Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 ноября 1997 года N 23Ц


О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава

(с изменениями на 16 июня 1998 года)
____________________________________________________________________
Не применяется с 23 января 2020 года на основании
приказа Минтранса России от 22 августа 2019 года N 273
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом МПС России от 16 июня 1998 года N 12Ц (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 19, 17.08.98).

____________________________________________________________________



В целях обеспечения единого порядка проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и в соответствии с пунктом 6 Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить:

Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах (приложение 1);

Положение о порядке присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава на российских железных дорогах (приложение 2).

2. Руководителям департаментов МПС России: локомотивного хозяйства Г.Б.Сарафанову, кадров и учебных заведений Н.М.Бурносову, начальникам железных дорог, руководителям других предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта обеспечить в установленном порядке соответствующую проверку знания положений настоящего приказа причастными работниками.

Министр
                                               Н.Е. Аксёненко

Верно: Начальник отдела
Юридического управления
МПС России                                             
Н.А.Карташёва


Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
15 декабря 1997 года.
Регистрационный N 1428

Приложение 1
к приказу МПС России
от 11 ноября 1997 года N 23Ц

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств
на право управления локомотивом, моторвагонным
подвижным составом на российских железных дорогах

(с изменениями на 16 июня 1998 года)


1. Общие положения

1. Настоящее Положение распространяется на работников предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, а также работников предприятий и организаций, не входящих в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

2. К теоретическим испытаниям на право управления локомотивом (электровоз, тепловоз, паровоз, газотурбовоз) и моторвагонным подвижным составом (электропоезд, дизельпоезд), далее именуемых локомотивом, на путях общего пользования допускаются лица не моложе 18 лет при наличии:

квалификации слесаря по ремонту локомотива, моторвагонного подвижного состава (далее -  локомотив) не ниже 3-го разряда;

стажа работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива, установленного настоящим Положением;

свидетельства о присвоении профессии машиниста локомотива установленного образца, которое выдается по окончании специализированного учебного заведения.

3. Лица, допущенные к теоретическим испытаниям в дорожной квалификационной комиссии при службе локомотивного хозяйства, должны знать:

1) Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;

2) устройство, работу, управление локомотивом, а также установленный порядок содержания и ухода за ним в эксплуатации;

3) устройство, действие и управление тормозами локомотива;

4) основные положения Правил текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов;

5) основные свойства и характеристики видов топлива, применяемых на локомотивах, методов их экономного расходования и экономии электроэнергии;

6) правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации и ремонте локомотивов;

7) должностную инструкцию локомотивной бригады;

8) приказы, указания, инструкции и другие документы, относящиеся к кругу работы машинистов локомотивов;

9) Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации.

II. Обучение и проведение испытаний

4. Профессиональная подготовка машинистов локомотивов проводится с отрывом от производства в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку, по учебным планам и программам, утверждаемым Департаментом кадров и учебных заведений МПС России по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства МПС России.

Для лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование по тяговым специальностям, разрешается проводить профессиональную подготовку машинистов локомотивов без отрыва от производства в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку. Экзамен на присвоение профессии машиниста локомотива проводится в комиссиях образовательных учреждений и образовательных подразделений локомотивных депо.

В процессе профессиональной подготовки машинистов локомотивов необходимо использовать технические средства, повышающие качество обучения - электронные тренажеры на базе персональных электронных вычислительных машин, обучающие программы, действующие модели, схемы и другие пособия.

5. Теоретические испытания на право управления локомотивом проводятся дорожными квалификационными комиссиями при службе локомотивного хозяйства в составе: начальника службы локомотивного хозяйства или его заместителя (председатель), начальника отдела ремонта службы локомотивного хозяйства, старшего ревизора службы локомотивного хозяйства, машиниста-инструктора, ведающего вопросами работы тормозов подвижного состава, представителя ревизорского аппарата по безопасности движения поездов железной дороги, а также представителя соответствующего выборного профсоюзного органа. Председатель комиссии имеет право привлекать дополнительно к работе в комиссии соответствующих специалистов. В случае отсутствия в управлении железной дороги службы локомотивного хозяйства в состав комиссии входят специалисты службы, ведающей указанными вопросами.

6. Лица, направляемые в дорожную квалификационную комиссию при службе локомотивного хозяйства для теоретических испытаний, обязаны иметь заключения о прохождении практических испытаний в умении вождения поездов, которые должны проводиться на участках, обслуживаемых локомотивными бригадами данного депо, с наиболее сложным профилем пути протяженностью не менее 100 км с грузовым поездом весом равным норме, установленной графиком движения поездов.

Практические испытания с пассажирскими и пригородными поездами проводятся на участках, обслуживаемых локомотивными бригадами данного депо.

При этом лицу при проведении испытания предоставляется право управления локомотивом с момента его приемки и до сдачи под непосредственным наблюдением машиниста-инструктора локомотивных бригад и машиниста локомотива. Результаты проведенного испытания оформляются актом формы ТУ-140 и утверждаются начальником локомотивного депо.

