Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 2. Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации


Отношения, возникающие в сфере деятельности на ВВТ, регулируются системой нормативно-правовых актов различных уровней. Правда, признак системности здесь просматривается не всегда, хотя значительных коллизий и нет, но некоторая рассогласованность встречается.

По сути, комментируемая статья содержит перечень видов источников законодательства о деятельности на ВВТ. Термин "законодательство" здесь применяется в широком понимании, с включением в него и подзаконных актов. Источник здесь трактуется в собственно юридическом смысле (такие источники некоторые авторы в теории отождествляют с формами права), тогда как, допустим, материальные источники норм КВВТ РФ - это те экономические условия, наличие которых детерминировало принятие соответствующих норм. Здесь фактически идет речь именно об источниках законодательства, а не права, так как отрасль транспортного права у нас в окончательном виде пока не сложилась. Транспорт регулируется нормами различных отраслей и институтов права, среди которых превалируют нормы гражданского и административного права.

Конституция РФ, являясь фундаментом и одновременно ядром всей системы права, содержит основополагающие положения, как прямо, так и опосредованно относящиеся к транспортной области. Например, ст.71 Конституции РФ, устанавливающая разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов и относящая транспорт к ведению РФ. Содержатся в Конституции РФ и основы гражданского права с их дальнейшим закреплением в ГК РФ. Нормы ГК РФ, имеющие непосредственное отношение к ВВТ, - это, в частности, правила о перевозках (гл.40 ГК РФ), об аренде транспортных средств (параграф 3 гл.34 ГК РФ), о возмещении вреда (гл.59 ГК РФ), а также общие положения о сделках, сроках, обязательствах и многие другие нормы. Сам КВВТ РФ, выступая в роли кодифицированного законодательного акта, наиболее детально регулирует вопросы, связанные с деятельностью в области внутреннего водного транспорта. Среди иных федеральных законов, относящихся к деятельности на ВВТ, можно отнести Федеральный закон от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Вопросы платы за земельные участки, занимаемые организациями ВВТ, регулируются ЗК РФ. Среди нормативных правовых актов Правительства РФ можно назвать, например, Перечень ВВП РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-Р.

На Минтранс РФ, его структурные подразделения и подведомственные ему органы приходится наибольший удельный вес подзаконных актов в сфере ВВТ. Здесь можно отметить, например, приказ Ространснадзора от 24.08.2012 N АК-432фс "Об утверждении Положения об Управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта".

Следует отметить, что КВВТ РФ содержит огромное число норм, отсылающих к подзаконным актам, что является благодатной почвой для ведомственного нормотворчества со всеми возможными, в том числе и негативными последствиями этого. Такая ситуация продиктована сложившейся обстановкой в сфере использования ВВТ и самим его характером, требующего комплексного нормативного воздействия, - отметил по этому поводу В.Марков, комментируя проект КВВТ РФ, поэтому не исключается целесообразность конкретизации норм посредством издания подзаконных актов.

________________

URL: http://barents.sanet.ru/stat1.htm


Что касается иерархии актов по их юридической силе - здесь сложностей нет - подзаконные акты не должны противоречить закону, закон - Конституции РФ, а среди подзаконных актов - нормативные акты министерств и ведомств не должны противоречить актам Президента РФ и Правительства РФ.