ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2022 года N 4355-р

[Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года]

(с изменениями на 21 декабря 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 3753-р.

____________________________________________________________________

     

1. Утвердить прилагаемую разработанную совместно с Банком России и одобренную Советом директоров Банка России Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия).     

2. Федеральным органам исполнительной власти при реализации полномочий в отношении вопросов развития финансового рынка и при разработке документов стратегического планирования на среднесрочный период, включая планы мероприятий ("дорожные карты") по их реализации, руководствоваться положениями Стратегии.

3. Минфину России учитывать положения Стратегии при разработке основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период, а также при рассмотрении проекта основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, равный двум годам, следующим за очередным годом, разрабатываемых Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1_2 статьи 18 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

4. Минфину России при участии Банка России не реже одного раза в три года проводить оценку необходимости актуализации и уточнения Стратегии с учетом тенденций и вызовов в развитии финансового рынка.

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 3753-р. - См. предыдущую редакцию)



Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     

          УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2022 года N 4355-р

     

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года

(с изменениями на 21 декабря 2023 года)

     

I. Общие положения

     

1. Основные аспекты при формировании Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года


С учетом кардинально изменившихся условий ключевой стратегической задачей развития российского финансового рынка на горизонте до 2030 года станет усиление его роли в финансировании ускоренной трансформации российской экономики с опорой в первую очередь на внутренние источники финансирования инвестиций. Решение данной задачи должно осуществляться участниками рынка в партнерстве с государством.

Усилия участников рынка должны быть направлены на развитие инновационного, клиентоориентированного и этичного бизнеса, нацеленного на долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами и предоставление финансовых продуктов, инструментов и услуг, отвечающих потребностям российских граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства и крупных компаний. Задачами регуляторов являются создание благоприятных условий для восстановления и поступательного развития российского финансового рынка, устранение искажений и барьеров, препятствующих такому развитию, с использованием имеющегося инструментария.

При этом не преследуется цель безусловного, не оправданного объективными экономическими факторами увеличения показателей объема использования финансовых услуг, учитывая, что динамика таких показателей должна соответствовать указанным факторам. Чрезмерное увеличение показателей объема использования финансовых услуг может приводить к накоплению рисков и формированию "пузырей" на российском финансовом рынке с последующими негативными эффектами для экономики в целом. Важно в первую очередь обеспечить доступ граждан и бизнеса к инструментам российского финансового рынка, соответствующим их личным и деловым потребностям, в том числе с учетом уровня доходов и финансовой грамотности. Это основные положения, на которых базируется настоящая Стратегия.

Настоящая Стратегия подготовлена в соответствии с Основами государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации".

При подготовке настоящей Стратегии учтены положения:

Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р;

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р;

Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р;

Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12* июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 02 июля 2021 г. N 400". - Примечание изготовителя базы данных.


Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г. N 2424-р;

Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;

Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р;

Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций";

Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации";

Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

Настоящая Стратегия формирует ориентиры при разработке среднесрочных документов Правительства Российской Федерации и Банка России, затрагивающих вопросы развития финансового рынка.

2. Цели развития российского финансового рынка


Кардинальное изменение условий развития российской экономики требует поиска и задействования прежде всего внутренних ресурсов для финансирования ускоренной структурной трансформации российской экономики. Российский финансовый рынок должен сыграть роль в формировании таких источников финансирования.

Важно не просто развивать российский финансовый рынок. Развитие российского финансового рынка в первую очередь должно служить интересам граждан и бизнеса, общества в целом, способствовать повышению его благосостояния, достижению национальных целей и приоритетов. При этом для того чтобы российский финансовый рынок выполнял свои функции, в том числе по трансформации сбережений в инвестиции, необходимо, чтобы и сам рынок устойчиво развивался, своевременно отвечая на запросы экономики в необходимых финансовых продуктах и услугах.

В качестве ключевых целей развития российского финансового рынка рассматриваются следующие:

содействие развитию и структурной трансформации российской экономики за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков, в том числе в условиях перехода к низкоуглеродной экономике;

повышение уровня и качества жизни граждан за счет использования инструментов финансового рынка и повышения финансовой грамотности посредством предоставления населению доступа к достоверной и надежной информации о финансовых услугах;

создание условий для устойчивого роста финансовой индустрии.

При этом третья из указанных целей является подчиненной двум другим, учитывая, что рост финансовой индустрии должен сопутствовать расширению возможностей, достижению жизненных и деловых целей гражданами и бизнесом.

3. Принципы развития российского финансового рынка


Правительство Российской Федерации и Банк России совместно осуществляют политику по развитию российского финансового рынка, опираясь на следующие принципы:

приоритет интересов конечного бенефициара развития российского финансового рынка - потребителя финансовых услуг (гражданина, субъекта экономики) при определении целей и задач развития российского финансового рынка. Указанный принцип отражен в целеполагании настоящей Стратегии;

обеспечение экономического, финансового и технологического суверенитета российской экономики и российского финансового рынка с учетом внутренних и внешних, в том числе геополитических, рисков;

продолжение интеграционных процессов и выстраивание взаимовыгодных партнерских отношений с дружественными странами. При проведении указанной политики учитывается и поддерживается интеграция российского финансового рынка в региональные и глобальный финансовые рынки при условии защиты стратегических интересов Российской Федерации;

