженерного обеспечения и жилищного фонда следственных изоляторов.

3.19. Выступают заказчиками по капитальному строительству объектов специального и производственного назначения, жилья и социальной сферы для персонала следственных изоляторов. Осуществляют контроль за расходованием выделенных на эти цели ассигнований.

3.20. Обеспечивают персоналу следственных изоляторов и работающим подозреваемым и обвиняемым необходимые условия труда, отвечающие требованиям безопасности, санитарии и гигиены.

3.21. Предоставляют вышестоящим органам управления УИС, а также государственным органам, на которые законодательством Российской Федерации возложена проверка производственной деятельности следственных изоляторов, соответствующую информацию.

3.22. Ведут бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечивают законность и целесообразность проводимых финансовых и хозяйственных операций, экономное и эффективное расходование государственных средств.

3.23. Разрабатывают проекты смет расходов и доходов на содержание следственных изоляторов, их жилищного фонда, определяют потребность следственных изоляторов и их жилищного фонда в государственных капитальных вложениях, автотранспорте, оборудовании, грузоподъемных средствах, обеспечивают их защиту и согласование.

3.24. Осуществляют финансирование собственных расходов, ведущегося капитального строительства в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований и лимитов, а также средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности и из других законных источников. Обеспечивают рациональное распределение финансовых, материально-технических ресурсов для осуществления задач, стоящих перед следственными изоляторами, устанавливают контроль за их использованием.

3.25. Осуществляют своевременную оплату труда, выплату установленных компенсаций и льгот, а также материальное стимулирование персонала следственных изоляторов и работающих подозреваемых и обвиняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.26. Обеспечивают правовую, социальную защиту и личную безопасность персонала следственных изоляторов и членов их семей, создание им необходимых жилищно-бытовых условий, а также развитие и бесперебойное функционирование социальных сфер следственных изоляторов.

3.27. Организуют профессиональную подготовку сотрудников следственных изоляторов, а также специальную подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также оказанием доврачебной помощи пострадавшим.

3.28. Обеспечивают сотрудников следственных изоляторов оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения с целью реализации гарантий личной безопасности сотрудников следственных изоляторов и членов их семей.

3.29. Осуществляют контроль за выполнением сотрудниками следственных изоляторов правил ношения установленной формы одежды.

3.30. Обеспечивают создание жилищных фондов следственных изоляторов и их эксплуатацию.

3.31. Осуществляют мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне аппаратов следственных изоляторов. Контролируют готовность их сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в военный период.

3.32. Осуществляют противопожарные и противоэпидемические мероприятия, предусмотренные государственными стандартами, нормами и правилами.

3.33. Обеспечивают, при наличии условий, создание и развитие подсобных хозяйств с целью увеличения выпуска сельхозпродукции для улучшения снабжения персонала следственных изоляторов, членов их семей, а также подозреваемых и обвиняемых продуктами питания.

4. Основные обязанности и права
начальников следственных изоляторов

Начальники следственных изоляторов:

4.1. Несут персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на следственные изоляторы задач и функций, обеспечивают организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности следственных изоляторов, соблюдение государственной штатной и финансовой дисциплины.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»