Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 54897-2012

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ

Требования безопасности и методы контроля

Automatics and telemechanics railway systems on railway stations. Safety requirements and methods of checking


ОКС 45.020

Дата введения 2013-01-01

     


Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВПО "ПГУПС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 апреля 2012 г. N 56-ст

4 В настоящем стандарте реализованы требования технического регламента "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" применительно к объекту технического регулирования - системам сигнализации, централизации и блокировки на перегонах и станциях:

- подразделы 4.1-4.5 содержат минимально необходимые требования безопасности;

- подразделы 5.1-5.6 устанавливают методы проверки минимально необходимых требований безопасности для осуществления оценки соответствия

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях (далее - станционные системы).

Настоящий стандарт устанавливает функции безопасности и условия безопасного функционирования станционных систем, значения параметров, обеспечивающих безопасность станционных систем, критерии их опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам станционных систем.

Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратно-программных средств, применяемых в составе станционных систем, а также при оценке соответствия станционных систем требованиям безопасности.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения.

ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53431, ГОСТ Р 53685.

     4 Требования безопасности

     4.1 Общие требования к системам железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях

4.1.1 Станционная система должна осуществлять управление станционными объектами с соблюдением принципа единоначалия, с уровней иерархической системы управления перевозочным процессом:

а) поездным диспетчером при включении железнодорожной станции в систему диспетчерской централизации участка;

б) дежурным по железнодорожной станции маршрутными и индивидуальными командами при автономном управлении станционной системой;

в) руководителем маневров в режиме местного управления отдельным районом железнодорожной станции.

4.1.2 Изменение района управления должно производиться с соблюдением принципа единоначалия, в соответствии с командами поездного диспетчера и дежурного по железнодорожной станции в пределах зон их компетенции.

Переход с центрального управления на местное и обратно должен быть возможен в предусмотренных сочетаниях передаваемых объектов железнодорожной автоматики и телемеханики в соответствии с 4.3.9.

4.1.3 Независимо от используемого режима управления устройства станционной системы должны обеспечивать:

- текущий объективный контроль состояния объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (путевые участки, железнодорожные стрелки, светофоры, переезды и т.д.);

- реализацию безопасных интерфейсов с объектами железнодорожной автоматики и телемеханики;

- возможность преобразования и передачи необходимой информации в требуемой форме в смежные и вышестоящие системы управления перевозочным процессом;

- возможность предоставления обслуживающему персоналу необходимых условий безопасного проведения технического обслуживания и ремонта железнодорожной автоматики и телемеханики;

- взаимодействие с техническими средствами оценки технического состояния, идентификации и определения местоположения железнодорожного подвижного состава (далее - подвижной состав);

- возможность ведения техническими средствами железнодорожной автоматики и телемеханики информационных описаний (моделей) стационарных и подвижных объектов управления, отражающих в реальном времени:

а) текущее состояние объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (железнодорожных стрелок, светофоров, путевых участков и т.д.);

б) поездное положение (идентификация железнодорожного поезда (далее - поезд), назначение, текущее местоположение, техническое состояние);

в) локомотивное положение (идентификация локомотива и бригады, назначение, текущее местоположение, техническое состояние локомотива);

г) вагонное положение (идентификация железнодорожного вагона, назначение, текущее местоположение на станции и в железнодорожном подвижном составе, техническое состояние железнодорожного вагона и груза);

д) состояние станционных систем и технологических процессов;

- возможность безсветофорного регулирования движения поездов и маневровых составов путем передачи соответствующих сигнальных кодов в рельсовые цепи, шлейфы, радиоканалы непрерывной или точечной связи с локомотивами.

