Статус документа
Статус документа

     

ГОСТ Р ИСО 10007-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Менеджмент качества

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ КОНФИГУРАЦИИ

Quality management. Guidelines for configuration management



ОКС 3.180

Дата введения 2020-10-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр" (Ассоциация "Русский Регистр") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 августа 2019 г. N 517-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10007:2017* "Менеджмент качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации" (ISO 10007:2017 "Quality management - Guidelines for configuration management", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 10007-2007

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2022 г.    

 

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Целью настоящего стандарта является улучшение общего понимания предмета, продвижение использования менеджмента конфигурации и оказание поддержки организациям, применяющим менеджмент конфигурации для улучшения их показателей деятельности.

Настоящий стандарт содержит ответственности и полномочия перед описанием процесса менеджмента конфигурации, который включает планирование, менеджмент конфигурации, идентификацию конфигурации, управление изменениями, учет статуса конфигурации и аудит конфигурации.

Менеджмент конфигурации - деятельность, направленная на применение технического и административного управления процессом жизненного цикла продукции и услуги, идентификацию и статус конфигурации и соответствующие данные, связанные с конфигурацией продукции и услуги.

Менеджмент конфигурации подразумевает документальное оформление конфигурации продукции или услуги. Это обеспечивает идентификацию и прослеживаемость, статус выполнения физических и функциональных требований и доступ к точным данным на всех стадиях жизненного цикла.

Внедрение менеджмента конфигурации зависит от размера организации, сложности и характера продукции или услуги, а также отражает потребности на определенных стадиях жизненного цикла.

Менеджмент конфигурации может использоваться для выполнения требований идентификации и прослеживаемости продукции и услуг, указанных в ИСО 9001:2015 (8.5.2).

     1 Область применения


Настоящий стандарт является руководством по применению менеджмента конфигурации в рамках организации. Настоящий стандарт применим для поддержания продукции и услуг от концепции до утилизации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок используют только указанное издание ссылочного стандарта. Для недатированных - последнее издание (включая любые изменения).

ISO 9000:2015, Quality management systems - Requirements (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями. ИСО и МЭК поддерживают терминологическую базу данных для использования при стандартизации, доступную по приведенным ниже ссылкам:

- онлайн-платформа ИСО, которая доступна по ссылке https://www.iso.org/obp;

- электропедия МЭК, которая доступна по ссылке http://www.electropedia.org/.

3.1 конфигурация (configuration): Взаимосвязанные функциональные и физические характеристики продукции или услуги, установленные в данных о конфигурации (3.5).

3.2 базовая конфигурация (configuration baseline): Утвержденные данные о конфигурации (3.5), в которых установлены характеристики продукции или услуги, относящиеся к указанному моменту времени и используемые в качестве эталона для деятельности на всех стадиях жизненного цикла продукции или услуги.

3.3 элемент конфигурации (configuration item): Объект конфигурации (3.1), выполняющий законченную функцию.

3.4 учет статуса конфигурации (configuration status accounting): Записи и отчеты в установленной форме данных о конфигурации (3.5), о статусе предложенных изменений и состоянии внедрения одобренных изменений.

3.5 данные о конфигурации (configuration information): Требования к проектированию, реализации, верификации, эксплуатации и обслуживанию продукции или услуг.

     4 Ответственность по менеджменту конфигурации

     4.1 Ответственности и полномочия


Организации следует идентифицировать, описывать и распределять ответственности и полномочия, включая индивидуальную ответственность, связанные с процессом менеджмента конфигурации. Следует учитывать следующее:

a) сложность и характер продукции или услуги;

b) потребности на различных стадиях жизненного цикла продукции или услуг;

c) границы между видами деятельности, непосредственно включенными в процесс менеджмента конфигурации;

d) другие соответствующие заинтересованные стороны, которые вовлечены в процесс (или должны быть вовлечены) внутри и вне организации;

e) идентификацию ответственных исполнителей по верификации действий по внедрению;

f) идентификацию ответственных исполнителей.

     4.2 Ответственный исполнитель


До одобрения изменений ответственному исполнителю следует верифицировать следующее:

a) необходимость предложенного изменения и приемлемость его последствий;

b) выполнение должным образом документирования и классификации изменения;

c) достаточность запланированных действий по внедрению изменения в документированную информацию, аппаратные средства и/или программное обеспечение.

