Недействующий

     

Проект

     
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от "__" __________ года N __

Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов



В соответствии с пунктом 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 487-р, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст.1682),

приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов.

Министр
М.А.Топилин


УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от "___" ___________ 2014 года N

     

Методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов

     

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с пунктом 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 487-р.

2. Методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов (далее - Рекомендации) предназначены для оказания практической помощи разработчикам проектов профессиональных стандартов (далее - разработчики) при разработке проектов профессиональных стандартов.

В Рекомендациях применяются следующие термины и их определения:

профессионально-общественное обсуждение (далее - обсуждение) - этап разработки проекта профессионального стандарта, организованный с привлечением широкого круга представителей работодателей, профессиональных сообществ и других заинтересованных организаций с целью формирования содержания профессионального стандарта, отвечающего требованиям рынка труда;

совет по развитию профессиональных квалификаций (далее - Совет) - орган, целью деятельности которого является формирование и поддержка функционирования системы профессиональных квалификаций в конкретных областях профессиональной деятельности, в установленном порядке наделенный полномочиями Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

специалист - лицо, обладающее специальными знаниями и навыками в конкретном виде профессиональной деятельности;

заинтересованные организации - работодатели и их объединения, саморегулируемые организации, профессиональные союзы и их объединения, федеральные и региональные органы исполнительной власти, образовательные и другие организации, заинтересованные в разработке и применении профессиональных стандартов;

профессиональное сообщество - добровольное профессиональное объединение юридических лиц в соответствующей сфере деятельности в целях поиска новых, более эффективных подходов к решению задач профессиональной деятельности, в том числе по развитию квалификаций, разработке профессиональных стандартов и оценке квалификаций;

экспертиза проекта профессионального стандарта - оценка содержания, технологии разработки и применимости проекта профессионального стандарта.

II. Организация профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями и профессиональными сообществами

4. Разработчик организует обсуждение проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями и профессиональными сообществами.

В этих целях разработчик формирует список организаций, привлекаемых к обсуждению проекта профессионального стандарта, на основе статистических и иных данных о количестве, территориальной распределенности, формах собственности и численности работников организаций, в которых работают специалисты конкретного вида профессиональной деятельности.

5. К обсуждению проекта профессионального стандарта должны быть привлечены организации, относящиеся к различным формам собственности и профиля деятельности; крупные, средние и малые организации, расположенные в различных субъектах Российской Федерации, а также соответствующие данному виду профессиональной деятельности Совет (при наличии) общероссийские и отраслевые объединения работодателей, ведущие профессиональные сообщества и профессиональные союзы.

6. В пояснительной записке к проекту профессионального стандарта (далее - Пояснительная записка), разрабатываемой в соответствии с приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта", разработчик указывает общие статистические данные об участии организаций в обсуждении проекта профессионального стандарта и приводит сведения об этих организациях по форме таблицы, приведенной в приложении N 1.

7. Обсуждение проекта профессионального стандарта может проводиться путем:

размещения на сайте в сети Интернет (далее - сайт) разработчика проекта профессионального стандарта на срок не менее 30 дней, а также на сайтах участников его разработки и сайте соответствующего Совета (при наличии);

размещения на специализированном сайте Минтруда России "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru) на срок не менее 30 дней;

организации специальных форумов в сети Интернет;

проведения опроса специалистов;

проведения публичных мероприятий: конференций (включая интернет-конференции), круглых столов, семинаров и других мероприятий;

размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации (далее - СМИ);

публикации статей в специальных (отраслевых) изданиях.

8. В Пояснительной записке разработчик приводит статистические и фактические данные о проведенных мероприятиях (примерная форма представления данных приведена в приложение N 2).

9. Дополнительно в составе Пояснительной записки разработчик представляет заключение соответствующего Совета (при наличии) на проект профессионального стандарта, а также может представить документы, подтверждающие поддержку проекта профессионального стандарта профильными объединениями работодателей, ведущими профессиональными сообществами и профессиональными союзами федерального уровня.

10. Информация о ходе обсуждения, планируемых мероприятиях и вносимых изменениях в проект профессионального стандарта размещается на сайтах разработчика проекта профессионального стандарта и соответствующего Совета (при наличии), а также на сайте Минтруда России "Профессиональные стандарты".

III. Организация экспертизы проекта профессионального стандарта

11. Экспертиза проекта профессионального стандарта проводится, как правило, специалистами, имеющими опыт работы в конкретном виде профессиональной деятельности не менее пяти лет, а также специалистами в области управления персоналом, профессионального образования и сертификации квалификаций в близких областях профессиональной деятельности.

К экспертизе также могут привлекаться эксперты и победители Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" и международного конкурса Ворлдскиллс.

Состав экспертов, привлекаемых к экспертизе проекта профессионального стандарта, может определяться соответствующим Советом (при наличии).

12. Экспертиза проекта профессионального стандарта проводится по показателям:

- репрезентативность выборки организаций, привлеченных к разработке и обсуждению проекта профессионального стандарта;

- обоснованность выделения конкретных обобщенных трудовых функций в проекте профессионального стандарта;

- обоснованность отнесения выделенных обобщенных трудовых функций и трудовых функций к конкретным уровням квалификации;

- полнота и обоснованность выделения конкретных трудовых функций в составе обобщенных трудовых функций;

- соответствие составов необходимых умений и знаний содержанию трудовых функций;

- достаточность выделенных составов умений и знаний для обеспечения эффективного выполнения трудовых функций;

- обоснованность требований к уровню образования и практическому опыту специалистов;

- корректность отнесения вида профессиональной деятельности и отдельных обобщенных трудовых функций к группам занятий, профессиям, должностям и специальностям общероссийских классификаторов;

- соответствие проекта профессионального стандарта нормативной правовой базе в данной области;

- наличие необходимых согласований;

- возможность использования проекта профессионального стандарта при разработке федерального образовательного стандарта, профессиональной образовательной программы;

- возможность использования проекта профессионального стандарта для решения кадровых задач организации;

- возможность использования проекта профессионального стандарта для оценки и сертификации квалификаций.

Результаты экспертизы с приложением карточек экспертов включаются в Пояснительную записку.

Примерные формы экспертных заключений и карточки эксперта приведены в приложениях N 3 и N 4 к Рекомендациям.

IV. Учет результатов профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проекта профессионального стандарта

14. Разработчик осуществляет сбор, обобщение и анализ замечаний и предложений, поступивших в результате проведения всех мероприятий по профессионально-общественному обсуждению и экспертизе проекта профессионального стандарта.

Обобщенные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта, а также сводные данные по форме (приложение N 5) приводятся разработчиком в Пояснительной записке при представлении проекта профессионального стандарта на утверждение в Минтруд России.

Приложение N 1

     

Таблица. Сведения об организациях, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта


N п/п

Наименование организации

Организационно-
правовая форма

Юриди-
ческий адрес

Коды ОКВЭД

Числен-
ность работ-
ников

Сайт

     

     

Приложение N 2

     

Примерная форма представления данных о проведенных мероприятиях по профессионально-общественному обсуждению проекта профессионального стандарта

1. Размещение проекта профессионального стандарта на сайтах разработчика, участников его разработки, соответствующего Совета, Минтруда России "Профессиональные стандарты":

период размещения с приведением соответствующих ссылок;

количество обновлений информации;

общая информация о поступивших замечаниях и предложениях.

2. Организация специального форума в сети Интернет:

период проведения форума с приведением соответствующей ссылки;

общее количество участников;

общая информация о поступивших замечаниях и предложениях.

3. Проведение опроса специалистов - статистические и аналитические результаты опроса.

4. Проведение публичных мероприятий:

общее количество проведенных публичных мероприятий с конкретизацией по типам мероприятий и количеству участников;

общая информация о поступивших замечаниях и предложениях.

Конкретные сведения об организациях и экспертах, принявших участие в публичных мероприятиях по обсуждению проекта профессионального стандарта, приводятся по форме приведенной ниже таблицы.

Таблица. Сведения об организациях и экспертах, принявших участие в публичных мероприятиях по обсуждению проекта профессионального стандарта

N

Мероприятие с указанием

Дата

Организации,

Участники

п/п

места проведения

проведения

принявшие участие в мероприятии

должность

фамилия, имя, отчество

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»