приоритетность стратегического вектора развития над тактическими решениями, что предполагает разработку и реализацию мер по развитию российского финансового рынка, ориентированных на достижение устойчивого результата с точки зрения выгод для общества в средне- и долгосрочной перспективе;

развитие российского финансового рынка на свободной рыночной основе в условиях содействия конкуренции, партнерству и совместной ответственности государства и участников рынка за направления и результаты такого развития. Это позволяет достичь сочетания преимуществ конкурентной среды и кооперации для эффективного достижения целей развития российского финансового рынка;

прозрачность и предсказуемость развития российского финансового рынка за счет координации планов его участников и государства;

согласованность целей, подходов, задач, мер, предусмотренных настоящей Стратегией, по тематическим и секторальным направлениям. Настоящая Стратегия формирует целеполагание для иных стратегических документов, затрагивающих вопросы развития российского финансового рынка, в том числе основных направлений развития российского финансового рынка, федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также секторальных и тематических стратегий, программ и планов мероприятий, утверждаемых Правительством Российской Федерации, ведомствами и Банком России;

обеспечение равномерного развития экономики и финансового рынка по регионам, выравнивание дисбалансов, учет региональной специфики при разработке и реализации мер в сфере российского финансового рынка;

создание системы непрерывного информирования населения по вопросам финансовой грамотности и способам защиты прав потребителей финансовых услуг, позволяющего им принимать грамотные финансовые решения.

При реализации настоящей Стратегии будет осуществляться мониторинг реализации мер на разных уровнях, в том числе в субъектах Российской Федерации с учетом возможной специфики их развития. Должно быть обеспечено четкое взаимодействие федеральных и региональных органов власти для обеспечения эффективности реализации положений настоящей Стратегии и документов среднесрочного планирования, подчиненных настоящей Стратегии.

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что важным условием устойчивого развития российского финансового рынка является макроэкономическая стабильность, которая прежде всего складывается из ценовой стабильности, финансовой стабильности и устойчивости государственных финансов. Стабильные и предсказуемые макроэкономические условия имеют критическое значение для нормального выполнения российским финансовым рынком всех его функций, в том числе функции формирования долгосрочных финансовых ресурсов.

Большую роль для эффективного функционирования российского финансового рынка, в том числе справедливого ценообразования, скорости внедрения инноваций и повышения качества финансовых продуктов, имеет конкурентная среда. Поэтому важно соблюдение конкурентного нейтралитета, то есть равноудаленности государства по отношению ко всем участникам рынка.

4. Механизмы развития российского финансового рынка


Для развития российского финансового рынка Правительство Российской Федерации и Банк России используют различные механизмы. Они могут применяться как отдельно, так и в комбинации. При необходимости Правительство Российской Федерации и Банк России координируют свои шаги по разработке и применению механизмов воздействия на российский финансовый рынок. К основным механизмам относятся следующие:

разработка законов и законодательных инициатив, которые являются одним из ключевых инструментов реализации настоящей Стратегии. Важными направлениями законодательной деятельности являются совершенствование существующей законодательной базы финансового рынка и создание законов, регулирующих принципиально новые сферы и направления деятельности;

подзаконное нормотворчество и иные меры регулирования, которые влияют на правила функционирования участников финансового рынка. Органы государственного регулирования устанавливают требования к поднадзорным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывая непосредственное влияние на их деятельность. Возрастает роль мягких и косвенных мер регулирования в форме рекомендаций, писем с разъяснениями, стандартов саморегулируемых организаций, кодексов и других форм;

надзор и надзорные меры, которые позволяют обеспечивать законность и защиту участников финансового рынка. Такой инструмент позволяет прогнозировать возможные риски и обеспечивает обратную связь между регуляторами и субъектами регулирования, помогая определить направление законодательной и регуляторной деятельности;

противодействие недобросовестным практикам и нелегальной деятельности, в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами;

создание инфраструктуры и обеспечение равного доступа к ней, что особенно важно в условиях, когда объекты инфраструктуры не могут быть созданы исключительно рыночными силами, но при этом имеют критическое значение для развития российского финансового рынка;

налоговые стимулы и субсидирование, которые направлены на создание экономических стимулов для населения и бизнеса для формирования пенсионных накоплений и иных форм долгосрочных сбережений, повышение доступности сберегательных и кредитных инструментов для социально уязвимых слоев населения и бизнеса, находящегося под давлением форс-мажорных обстоятельств, а также для запуска сложных, масштабных инвестиционных проектов и повышения конкурентоспособности российского рынка капитала на международном рынке капитала;

создание и поддержка государством механизмов коллективного страхования (гарантирования) накоплений граждан в банковском секторе, на рынке страхования и в секторе негосударственных пенсионных фондов также является важным инструментом;

взаимодействие Правительства Российской Федерации и Банка России с участниками российского финансового рынка снижает неопределенность, влияет на поведение и ожидания финансовых организаций, граждан и предприятий. В мире повышается значимость информационных функций регуляторов финансового рынка. Важным элементом взаимодействия является не только обсуждение с участниками российского финансового рынка планов по его развитию, но и продвижение интересов российских участников в иностранных государствах благодаря сотрудничеству с иностранными регуляторами и международными организациями;

повышение финансового образования и финансовой грамотности, которое проводится в целях формирования осознанного выбора финансовых продуктов и услуг, ограничения рисков потерь и снижения уязвимости граждан к недобросовестным практикам;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»