Для лиц, направляемых в дорожную квалификационную комиссию при службе локомотивного хозяйства для прохождения теоретических испытаний на право управления паровозом, разрешается проходить практические испытания в маневровой работе на железнодорожной станции. При этом время работы под непосредственным наблюдением машиниста-инструктора локомотивных бригад и машиниста паровоза должно быть не менее 6 часов.

7. Лица, направляемые на профессиональную подготовку, должны иметь первую группу профессиональной пригодности в соответствии с Методическими указаниями по проведению психологических обследований в локомотивном хозяйстве, утвержденными указанием МПС России от 25.11.93 N 226у (абзац в редакции, введенной в действие с 28 августа 1998 года приказом МПС России от 16 июня 1998 года N 12Ц).

Для работников железных дорог, прошедших обучение в дорожных технических школах, экзамен на присвоение профессии машиниста локомотива совмещается с теоретическими испытаниями на право управления локомотивом соответствующего вида тяги. Лицам, окончившим такие школы, но работающим на предприятиях, не входящих в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, теоретические испытания на право управления локомотивом не проводятся и выдается свидетельство о присвоении профессии машиниста локомотива.

8. При проведении теоретических испытаний в дорожных технических школах дорожная квалификационная комиссия при службе локомотивного хозяйства по проведению теоретических испытаний состоит из следующих членов: начальник службы локомотивного хозяйства или его заместитель (председатель), представитель ревизорского аппарата по безопасности движения поездов, начальник дорожной технической школы или его заместитель и преподаватели предметов, по которым проводится испытание, а также представитель соответствующего выборного профсоюзного органа. В случае подготовки специалиста в образовательных подразделениях локомотивных депо в комиссию по проведению теоретических испытаний включается начальник соответствующего депо.

9. Лица, допущенные в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения к теоретическим испытаниям на право управления локомотивом железной дороги широкой колеи, должны иметь стаж фактической работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива соответствующего вида тяги не менее двух лет. Для помощников машинистов, при переходе их на работу с локомотивов одного вида тяги на локомотивы другого вида тяги, стаж работы на локомотиве после перехода должен быть не менее трех месяцев, а общий стаж работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива - не менее двух лет.

Для лиц, окончивших высшие и средние специальные учреждения железнодорожного транспорта по тяговым специальностям, стаж работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива должен составлять не менее шести месяцев.

Машинисты, обслуживающие локомотивы железных дорог узкой колеи (600, 750, 900 мм), при переходе на локомотивы соответствующего вида тяги широкой колеи допускаются к теоретическим испытаниям на право управления локомотивом при стаже работы в качестве действующего помощника машиниста широкой колеи не менее трех месяцев.

Стаж работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива при проведении испытаний на право управления локомотивом железной дороги узкой колеи должен составлять не менее одного года.

Для лиц, имеющих свидетельство на право управления локомотивом, при переквалификации на локомотивы другого вида тяги стаж работы в качестве действующего помощника машиниста должен составлять не менее трех месяцев на локомотиве соответствующего вида тяги.

При подготовке в дорожных технических школах машинистов широкого профиля, с правом управления паровозом, из числа помощников машинистов или машинистов электровозов и тепловозов, стаж работы на паровозе для получения права управления паровозом должен составлять не менее одного месяца.

Для лиц, направляемых в дорожную техническую школу с программой обучения по локомотивам двух видов тяги, стаж практической работы помощником машиниста локомотива должен составлять в сумме не менее двух лет на обоих видах тяги, но не менее трех месяцев на каждом из них.

10. Представление помощников машинистов, успешно прошедших обучение по профессии машиниста локомотива, для прохождения теоретического испытания на право управления локомотивом в дорожной квалификационной комиссии при службе локомотивного хозяйства проводится начальником локомотивного депо, а лиц, окончивших дорожные технические школы машинистов локомотивов, - начальниками этих школ.

11. Помощники машинистов и машинисты локомотивов, представляемые для прохождения теоретических испытаний на право управления локомотивом в дорожной квалификационной комиссии при службе локомотивного хозяйства, подвергаются предварительным теоретическим испытаниям в комиссии локомотивного депо в составе: начальника локомотивного депо (председатель), машиниста-инструктора локомотивных бригад, инженера-технолога по ремонту локомотивов, а также представителя соответствующего выборного профсоюзного органа (далее - комиссия локомотивного депо).

Результаты испытаний оформляются актом формы ТУ-139, который подписывают все члены комиссии локомотивного депо. Акт направляется в дорожную квалификационную комиссию при службе локомотивного хозяйства.