     5 Процесс менеджмента конфигурации

     5.1 Общие положения


Организации следует разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процесс менеджмента конфигурации. Для улучшения эффективности процесса организации следует координировать деятельность по менеджменту конфигурации.

Процесс менеджмента конфигурации следует ориентировать на требования к продукции или услуге (включая требования потребителей или соответствующих заинтересованных сторон), а также на применение законодательных и нормативных требований, учитывая при этом среду выполнения процесса. Процесс менеджмента конфигурации следует детально указать в плане менеджмента конфигурации. В плане следует описать всю документированную информацию в конкретном проекте и степень ее применения на всех стадиях жизненного цикла продукции или услуги.

     5.2 Планирование менеджмента конфигурации


Планирование менеджмента конфигурации является основой процесса менеджмента конфигурации. Эффективное планирование позволяет координировать деятельность по менеджменту конфигурации в конкретной среде на всех стадиях жизненного цикла продукции или услуги. Выходом процесса планирования менеджмента конфигурации является план менеджмента конфигурации.

Необходимо, чтобы план менеджмента конфигурации для конкретной продукции или услуги:

a) был документально оформлен и утвержден;

b) был управляемым;

c) идентифицировал используемую документированную информацию по менеджменту конфигурации;

d) включал в себя ссылки на соответствующую документированную информацию организации, при возможности;

e) описывал необходимые ресурсы и все ответственности и полномочия (включая индивидуальную ответственность) для менеджмента конфигурации на всех стадиях жизненного цикла продукции или услуги.

План менеджмента конфигурации может быть отдельным документом или частью другого документа либо состоять из нескольких документов.

В некоторых ситуациях план менеджмента конфигурации предоставляется внешним поставщиком. Организация может сохранять такие планы как отдельные документы или включать их в собственный план управления конфигурацией.

В приложении А приведены пример структуры и содержание плана менеджмента конфигурации.

     5.3 Идентификация конфигурации

5.3.1 Структура продукции или услуги и выбор элементов конфигурации

Структуру продукции или услуги следует описывать выбранными элементами конфигурации и их взаимосвязей.

Элементы конфигурации следует идентифицировать с использованием установленных критериев. Элементы конфигурации следует выбирать таким образом, чтобы функциональными и физическими характеристиками можно было управлять автономно для достижения полного выполнения конечной функции элемента.

При выборе критерия следует учитывать:

a) жизненный цикл конфигурации;

b) применение законодательных и нормативных требований;

c) критичность с точки зрения рисков и безопасности;

d) применение новых или модифицированных технологий, проектирования или разработки;

e) взаимосвязи с другими элементами конфигурации;

f) условия приобретения;

g) сопровождение и обслуживание.

Следует выбирать определенное количество элементов конфигурации для обеспечения оптимального управления продукцией или услугой. Выбор элементов конфигурации следует начинать на самых ранних стадиях жизненного цикла продукции или услуги. Элементы конфигурации следует анализировать по мере модернизации продукции или услуги.

5.3.2 Данные о конфигурации

Данные о конфигурации включают в себя как описание, так и эксплуатационные данные. Как правило, данные о конфигурации включают в себя требования, спецификации, проектную документацию, перечень составных частей, модели данных, спецификации на испытания, руководства (по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и эксплуатации), а также специальные требования, касающиеся вывода и должны быть уместными и прослеживаемыми. Следует разработать систему уникального наименования и идентификационного номера и обеспечить надлежащее управление как элементами конфигурации, так и связанными с ними данными. При этом следует учитывать существующие в организации системы наименования и нумерации и информацию об управлении изменениями, такую как статус пересмотра.

5.3.3 Базовая конфигурация

Базовая конфигурация состоит из одобренных данных о конфигурации, которые представляют собой определение продукции или услуги. Базовая конфигурация и одобренные изменения к ней - это текущая одобренная конфигурация.

Базовую конфигурацию следует устанавливать каждый раз, когда это необходимо в процессе жизненного цикла продукции или услуги при определении рекомендаций к дальнейшей деятельности или при выполнении специальных требований к анализу.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs