Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

от 26 июля 1978 года N 484

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

от 26 июля 1978 года N 177

ПРИКАЗ

О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья воспитанников детских домов и школ-интернатов

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
совместного приказа Минздрава России и Минпросвещения России
от 31 июля 2020 года N 784/372

____________________________________________________________________



Проверки, проведенные Министерством здравоохранения РСФСР, Министерством просвещения РСФСР и ЦК общества Красного Креста РСФСР, а также анализ отчетных данных показали, что органы здравоохранения и народного образования при содействии партийных и советских органов за последние годы добились улучшения условий содержания, обучения и воспитания детей в детских домах и школах-интернатах, их физического развития, снижения общей и инфекционной заболеваемости.

В большинстве административных территорий значительно улучшена материально-техническая база детских домов и школ-интернатов, их обеспеченность твердым и мягким инвентарем. Во всех областях, краях и автономных республиках систематически проводятся смотры-конкурсы по проверке санитарного состояния этих учреждений, организации медицинского обслуживания воспитанников, их оздоровления и питания.

Медицинское обслуживание воспитанников детских домов и школ-интернатов осуществляется врачами и средним медицинским персоналом, находящимися в ведении органов народного образования, а в г.Ленинграде, Ивановской, Ростовской, Тамбовской, Тюменской областям, Дагестанской АССР - в ведении органов здравоохранения. В учреждениях, где штатным расписанием не предусмотрены должности врачей, как правило, работают прикрепленные врачи из территориальных лечебно-профилактических учреждений по графикам, утвержденным их руководителями. К проведению медицинских осмотров широко привлекаются врачи специалисты.

Активную помощь органам здравоохранения и народного образования в повышении квалификации медицинского персонала детских домов и школ-интернатов оказывают специалисты медицинских институтов (Воронежская, Горьковская, Пермская, Рязанская, Саратовская области, Хабаровский край, Башкирская, Северо-Осетинская АССР).

В последние годы стало больше уделяться внимания выявлению и оздоровлению детей с пониженной остротой зрения, нарушениями осанки и сколиозами, с хроническими заболеваниями органов пищеварения.

Вместе с тем, при проверке установлены существенные недостатки в организации работы по охране здоровья воспитанников детских домов и школ-интернатов.

В отдельных административных территориях материально-техническая база некоторых детских домов и школ-интернатов все еще остается слабой. Так, в старых, приспособленных зданиях размещаются все детские дома Астраханской, Воронежской областей, Мордовской АССР и большая часть этих учреждений Владимирской, Калининской, Кировской, Омской, Рязанской областей. Требует значительного укрепления материальная база ряда школ-интернатов в Архангельской, Магаданской, Тюменской, Ульяновской областях, Калмыцкой, Чечено-Ингушской, Якутской АССР.

В некоторых школах-интернатах пришли в негодное состояние мебель, кровати; в классах и кабинетах ученические столы, стулья и парты, как правило, одного размера и не соответствуют росту воспитанников; не хватает мягкого инвентаря, постельных принадлежностей.

Отмечается переуплотненность отдельных детских учреждений воспитанниками в Калининградской, Магаданской, Мурманской, Курской, Новгородской, Псковской, Тюменской областях, Дагестанской АССР. В г.Томске в детском доме N 9, рассчитанном на 120 мест, содержится 160 человек, в школе-интернате N 1 - 434 воспитанника вместо 350. Грубо нарушаются санитарные нормы в размещении воспитанников в школах-интернатах Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Переуплотнены дошкольные детские дома в Волгоградской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Ульяновской областях, Ставропольском крае, Бурятской и Карельской АССР. По этой причине в Боровичском дошкольном детском доме Новгородской области полностью нарушен принцип групповой изоляции воспитанников, что способствовало распространению инфекционных заболеваний среди детей.

Во многих детских домах и школах-интернатах искусственная освещенность классов, рабочих комнат, спален значительно ниже санитарной нормы, что является одной из причин снижения остроты зрения у воспитанников (Курганская, Новгородская, Томская, Тюменская области, Марийская АССР и др.).

Не уделяется должного внимания вопросам профилактики травматизма на уроках физкультуры и труда. Нередко в физкультурных залах отсутствуют ограждения отопительных приборов, близко от стен расположены баскетбольные щиты, в учебных мастерских не обеспечивается устройство защитных сооружений у циркулярных пил, станков и другого оборудования.

Имеются серьезные недостатки в организации и качестве медицинской помощи воспитанникам детских домов и школ-интернатов.

В ряде областей, краев и автономных республик не принимается должных мер к укомплектованию этих учреждений врачами. Только в 74% детских домов и 79% школ-интернатов РСФСР работают врачи, в том числе в 18% этих учреждений - прикрепленные врачи. В детских домах Пермской области из 16,5 штатных единиц врачей замещены только 6. Аналогичное положение и в школах-интернатах. В Башкирской АССР из 29 школ-интернатов врачи имеются только в 14, в 5 школах-интернатах на врачебных должностях работают фельдшеры, в 2 - медицинские сестры, в 8 учреждениях должности врачей вакантны. В Кемеровской области из 17 школ-интернатов врачи имеются лишь в 3, в Вологодской области - в одной из 12.

Выявлены факты, когда даже в специализированных дошкольных детских домах врачебные должности укомплектованы фельдшерами (Курганская, Челябинская, Кемеровская, Кировская области). В некоторых территориях за теми школами-интернатами и детскими домами, в которых не укомплектованы штатные должности врачей, не закреплены также и врачи территориальных поликлиник и больниц.

Медицинские осмотры воспитанников детских домов и школ-интернатов нередко проводятся формально, в результате чего у детей почти не выявляется патология. В Курганской области в этих учреждениях не были выявлены и взяты на диспансерный учет дети с хроническим тонзиллитом, хроническими заболеваниями органов пищеварения, почек, не проводилось лечение и оздоровление больных воспитанников.

До сих пор допускается проведение осмотров детей фельдшерами; в некоторых детских домах и школах-интернатах нет плана лечебно-профилактической работы (Пензенская, Томская и др. области).

В большинстве этих учреждений не организованы занятия физкультурой с воспитанниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Только в отдельных детских домах и школах-интернатах проводятся занятия корригирующей гимнастикой с детьми, имеющими нарушения осанки.

В некоторых территориях плохо организована санация полости рта воспитанников (Астраханская, Костромская, Томская области, Калмыцкая, Марийская, Якутская АССР).

Так, в Калмыцкой АССР осмотрено зубным врачом только 63% воспитанников детских домов и санировано лишь 74% нуждающихся в санации, а в школах-интернатах осмотрено лишь 40% воспитанников; в Костромской области нуждалось в санации 76% воспитанников детских домов, из них санировано только 40%; в Камчатской области санация полости рта воспитанникам детского дома в 1977 году не проводилась.

Неудовлетворительно проводится ревакцинация против туберкулеза. В РСФСР в 1977 году из числа подлежащих ревакцинации воспитанников детских домов и школ-интернатов было ревакцинировано только 77%. Особенно плохо проводится эта работа в детских домах Курской, Челябинской областей, в детских домах и школах-интернатах Свердловской области и Коми АССР.

Указанные недостатки в лечебно-оздоровительной и профилактической работе в детских домах и школах-интернатах являются следствием недостаточного внимания к ней руководителей лечебно-профилактических учреждений и слабым контролем со стороны областных, краевых, республиканских детских больниц, отделений и органов здравоохранения за этой работой.

В ряде административных территорий до сего времени имеют место недостатки в организации питания воспитанников детских домов и школ-интернатов, дети не получают положенного им количества мяса, рыбы, сметаны, творога, растительного масла, овощей, сухофруктов. Нередко в меню включаются запрещенные в детском питании блюда: жаренные во фритюре пирожки, беляши, фрикадельки в томатном соусе, макароны по-флотски, пирожки с ливером, творог без термической обработки, сырковая масса, комбижир (Костромская, Мурманская, Новгородская области, Калмыцкая, Якутская АССР). Нарушаются сроки реализации скоропортящихся продуктов - творога, молока, сметаны, колбасы и др. Необоснованно сокращается установленная кратность питания, нерационально составляется меню (Томская область).

В Томской и Новгородской областях вскрыты факты привлечения к работе на пищеблоке (приготовление пищи, мытье посуды, резка хлеба) старших воспитанников без полного медицинского профилактического обследования и детей до 14 лет.

Руководством детских домов и школ-интернатов и медицинскими работниками этих учреждений недостаточно осуществляется контроль за работой пищеблоков, качеством питания, своевременностью реализации скоропортящихся продуктов. Во многих проверенных учреждениях Курганской, Новгородской, Томской областей медицинские работники не производят подсчета калорийности блюд и соотношения пищевых ингредиентов, что не позволяет судить о качестве питания и правильности распределения продуктов по приемам пищи в течение суток.

В результате нарушения технологии приготовления пищи, условий хранения продуктов, сроков их реализации, неудовлетворительного содержания пищеблоков, отсутствия контроля за работой холодильного оборудования все еще продолжают возникать пищевые отравления. В 1976 году и 1977 году пищевые отравления имели место в детских домах и школах-интернатах в Алтайском, Хабаровском краях, Архангельской, Куйбышевской, Курганской, Омской, Свердловской, Челябинской, Ярославской областях, Башкирской, Марийской, Чувашской, Якутской АССР.

Грубо нарушаются установленные требования по медицинскому обследованию сотрудников детских домов и школ-интернатов, в том числе и работников пищеблоков.

Воспитатели и медицинские работники детских домов и школ-интернатов не уделяют должного внимания привитию воспитанникам навыков личной гигиены. Нередко дети не имеют зубных щеток, туалетного мыла, ножных полотенец.

Работники санитарно-эпидемиологической службы не всегда предъявляют должную требовательность к руководителям детских учреждений в отношении создания надлежащих условий для размещения воспитанников, обеспечения их питанием, доброкачественной водой, благоустройства территории, соблюдения детьми и сотрудниками пищеблоков правил личной гигиены; при проверке санитарного состояния детских домов и школ-интернатов не применяют строгих мер к тем из них, кто грубо нарушает соблюдение установленного режима.

Недостаточно оказывается помощь детским домам и школам-интернатам областными, городскими и районными комитетами общества Красного Креста в работе по улучшению их санитарного состояния, гигиеническому воспитанию детей. В этих учреждениях мало проводится массовых санитарно-просветительных мероприятий: дней здоровья, олимпиад, вечеров вопросов и ответов на медицинские и гигиенические темы.

Не уделяется должного внимания обучению председателей первичных организаций общества Красного Креста формам и методам работы среди детей.

Результатом неудовлетворительной работы по охране здоровья воспитанников детских домов и школ-интернатов являются групповые заболевания детей острыми кишечными инфекциями, имевшие место в отдельных учреждениях Брянской, Кировской, Костромской, Рязанской, Сахалинской, Свердловской областей, Калмыцкой и Якутской АССР и некоторых других.

В целях улучшения работы по охране здоровья воспитанников детских домов и школ-интернатов приказываем:

1. Министрам здравоохранения АССР, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Мособлисполкома и Ленгорисполкома, министрам просвещения АССР, заведующим краевыми, областными отделами народного образования, начальникам главных управлений народного образования Мосгорисполкома и Ленгорисполкома:

1.1. В кратчайший срок устранить отмеченные в настоящем Приказе недостатки и обеспечить коренное улучшение работы по охране здоровья воспитанников детских домов и школ-интернатов. Совместно проверить во всех детских домах и школах-интернатах состояние медико-санитарного обслуживания воспитанников, разработать комплексный план практических мероприятий по дальнейшему совершенствованию охраны здоровья детей в каждом учреждении, систематически контролировать выполнение плана, итоги проверок рассматривать на заседаниях совместных коллегий.

1.2. Обеспечить укомплектование детских домов и школ-интернатов кадрами врачей и среднего медицинского персонала; прикреплять учреждения, штатным расписанием которых не предусмотрены должности врачей, к лечебно-профилактическим учреждениям.

2. Министрам просвещения АССР, заведующим краевыми, областными отделами народного образования, начальникам главных управлений народного образования Мосгорисполкома и Ленгорисполкома:

2.1. Продолжить работу по укреплению материально-технической базы детских домов и школ-интернатов, улучшению быта воспитанников, созданию всех необходимых условий для проведения лечебно-профилактической работы, оборудовать врачебные и процедурные кабинеты, медицинские изоляторы.

2.2. Повысить ответственность администрации и всех сотрудников детских домов и школ-интернатов за санитарное состояние учебных, жилых и подсобных помещений, соблюдение установленных санитарно-гигиенических требований.

2.3. Направлять детей в детские дома и школы-интернаты, руководствуясь при этом прилагаемым перечнем медицинских противопоказаний (Приложение N 1).

2.4. Установить строгий контроль за первоочередным и бесперебойным снабжением высококачественными продуктами питания детских домов и школ-интернатов в соответствии с установленными нормами.

2.5. Обеспечить на пищеблоках выполнение санитарных правил, установленных для предприятий общественного питания, соблюдение сроков реализации скоропортящихся продуктов, технологии приготовления пищи; создать все необходимые условия для хранения продуктов.

2.6. Обязать медицинский персонал, работающий в детских домах и школах-интернатах:

уделять особое внимание наблюдению за динамикой физического развития, состояния здоровья воспитанников, контролю за питанием, физическим воспитанием, организацией общественно полезного труда, руководствуясь временными инструктивными указаниями по контролю за организацией общественно полезного труда учащихся в школе-интернате и детском доме (Приложение N 5);

строго контролировать соблюдение установленных для этих учреждений санитарных норм и правил;

совместно с домами санитарного просвещения и комитетами общества Красного Креста усилить работу по пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди воспитанников детских домов и школ-интернатов, привитию им правил личной гигиены; практиковать организацию и проведение смотров, соревнований, слетов санитарных постов, а также диспутов, тематических вечеров по вопросам санитарии и гигиены с активным использованием технических средств информации и печати; создавать постоянно действующие лектории, школы здоровья, "КЮМы" (клубы юных медиков).

3. Министрам здравоохранения АССР, заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Мособлисполкома и Ленгорисполкома:

3.1. Усилить руководство работой медицинского персонала детских домов и школ-интернатов и контроль за их деятельностью; лечебно-профилактическую помощь воспитанникам осуществлять в соответствии с Временной инструкцией "Об организации лечебно-профилактической помощи воспитанникам детских домов и школ-интернатов" (Приложение N 2).

3.2. Обязать местные органы здравоохранения ежегодно проводить диспансеризацию всех воспитанников детских домов и школ-интернатов с привлечением врачей специалистов (отоларинголога, офтальмолога, психиатра, невропатолога, хирурга-ортопеда); обеспечивать раннее и полное выявление имеющейся у детей патологии сердечно-сосудистой, центральной нервной и эндокринной систем, органов дыхания, пищеварения, почек и мочевыводящих путей, а также функциональных расстройств; своевременно проводить всю необходимую лечебно-оздоровительную работу с выявленными больными. Особое внимание уделить школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.3. Обеспечить своевременную госпитализацию всех воспитанников детских домов и школ-интернатов, нуждающихся в стационарном лечении; категорически запретить лечение в изоляторах детских домов и школ-интернатов детей с инфекционными заболеваниями, а также направление их по месту жительства.

3.4. Предусматривать первоочередное выделение путевок в местные и республиканские детские специализированные санатории для воспитанников детских домов и школ-интернатов, нуждающихся в санаторном лечении.

3.5. Обязать:

руководителей противотуберкулезных диспансеров - осуществлять работу по отбору детей для направления в санаторные детские дома и школы-интернаты и совместно с администрацией этих учреждений решать вопрос о выписке детей из этих учреждений, строго контролировать проведение в них лечебной работы, противорецидивного лечения, режима труда и отдыха воспитанников; проводить необходимые мероприятия по профилактике, ранней диагностике и своевременному лечению туберкулеза у воспитанников детских домов и школ-интернатов, а также повышению квалификации работников этих учреждений по вопросам туберкулеза; особое внимание обратить на полный охват ревакцинацией против туберкулеза подлежащих ей детей и подростков;

главных врачей врачебно-физкультурных диспансеров - осуществлять мероприятия по обеспечению правильной организации физического воспитания детей в детских домах и школах-интернатах, в том числе и детей, по состоянию здоровья отнесенных к специальной медицинской группе, своевременному выявлению у воспитанников нарушений опорно-двигательного аппарата, организации занятий корригирующей гимнастикой с нуждающимися в ней;

главных врачей стоматологических поликлиник - проводить санацию полости рта воспитанников детских домов и школ-интернатов в первую очередь; воспитанников, взятых на диспансерный учет, санировать, при наличии показаний, повторно.

3.6. Проводить работу по повышению квалификации врачей и средних медицинских работников детских домов и школ-интернатов путем организации семинаров, декадников, конференций по вопросам гигиены, физиологии и патологии детей, врачебного контроля за физическим и трудовым воспитанием, профессиональной консультации (Приложение N 3 и N 4).

3.7. Медицинский персонал, впервые направляемый для работы в детский дом, школу-интернат, предварительно знакомить со спецификой медико-санитарного обслуживания воспитанников этих учреждений.

3.8. Обязать главных государственных санитарных врачей областей, краев и автономных республик:

осуществлять действенный контроль за обеспечением администрацией детских домов и школ-интернатов выполнения санитарных правил содержания помещений, их оборудования, соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, правильной организацией питания, своевременным прохождением сотрудниками медицинских профилактических осмотров;

при выявлении грубых нарушений санитарных правил содержания учреждений применять к виновным лицам строгие меры взыскания;

в связи с организацией общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установить строгий контроль за размещением этих учреждений в соответствии с санитарными правилами и требованиями;

совместно с обществами Красного Креста широко привлекать общественных санитарных инспекторов к осуществлению текущего санитарного надзора за детскими домами и школами-интернатами.

3.9. Обязать главных врачей домов санитарного просвещения:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»