III. Выдача свидетельств на право управления локомотивом

12. На помощников машинистов, направляемых на теоретические испытания в дорожную квалификационную комиссию при службе локомотивного хозяйства, локомотивным депо представляются следующие документы: акт о сдаче практических испытаний, акт предварительных теоретических испытаний в комиссии локомотивного депо (на лиц, подлежащих этим испытаниям), справка о требуемом стаже работы, подписанная начальником локомотивного депо (его заместителем) и главным бухгалтером локомотивного депо, справка о разряде слесаря по ремонту подвижного состава, копия документа об образовании, заключение психолога локомотивного депо о прохождении профессионального отбора с результатом профпригодности не ниже первой группы, копия медицинской карты с фотографией и медицинское заключение о пригодности к работе машинистом, свидетельство о присвоении профессии машиниста локомотива, которое выдается по окончании специализированного учебного заведения.

На машинистов локомотивов, переквалифицирующихся с локомотивов одного вида тяги на локомотивы другого вида тяги, в дорожную квалификационную комиссию при службе локомотивного хозяйства представляются: копия свидетельства на право управления локомотивом, акты о сдаче практических и предварительных теоретических испытаний, справка о требуемом стаже работы, заключение психолога локомотивного депо о прохождении профессионального отбора, копия медицинской карты с фотографией и медицинское заключение о пригодности к работе машинистом.

На машинистов локомотивов, лишенных свидетельств на право управления локомотивом на срок свыше трех месяцев, при их восстановлении, начальником локомотивного депо в дорожную квалификационную комиссию при службе локомотивного хозяйства представляются акты о проведении практических и предварительных теоретических испытаний, заключение психолога локомотивного депо о прохождении профессионального отбора, копия медицинской карты с фотографией и медицинское заключение о пригодности к работе машинистом и документы, подтверждающие его работу машинистом до лишения свидетельства на право управления локомотивом.

13. Дорожная квалификационная комиссия при службе локомотивного хозяйства результаты теоретических испытаний на право управления локомотивом оформляет актом формы ТУ-139. Акт подписывается всеми членами комиссии.

14. Лицам, выдержавшим в дорожной квалификационной комиссии при службе локомотивного хозяйства испытания на право управления локомотивом, служба локомотивного хозяйства выдает свидетельства на право управления локомотивом формы ТУ-123, а лицам, переквалифицировавшимся с локомотива одного вида тяги на локомотив другого вида тяги, - свидетельство-вкладыш к форме ТУ-123. Свидетельство-вкладыш к форме ТУ-123 на право управления локомотивом без основного свидетельства недействительно.

Свидетельство формы ТУ-123 на право управления локомотивом выдается только работникам предприятий системы МПС России. Установленный настоящим Положением порядок выдачи свидетельств на право управления локомотивом распространяется на локомотивные бригады организаций транспортного строительства, выполняющих строительные работы для российских железных дорог, только по специальному разрешению Министерства путей сообщения Российской Федерации.

15. Свидетельство формы ТУ-123 при выдаче регистрируется в книге учета формы ТУ-149 и вручается лицу, прошедшему соответствующие испытания, лично под расписку или высылается начальнику локомотивного депо для вручения по месту работы лица, прошедшего испытания, в аналогичном порядке.

16. Книга учета формы ТУ-149, акты о прохождении практических и теоретических испытаний на право управления локомотивом подлежат хранению в дорожном архиве.

17. Свидетельство на право управления локомотивом, выданное службой локомотивного хозяйства одной из российских железных дорог, является общесетевым и действительно на всех российских железных дорогах.

18. При выдаче свидетельства в нем указывается локомотив того вида тяги, на управление которым выдержаны испытания.

В случае перехода машиниста на работу на локомотивы того же вида тяги, но другой серии, рода тока или системы передачи, он должен пройти повышение квалификации на курсах целевого назначения и сдать проверочные испытания в комиссии локомотивного депо в знании особенностей конструкции этого локомотива.

Свидетельство на право управления локомотивом железной дороги узкой колеи выдается лицам, выдержавшим в дорожной квалификационной комиссии при службе локомотивного хозяйства железной дороги испытания применительно к узкой колее, в соответствии с требованиями настоящего Положения. Это свидетельство для работы машинистом локомотива нормальной колеи недействительно.

19. Свидетельство на право управления локомотивом, выданное предприятиями, не входящими в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности не дает права выезда машинисту на железнодорожные пути общего пользования.

При необходимости выезда на железнодорожные пути общего пользования машинисты локомотивов, имеющие указанное свидетельство, должны пройти теоретические испытания на право выезда на железнодорожные пути общего пользования в комиссии отделения железной дороги, а в случае отсутствия отделения железной дороги - в дорожной квалификационной комиссии при службе локомотивного хозяйства железной дороги, к которой примыкают пути предприятий, не входящих в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, в объеме знаний, перечисленных в пункте 3 настоящего Положения, за исключением подпунктов 2, 4, 5, 9.

Результаты испытаний оформляются актом формы ТУ-139 за подписями всех членов комиссии. Практические испытания (пробная поездка) производятся с машинистом-инструктором локомотивных бригад ближайшего локомотивного депо.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»