Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54092-2010

Группа Д55

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

ВНЕШНИЙ ШУМ

Нормы и методы определения

Special railway rolling stock. Outdoor noise. Measuring standards and methods of determination

ОКС 45.060

ОКП 31 8600

Дата введения 2011-06-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 752-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни внешнего шума (уровни звука) железнодорожного специального подвижного состава (СПС) и методы их определения при периодических и типовых испытаниях, а также при подтверждении соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере технического регулирования, и в случаях, предусмотренных разделом 4 настоящего стандарта.

Выполнение требований 4.3, 4.4 обеспечивает соблюдение требований безопасности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере технического регулирования на железнодорожном транспорте.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования

ГОСТ Р 54061-2010 (ИСО 3095:2005) Подвижной состав. Акустика. Измерение внешнего шума

ГОСТ 8.038-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений звукового давления в воздушной среде в диапазоне частот 2 Гц - 100 кГц

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 31252-2004 (ИСО 3740:2000) Шум машин. Руководство по выбору метода определения уровней звуковой мощности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31252, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 специальный подвижной состав (СПС): Несъемные подвижные единицы на железнодорожном ходу:

- специальный самоходный подвижной состав - мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов и (или) доставки работников организаций к месту работы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме;

- специальный несамоходный подвижной состав - железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и другой специальный подвижной состав, предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, включаемый в хозяйственные поезда.

3.2 железнодорожно-строительные машины: Вид специального подвижного состава, имеющий один или несколько рабочих органов, выполняющих работы по строительству, всем видам ремонтов, содержанию и обслуживанию сооружений и устройств железных дорог.

3.3 транспортный режим: Режим движения без выполнения соответствующих данному типу СПС технологических функций.

3.4 технологический режим: Режим работы СПС, при котором реализуются его технологические функции по строительству, ремонту, текущему содержанию пути и др.

     4 Допустимые уровни шума

4.1 Устанавливают следующие показатели (параметры) внешнего шума СПС:

- уровень шума (уровень звука) в контрольных точках, дБ (А), измеренный при временной характеристике шумомера F (быстро) по ГОСТ 17187, ГОСТ Р 53188.1 (транспортный режим; технологический режим циклического действия в движении);

- уровень шума (уровень звука) в контрольных точках, дБ (А), измеренный при временной характеристике шумомера S (медленно) по ГОСТ 17187, ГОСТ Р 53188.1 (технологический режим непрерывного действия в движении и без движения);

- уровни звукового давления в заданных октавных полосах, дБ, измеренные при временной характеристике шумомера S (медленно) по ГОСТ 17187, ГОСТ Р 53188.1 (измерения на стоянке в целях проверки слышимости разговорной речи).

4.2 Нормируемыми показателями (параметрами) внешнего шума СПС являются:

- максимальный уровень внешнего шума (максимальный уровень звука) по шкале А - ;

- уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 500, 1000, 2000 Гц.

4.3 Максимальный уровень звука по шкале AF определяют за время измерения с использованием временной характеристики F (быстро) шумомера.

Максимальный уровень внешнего шума (максимальный уровень звука) СПС при движении в транспортном режиме не должен превышать:

- 84 дБ (А) - для СПС с конструкционной скоростью от 60 до 100 км/ч при движении самоходом со скоростью 2/3 конструкционной скорости ±5 км/ч, при работе силовой установки в режиме тяги с реализацией номинальной мощности или в составе поезда со скоростью 2/3 конструкционной СПС;

- 78 дБ (А) - для СПС с конструкционной скоростью от 40 до 50 км/ч при движении самоходом со скоростью 2/3 конструкционной скорости ±5 км/ч, при работе силовой установки в режиме тяги с реализацией номинальной мощности или в составе поезда со скоростью 2/3 конструкционной СПС.

4.4 Максимальный уровень внешнего шума (максимальный уровень звука) СПС в технологическом режиме не должен превышать 84 дБ (А).

4.5 В целях обеспечения слышимости разговорной речи уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 500, 1000, 2000 Гц не должны превышать значений соответственно 83, 80, 78 дБ, соответствующих предельному спектру ПС-80.

     5 Методы определения

     5.1 Общие требования

5.1.1 Методы измерений, устанавливаемые настоящим стандартом, представляют собой методы инженерного уровня (степень точности 2, среднее квадратическое отклонение 2 дБ) по ГОСТ Р 54061.

5.1.2 Допуск нормативных значений показателей должен быть +2 дБ (А).

5.1.3 Требования безопасности - в соответствии с ГОСТ 12.0.004 и [1].

     5.2 Условия проведения измерений

5.2.1 В месте проведения измерений должны быть обеспечены условия свободного звукового поля над звукоотражающей плоскостью, т.е. при удвоении расстояния от источника шума уровень шума (уровень звука) должен уменьшаться на 6 дБ (А).

5.2.2 Измерительный микрофон (далее - микрофон) оборудуют специально предназначенным для этого ветрозащитным устройством.

5.2.3 Не допускается нахождение людей между микрофоном и источником шума.

5.2.4 Измерения не проводят при выпадении атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с.

5.2.5 При проведении измерений уровень шума (уровень звука), исходящий от других средств транспорта, зданий, ветра, должен быть ниже уровня шума (уровня звука) испытуемого СПС не менее чем на 10 дБ (А).

     5.3 Характеристика измерительного участка железнодорожного пути

5.3.1 Измерения проводят при движении СПС на измерительном участке пути с железобетонными или деревянными шпалами в количестве не менее 1840 штук на 1 км, уложенными на балластный слой из щебня.

Техническое состояние измерительного участка пути должно соответствовать оценке не ниже "хорошо", подтвержденной посредством проверки, выполненной специальными путеизмерительным вагоном или тележкой в соответствии с [2].

5.3.2 Измерения проводят при движении СПС на бесстыковых участках пути, не имеющих волнообразного износа, с рельсами массой на единицу длины не менее 50 кг/м.

Допускается проведение измерений при движении СПС на звеньевом участке пути, что отражают в протоколе испытаний.

5.3.3 Измерительный участок пути не должен проходить по мостам, стрелочным переводам, в тоннелях, через выемки, траншеи, территории жилой и промышленной застройки, лесопосадки.

Измерительный участок пути не должен иметь кривых радиусом менее 1000 м, подъемов или уклонов больше 5‰.

5.3.4 Конструкция и техническое состояние измерительного участка пути должны обеспечивать движение СПС по нему с конструкционной скоростью.

5.3.5 При проведении измерений в технологическом режиме к состоянию измерительного участка пути специальных требований не предъявляют.

     5.4 Состояние испытуемого специального подвижного состава

5.4.1 Испытуемый СПС должен находиться в состоянии полной рабочей оснащенности и отвечать требованиям технических условий на конкретный тип СПС.

5.4.2 Колеса испытуемого СПС не должны иметь дефектов: ползунов, наваров, выщербин в соответствии с [1].

5.4.3 Измерения проводят при закрытых наружных дверях, окнах, люках на кузове и при открытых жалюзи охлаждающих устройств и воздухозаборников.

5.4.4 Вспомогательное оборудование СПС, которое эксплуатируют в транспортном и технологическом режимах, должно работать. Исключением является такое вспомогательное оборудование, которое работает редко (менее 2% времени работы СПС) и кратковременно (менее 1 мин) и повышает уровень шума (уровень звука) не более чем на 5 дБ (А). Влияние этого оборудования на уровень внешнего шума СПС допускается не учитывать.

     5.5 Режимы работы при измерениях

5.5.1 Измерения в транспортном режиме

Для самоходного СПС измерения проводят при установившемся режиме движения со скоростью 2/3 конструкционной ±5 км/ч при работе силовой установки в режиме тяги с реализацией номинальной мощности.

Допускается раздельная реализация скоростных режимов (измерение уровня шума при движении самоходного СПС с различными скоростями с выключенным дизелем) и нагрузочных режимов (измерение уровня шума при работе самоходного СПС с нагрузкой на реостат или в "стоповом" режиме в рабочем диапазоне частот вращения дизеля) с последующим суммированием результатов измерений.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».