МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 марта 2024 года № 89

Об утверждении Положения о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации



В соответствии с подпунктом 3 пункта 28 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации",

приказываю:

1. Утвердить Положение о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу).

2. Признать утратившими силу приказы Минюста России согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д.Алханова.

Министр
К.А.Чуйченко



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

2 апреля 2024 года,

регистрационный № 77748

Приложение № 1
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 29 марта 2024 года № 89



Положение о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации



I. Общие положения

 

1. Главное управление (Управление) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Главное управление, Управление соответственно) входит в состав Минюста России, является его территориальным органом, реализующим в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением государственную политику в сфере юстиции на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации.

2. Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. При осуществлении своей деятельности территориальный орган руководствуется стандартами и принципами клиентоцентричности.

4. Основными задачами территориального органа в пределах своих полномочий являются:

1) защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение выработки и реализации Минюстом России государственной политики в сфере юстиции;

3) правоприменение в сфере юстиции;

4) участие в деятельности, направленной на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

5) надлежащее исполнение правовых актов Минюста России, указаний и поручений Министра юстиции Российской Федерации, поручений заместителей Министра юстиции Российской Федерации по отдельным вопросам деятельности согласно распределению обязанностей между Министром юстиции Российской Федерации и его заместителями.

5. Реализация территориальным органом государственной политики в сфере юстиции на территории соответствующего субъекта (субъектов) включает в себя, в том числе:

1) участие в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации;

2) государственную регистрацию некоммерческих организаций, в том числе региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций, а также контроль (надзор) за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;

3) обеспечение граждан бесплатной юридической помощью, правовое информирование и правовое просвещение населения;

4) контроль (надзор) в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) обеспечение реализации прав и исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам.

6. Территориальный орган для решения поставленных задач взаимодействует с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратами, территориальными органами федеральных государственных органов, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными органами и организациями.

7. При территориальном органе образуется Координационный совет. Персональный состав Координационного совета Главного управления утверждается приказом Минюста России, персональный состав Координационного совета Управления - приказом Главного управления.

8. В состав территориального органа для выполнения возложенных на него задач входят отделы. Штатное расписание территориального органа утверждается приказом Минюста России.

Штатное расписание территориального органа в отношении работников, не занимающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - работники), утверждается приказом территориального органа по согласованию с Департаментом государственной службы и кадров и Департаментом управления делами Минюста России в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников.

9. Территориальный орган является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Территориальный орган является получателем и распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на его финансирование.

11. Контроль за деятельностью территориального органа организует Министр юстиции Российской Федерации, по отдельным вопросам деятельности - заместители Министра юстиции Российской Федерации согласно распределению обязанностей между Министром юстиции Российской Федерации и его заместителями.

II. Полномочия

 

12. Территориальный орган в соответствии с возложенными на него основными задачами:

1) осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов находящихся в ведении Минюста России федеральных служб (далее - федеральные службы) и учреждений, в том числе в рамках Координационного совета;

2) информирует Минюст России обо всех направлениях деятельности в сроки, установленные Минюстом России;

3) разрабатывает и представляет в Минюст России предложения по внесению изменений в федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, федеральных служб, а также о подготовке проектов таких законов, актов и документов;

4) представляет в Минюст России предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минюста России, а также по принятию таких нормативных правовых актов;

5) участвует в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации;

6) подготавливает обзоры нормотворчества субъектов Российской Федерации;

7) информирует Минюст России о законодательных инициативах органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

8) проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

9) участвует в ведении федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

10) запрашивает нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

11) направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, в случае выявления несоответствия данного акта Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством;

12) проводит повторные правовые экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по поручению Минюста России, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или по результатам проведения ежеквартального обзора нормотворчества субъектов Российской Федерации, если имеются основания полагать, что в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации содержатся противоречия федеральному законодательству;

13) проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

14) проводит антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации;

15) передает в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования копию экспертного заключения о несоответствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству;

16) осуществляет государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

17) ведет государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивает предоставление сведений из государственного реестра;

18) осуществляет подготовку обзора практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

19) участвует в методической помощи органам государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации и местного самоуправления в систематизации законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, в подготовке предложений по совершенствованию этой деятельности при общей координации и методическом обеспечении Минюстом России;

20) направляет запросы в орган местного самоуправления о представлении уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы на государственную регистрацию;

21) направляет в органы прокуратуры информацию о случаях непредставления главой муниципального образования либо лицом, исполняющим его обязанности, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на государственную регистрацию;

22) ведет государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

23) направляет главе муниципального образования уведомление о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, выдает заверенные копии указанных актов;

24) проставляет апостиль на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации;

25) принимает участие в согласовании Минюстом России кандидатуры для назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

26) вносит в Минюст России предложения о подготовке представления о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления;

27) осуществляет полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации;

28) осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует необходимые документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

29) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации переданных им полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений;

30) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств от платежей в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Минюст России, в том числе средств от платежей за государственную регистрацию актов гражданского состояния, во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния;

31) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации;

32) выдает адвокатам удостоверения адвоката, а также документы, подтверждающие статус адвоката (в случае изменения ими членства в адвокатской палате);

33) принимает участие в работе квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта Российской Федерации, в том числе по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката;

34) вносит в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации представление о возбуждении дисциплинарного производства;

35) вносит в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации представление о прекращении статуса адвоката при наличии сведений об обстоятельствах, являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации основаниями для прекращения статуса адвоката. В случае, если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления такого представления не рассмотрел его, территориальный орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката;

36) вносит сведения о восстановлении статуса адвоката в региональный реестр в случае отмены советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации ранее принятого решения о прекращении статуса адвоката;

37) вносит представление в Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации о созыве внеочередного собрания (конференции) адвокатов в случае неисполнения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации требований федерального закона, решений Всероссийского съезда адвокатов или Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о досрочном прекращении полномочий совета, приостановлении полномочий президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации;

38) осуществляет иные функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»