4.1.4 Станционная система на станциях стыкования должна дополнительно обеспечивать:

- идентификацию задаваемых поездных и маневровых маршрутов следующих видов:

а) маршруты на участках с электротягой постоянного тока;

б) маршруты на участках с электротягой переменного тока;

в) маршруты на участках с автономной тягой;

- автоматическую установку переключателей станции стыкования в требуемое положение при задании маршрута;

- возможность управления переключателями станции стыкования с помощью индивидуально посылаемых команд;

- замыкание переключателя станции стыкования одновременно с замыканием в маршруте любого из изолированных путевых участков, над которыми расположена переключаемая секция контактной сети;

- размыкание переключателя станции стыкования только после размыкания всех секций маршрута, над которыми расположена переключаемая секция контактной сети, и после освобождения переключаемой секции контактной сети пантографами электроподвижного состава;

- возможность выбора задаваемого маршрута по роду тока:

а) в централизованных районах - автоматически;

б) на входах в районы с переключаемыми секциями контактной сети - автоматическое переключение рода тока в переключаемой секции контактной сети на род тока, соответствующий электрической тяге электроподвижного состава, следующего по маршруту через район с переключаемыми секциями контактной сети;

в) идентификацию рода тока системы тягового электроснабжения, поданного на приемо-отправочный путь с переключаемой секцией контактной сети;

- автоматическую установку и замыкание переключателя станции стыкования в положении, соответствующем роду тока в контактной сети на предмаршрутном участке, при установке маршрутов для локомотивов с автономной тягой по входным и маршрутным светофорам, находящихся от границ переключаемой секции контактной сети на расстоянии менее фактического тормозного пути минус 200 м;

- счет числа заездов локомотива на приемо-отправочный путь с переключаемой секцией контактной сети и выездов с него;

- возможность искусственного размыкания пути приема с переключаемой секцией контактной сети.

4.1.5 Станционная система для управления централизованными стрелками должна обеспечивать:

- возможность передачи управления стрелкой с центрального поста на местное управление и обратно;

- перевод централизованной стрелки в положение, определяемое маршрутной или индивидуальной командой;

- перевод централизованной стрелки, переданной на местное управление;

- замыкание централизованной стрелки в маршруте на время его использования;

- блокирование централизованной стрелки от перевода маршрутными или индивидуальными командами;

- фиксацию потери контроля положения остряков или сердечника подвижной стрелочной крестовины до перевода и во время перевода централизованной стрелки;

- перевод централизованной стрелки из неконтролируемого (среднего) положения в контролируемое (нормальное или переведенное) положение;

- при диспетчерской централизации двукратную попытку перевода централизованной стрелки и ее автоматический возврат в нормальное положение при наличии исходных условий перевода и отсутствии фиксации контроля переведенного положения;

- исключение возможности перевода централизованной стрелки индивидуальной командой блокирования;

- перевод и замыкание централизованных стрелок, ведущих на пути осмотра железнодорожного подвижного состава, в охранное положение по запросу оператора пункта технического осмотра железнодорожного подвижного состава;

- выключение централизованной стрелки из централизованного управления с сохранением централизованного контроля положения (включение стрелочного макета);

- установку стрелочного макета для сохранения пользования сигналами при централизованной стрелке, выключенной из управления;

- контроль продолжительности перевода централизованной стрелки и отключение длительно работающего электрического стрелочного двигателя централизованной стрелки при отсутствии контроля переведенного положения в установленное время;

- последовательный или параллельный перевод централизованных стрелок маршрута при индивидуальном или магистральном питании электрических стрелочных приводов с поста электрической централизации стрелок и сигналов;

- возможность исключения контроля свободного состояния стрелочной секции для перевода централизованной стрелки во вспомогательном режиме или переданной на местное управление;

- фиксацию состояния взреза железнодорожного стрелочного перевода;

- восстановление централизованного контроля положения стрелки при ручном переводе стрелочного электропривода курбельной рукояткой (после подтверждения дежурным по железнодорожной станции направления перевода централизованной стрелки);

- управление устройствами очистки централизованных стрелочных переводов от снега.

4.1.6 Станционная система для управления железнодорожными светофорами должна обеспечивать:

- автоматическое включение запрещающего показания станционного светофора при отсутствии команд управления (на поездном светофоре - сигнальное показание красного цвета, на маневровом светофоре - синего);

- согласованное управление и контроль показаний железнодорожного светофора (далее - светофор), маршрутного и сигнального указателей;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs