ПИСЬМО
от 29 сентября 2015 года N ГД-4-3/16988@
О направлении материалов по проблемным вопросам администрирования НДС
Федеральная налоговая служба в связи с письмом Минфина России от 15.09.2015 N 03-07-15/52999 направляет материалы, предлагаемые к обсуждению на круглом столе, проводимом Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, на тему "Актуальные проблемы администрирования налога на добавленную стоимость".
Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.Ю.Григоренко
Вопросы, предлагаемые к обсуждению на круглом столе по теме: "Актуальные проблемы администрирования налога на добавленную стоимость"
Описание проблемы
Вновь созданные при реорганизации юридические лица (правопреемники) с даты постановки на учет либо в последующих налоговых периодах переходят на специальные режимы налогообложения, в связи с чем имущество (по которому "входной" налог был ранее правомерно принят к вычету и не восстановлен реорганизованной организацией), полученное правопреемниками от реорганизованной организации, начинает использоваться (либо в дальнейшем будет использоваться) в операциях, необлагаемых налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).
Нормативно-правовая база
Пунктом 8 статьи 162.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при передаче правопреемнику товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, при приобретении которых суммы налога были приняты реорганизованной организацией к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, соответствующие суммы налога не подлежат восстановлению и уплате в бюджет реорганизованной организацией.
Исключений в отношении правопреемников, переходящих на специальные режимы налогообложения, нормы главы 21 Кодекса не содержат.
Но поскольку правопреемником, переходящим на упрощенную систему налогообложения, имущество, полученное при реорганизации организации в форме выделения, будет использоваться для операций, не подлежащих налогообложению НДС, суммы налога по этому имуществу, принятые к вычету реорганизованной организацией, должны быть восстановлены данным правопреемником в общеустановленном порядке.
В то же время суды признают неправомерным вывод налогового органа, обязывающий правопреемника, перешедшего на специальный режим налогообложения, восстановить суммы налога, ранее принятые к вычету реорганизуемой организацией в отношении переданного правопреемнику имуществу, поскольку в Кодексе отсутствует прямая норма.
Пути решения
С целью устранения налоговых споров, а также пробелов в законодательстве о налогах и сборах и предотвращения возможных схем ухода от налогообложения предлагается установить обязанность по восстановлению и уплате в бюджет НДС на правопреемников, перешедших на специальные режимы налогообложения в соответствии с главами 26.2 и 26.3 Кодекса.
Одновременно следует внести поправки в статьи 173 и 174 Кодекса, предусматривающие порядок определения правопреемниками суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, а также порядок представления ими декларации по НДС с восстановленными суммами налога в случае, если с даты постановки на учет правопреемники не признаются налогоплательщиками НДС.
Описание проблемы
Налогоплательщики, у которых имеется обязанность представления налоговой декларации в электронной форме, не несут ответственности за необеспечение получения от налогового органа документов в электронной форме. В результате налогоплательщики не исполняют такую обязанность, что противоречит общей концепции перехода на электронный документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом.
В случае необеспечения получения от налогового органа документов в электронной форме Документы в адрес налогоплательщика направляются на бумажном носителе, что влечет за собой трудовые, временные и финансовые затраты, затрудняет своевременное проведение мероприятий налогового контроля в достаточном объеме.
Нормативно-правовая база
Пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что Лица, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 76 Кодекса установлена ответственность налогоплательщика в виде приостановления операций по счетам - в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией налоговому органу квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.
Ответственность налогоплательщика за необеспечение получения от налогового органа документов в электронной форме Кодексом в настоящее время не предусмотрена.
Пути решения
С целью исправления указанной ситуации и реализации механизма контроля за соблюдением всех положений пункта 5.1 статьи 23 Кодекса необходимо внесение изменений в статью 76 Кодекса, предусмотрев необеспечение налогоплательщиком возможности получения от налогового органа соответствующих документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, как основание для приостановления операций по счетам.
Описание проблемы
С 2015 года в состав расширенной декларации по НДС включаются сведения об операциях, которые сопоставляются со сведениями контрагентов.
При выявлении ошибок и противоречий в записях об операциях налоговый орган истребует у налогоплательщика пояснения. Для возможности автоматизированной обработки пояснений от налогоплательщика реализована рекомендуемая форма ответа в электронном виде на требование о предоставлении пояснений.
При этом обязанность представлять ответ по установленной форме в электронном виде для налогоплательщика не предусмотрена.
В случае представления пояснений в неформализованном виде, требуется их длительная подготовка, обработка в ручном режиме, что повышает трудозатраты, а также вероятность ошибок.
Нормативно-правовая база
Пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Пути решения
Внесение изменений в пункт 3 статьи 88 Кодекса, предусматривающий представление пояснений по установленной форме в электронном виде для налогоплательщиков, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка