Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2012 года № 643


О внесении изменений в постановление Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии развития Томской области до 2020 года»

________________________________________________________
Утратило силу  на основании
Постановления Законодательной Думы Томской области от 26 марта 2015 года № 2580
__________________________________________________________




Рассмотрев проект постановления «О внесении изменений в постановление Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии развития Томской области до 2020 года», внесенный Губернатором Томской области, Законодательная Дума Томской области

постановляет:

Внести в постановление Государственной Думы Томской области  от 27 октября 2005 года № 2539 «О Стратегии развития Томской области  до 2020 года» следующие изменения:

1) наименование постановления изложить в следующей редакции:  «О Стратегии социально - экономического развития Томской области  до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)»;

2) преамбулу постановления изложить в следующей редакции: «Рассмотрев проект Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), внесенный Губернатором Томской области,»;

3) пункт 1 постановления изложить в следующей редакции:

«1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) согласно приложению.»;

4) приложение к постановлению изложить в следующей редакции:


«Приложение к постановлению
Государственной Думы
Томской области
от 27.10.2005 № 2539

     


СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА
(с прогнозом до 2025 года)


I. Оценка текущего уровня конкурентоспособности Томской области

1.1. Конкурентные преимущества Томской области

1.2. Факторы, ограничивающие развитие Томской области

1.3. Ключевые вызовы для развития Томской области

1.4. Перспективные возможности развития Томской области

II. Стратегическая цель развития Томской области до 2020 года

III. Среднесрочные цели и задачи развития Томской области до 2018 года

Цель 1. Инновационная и конкурентоспособная экономика

Цель 2. Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей

Цель 3. Рациональное использование природного капитала

Цель 4. Развитая инфраструктура

Цель 5. Эффективная власть

IV. Стратегические приоритеты развития Томской области

V. Сбалансированное территориальное развитие Томской области

5.1. Формирование зон территориального развития

5.1.1. Юг Томской области - «Центр знаний и инноваций»

Зона территориального развития 1. «Центр образования, исследований  и разработок»

Зона территориального развития 2. «Развитие высокотехнологичных производств»

Зона территориального развития 3. «Центр по развитию ядерных технологий Сибири»

5.1.2. Север Томской области - «Центр компетенции по добыче  и переработке природных ресурсов»

Зона территориального развития 4. «Развитие лесопромышленного комплекса»

Зона территориального развития 5. «Развитие агропромышленного комплекса»

Зона территориального развития 6. «Развитие ресурсного потенциала  и запасов железной руды»

Зона территориального развития 7. «Освоение запасов нефти и газа  на правобережье р. Обь»

5.2. Оптимизация системы расселения Томской области

VI. Прогноз отдельных показателей развития Томской области  до 2025 года

VII. Механизмы реализации и организация управления Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года  (с прогнозом до 2025 года)

Приложение 1. Оценка конкурентоспособности Томской области  за период 2005-2010 годы.

Приложение 2. Индикаторы стратегической, среднесрочных целей  и задач развития Томской области.

Приложение 3. Организационная структура разграничения ответственности за достижение стратегической, среднесрочных целей и задач социально-экономического развития Томской области между кластерами управления.

Стратегия социально-экономического развития Томской области
до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)


Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) (далее - Стратегия) определяет стратегические цели и задачи развития Томской области, а также основные направления их достижения на долгосрочную перспективу.

Стратегия разработана с учетом следующих нормативных правовых актов: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р); Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537); Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р); основных положений отраслевых документов стратегического планирования федерального уровня, указов Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, определяющих меры по реализации государственной политики в различных сферах социально-экономического развития Российской Федерации.

Основу стратегического видения развития Томской области составляют:

1. Оценка текущего уровня конкурентоспособности Томской области.

2. Сбалансированное территориальное развитие Томской области.

3. Прогноз отдельных показателей развития Томской области.

I. Оценка текущего уровня конкурентоспособности Томской области


На основе результатов стратегического анализа развития Томской области (приложение 1) выявлены конкурентные преимущества, ограничивающие факторы, перспективные возможности и ключевые вызовы для развития Томской области.

1.1. Конкурентные преимущества Томской области

1.1.1. Развитый научно-образовательный комплекс

Доля научно-образовательного комплекса в валовом региональном продукте (далее - ВРП) Томской области с 2007 года превышает 5%.

В Томской области функционирует 10 учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования, в том числе 6 государственных университетов, из них 2 национальных исследовательских, 11 НИИ, 6 институтов ТНЦ СО РАН, 6 институтов ТНЦ РАМН.

Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ) и Национальный исследовательский Томский политехнический университет (НИ ТПУ) являются ведущими высшими учебными заведениями Томской области и входят в список 13 лучших университетов Российской Федерации, а также в список 700 лучших университетов мира(1).

_________________________

(1) По данным рейтинга лучших университетов мира QS World University Ranking 2011/12

В Томских высших учебных заведениях ведется подготовка специалистов более чем по 300 специальностям, 60 из которых связаны  с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития России.

1.1.2. Качественные трудовые ресурсы

Доля населения с высшим образованием в общей численности лиц, занятых в экономике Томской области, в 2010 году составила 32%. Томская область по данному показателю заняла 12-е место в Российской Федерации.

Самая высокая среди всех субъектов Российской Федерации концентрация научных сотрудников высшей квалификации, которая обусловлена наличием в Томской области более 5 тысяч докторов и кандидатов наук.

Патентная активность в Томской области вдвое превышает среднюю по Российской Федерации. В 2010 году патентная активность в Томской области составила 5,52% в среднем по Российской Федерации - 2,85%.

1.1.3. Богатые природные ресурсы

Прогнозные запасы нефти и газа с учетом потенциала правобережья р. Обь оцениваются на уровне 1 млрд. тонн нефти и 1 трлн. куб. м. газа.

Расчетная лесосека Томской области составляет 41 млн. куб. м.

На государственный баланс ресурсов поставлено 2,7 млрд. тонн прогнозных ресурсов железной руды категории Р1. Разведанные запасы железной руды оцениваются в 28,7 млрд. тонн. Прогнозные запасы руды оцениваются в 110 млрд. тонн.

Запасы 28 промысловых диких животных оцениваются в объеме  1 135 тыс. особей, 38 промысловых видов птиц - в объеме 5 656 тыс. особей, 14 видов рыб - 12 тыс. тонн в год.

1.2. Факторы, ограничивающие развитие Томской области

1.2.1. Относительно низкий уровень доходов населения

Рост реальных доходов населения Томской области в 2010 году ниже роста реальных доходов населения в среднем по Российской Федерации  на 1,7 п.п. (Томская область - 103,4%, Российская Федерация - 105,1%,  в 2005 году - 110,8% и 112,4 % соответственно).

Межотраслевая дифференциация по уровню оплаты труда в Томской области в 2010 году составила 4,4 раза, межтерриториальная - 3,1 раза  (в 2005 году - 7,3 раза и 4,4 раза соответственно).

1.2.2. Ограниченный доступ к капиталу

Недостаток привлекательных объектов для инвестиций, недостаточный уровень развития инвестиционной среды и низкая активность стратегических инвесторов.

Низкая доступность финансовых ресурсов для компаний малого  и среднего бизнеса - 38-ое рейтинговое место(2) (из 40 возможных)  в Российской Федерации, географическая удаленность от центров принятия решений финансовых институтов.

_________________________

(2) Данные исследовательского проекта «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011», выполненного по заказу ОПОРЫ РОССИИ.


1.2.3. Неразвитость транспортной, энергетической и ИКТ-инфраструктуры

Низкая плотность автомобильных дорог - в 2010 году Томская область заняла 71-е место в Российской Федерации по данному показателю  (2005 год - 72-е рейтинговое место).

Рост энергодефицитности территории до 44% в 2010 году  (в 2005 году - 36%).

Покрытие современными услугами связи не имеет 16% населенных пунктов Томской области (1,6% населения).

1.2.4. Зависимость экономики региона от конъюнктуры мировых цен на нефть

Доля топливного сектора в структуре ВРП в 2010 году занимала 24% (2005 год - 35,4%).

Доля топливного сектора в налоговых поступлениях в бюджет Томской области в 2010 году превышала 20% (2005 год - 41%).

     1.3. Ключевые вызовы для развития Томской области


1.3.1. Замедление темпов экономического роста и необходимость обеспечения социальной стабильности, что является следствием кризисных явлений в мировой экономике.

1.3.2. Вступление России во Всемирную торговую организацию  и усиление конкуренции на внутренних и внешних рынках.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»