Недействующий

     

Проект N 594724-6



Вносится депутатами
Государственной Думы
Г.А.Зюгановым, В.И.Кашиным, Н.В.Арефьевым,
Н.И.Никитчуком, К.К.Тайсаевым, В.Н.Паутовым,
Н.В.Коломейцевым, А.Ю.Русских, А.А.Андреевым,
В.И.Гончаровым, А.А.Пономаревым, Д.Х.Кононенко,
Н.И.Васильевым, Д.Г.Новиковым, Ю.В.Афониным,
С.П.Мамаевым, В.С.Шурчановым, В.С.Никитиным,
В.Н.Федоткиным, М.Ю.Авдеевым, Б.В.Иванюженковым


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

     

     

Статья 1

1) Статья 1, пункт 2 дополнить подпунктами 3) и 4) следующего содержания:

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов потребителей, пользующихся услугами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (хозяйствующие субъекты), осуществляющих торговую деятельность, баланса их экономических интересов;

4) государственное регулирование цен на продовольственные товары первой необходимости;


Подпункты 3) и 4) законопроекта считать соответственно 5) и 6).

2) Статья 1, пункт 3 изложить в следующей редакции: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности; отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности; а также отношения, связанные с установлением предельных значений торговых наценок на продовольственные товары при их производстве, переработке и реализации посредством государственных закупок, оптовой, розничной торговли или реализации через организации общественного питания; отношения, возникающие между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (хозяйствующими субъектами), с другой стороны, в связи с установлением предельных значений торговых наценок на продовольственные товары.

3) Статья 1, пункт 4 изъять подпункт 3). Подпункт 4) считать подпунктом 3).

4) Статья 1, пункт 5 изложить в следующей редакции: Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и потребителями при продаже товаров, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", настоящим законом и иными федеральными законами.

5) Статья 2. дополнить основными понятиями:

продовольственные товары - товары, представляющие собой пищевые продукты в натуральном или переработанном виде, предназначенные для употребления человеком в пищу, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, а также биологически активные добавки, жевательная резинка;


продовольственные товары первой необходимости - товары, удовлетворяющие жизненные потребности организма в необходимом количестве питательных веществ (хлеб, хлебобулочные изделия, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, мясные и колбасные изделия, рыба и рыбные изделия, подсолнечное масло, сахар, овощи, фрукты, продукты детского и диетического питания);


торговая наценка - надбавка к себестоимости или к оптовой и розничной цене товара, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли производителем или предприятиями торговли.

Статья 2

1) Законопроект дополнить статьей 6_1 следующего содержания:

Статья 6_1. Государственное и муниципальное регулирование цен на продовольственные товары


Правительство Российской Федерации устанавливает:

1. предельные размеры торговых надбавок на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая товары первой необходимости, для организаций, осуществляющих торговую деятельность (кроме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих торгово-закупочную деятельность, и организаций потребительской кооперации);

2. уровень предельных значений торговых наценок, которые не могут превышать:

- для производителей первичного сырья (зерно, молоко, овощи и т.д.) - 45% от себестоимости их производства;

- для переработчиков - 15% от отпускной цены производителя сырья;

- для организаций оптовой торговли - 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров;

- для организаций розничной торговли, включая рынки - 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены;

- для организаций общественного питания - 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены.

3. предельные размеры удельного веса отдельных видов импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, допустимых в ассортименте реализуемых товаров

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливают:


- перечень отдельных видов продовольственных товаров, включая товары первой необходимости, на которые устанавливаются предельные значения торговых наценок. С учетом местной специфики этот перечень может быть только расширен по сравнению с установленным Правительством Российской Федерации;

- уровень предельных значений торговых наценок, которые не могут превышать установленных Правительством Российской Федерации.

2) Статья 9, п.7 дополнить подпунктом 4) за нарушение хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, сроков оплаты сельскохозяйственной продукции и продовольствия, передаваемых для последующей их продажи, хозяйствующим субъектом уплачивается пеня в размере 1% за каждый день просрочки оплаты;


подпункт 4) законопроекта считать 5).

3) Статья 16, пункт 1 дополнить абзацем: положение пункта 1 не распространяется на сельскохозяйственные потребительские кооперативы, осуществляющие торгово-закупочную деятельность в сельской местности, а также организации потребительской кооперации;


Статья 3. Настоящий закон вступает в силу с момента опубликования.

Президент
Российской Федерации

     

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"



В принятом федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не учтены многие положения, которые необходимо ввести, учитывая нестабильность экономической обстановки и введение экономических санкций в отношении России.

Прежде всего, это касается государственного регулирования ценообразования на продукты питания. Речь идет об основных продуктах питания, таких как хлеб, хлебобулочные изделия, молоко, молочные продукты, некоторые мясные продукты, а также продукты детского питания.

При принятии указанного закона палатой были отвергнуты поправки фракции КПРФ, согласованные с позицией руководства страны. Вместо введения механизма ценообразования было принято не действующее положение о замораживании цен на продукты питания, если они в течение месяца повышаются на 30% и более процентов. Прошедший со дня принятия поправок период показывает, что принятое положение закона не работает. Например, крупа гречневая в цене выросла в разы, но никаких запретительных или ограничительных мер не принято. Отсутствие государственного регулирования ценообразования даже на основные продукты питания и детское питание приводит к стихийному росту цен и сговору торговых сетей.

В принятом законе также не учитывается баланс интересов всех участников производства продуктов питания - крестьянина, переработчика и торговца. Крен сделан в основном в сторону торговли, которая присваивает львиную долю прибыли. Это приводит к тому, что труд, например, крестьянина - главного участника производства хлеба, в конечном продукте оценивается 6-8%, в то время как во всех развитых странах эта величина составляет не менее 50%. Такое отношение к крестьянскому труду ведет к обнищанию сельского труженика, снижает стимул к расширенному воспроизводству и наращиванию объемов сельскохозяйственной продукции.

В предлагаемом законопроекте устанавливается механизм государственного контроля за уровнем цен и соотношение долей прибыли для всех участников производства продуктов питания. Принятие данного законопроекта позволит избежать недостатков действующего закона.

Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"



Введение в действие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов за счет федерального бюджета.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"



Введение в действие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует внесения иных изменений в указанный законодательный акт и в другие законодательные акты.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт ГосДумы России

www.duma.gov.ru

по состоянию на 21.08.2014

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»