Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 сентября 2015 года N ГД-4-3/16988@

О направлении материалов по проблемным вопросам администрирования НДС



Федеральная налоговая служба в связи с письмом Минфина России от 15.09.2015 N 03-07-15/52999 направляет материалы, предлагаемые к обсуждению на круглом столе, проводимом Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, на тему "Актуальные проблемы администрирования налога на добавленную стоимость".

          

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.Ю.Григоренко

     

     

Приложение

     

Вопросы, предлагаемые к обсуждению на круглом столе по теме: "Актуальные проблемы администрирования налога на добавленную стоимость"

     

1. Восстановление НДС при реорганизации


Описание проблемы

Вновь созданные при реорганизации юридические лица (правопреемники) с даты постановки на учет либо в последующих налоговых периодах переходят на специальные режимы налогообложения, в связи с чем имущество (по которому "входной" налог был ранее правомерно принят к вычету и не восстановлен реорганизованной организацией), полученное правопреемниками от реорганизованной организации, начинает использоваться (либо в дальнейшем будет использоваться) в операциях, необлагаемых налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).

Нормативно-правовая база

Пунктом 8 статьи 162.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при передаче правопреемнику товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, при приобретении которых суммы налога были приняты реорганизованной организацией к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, соответствующие суммы налога не подлежат восстановлению и уплате в бюджет реорганизованной организацией.

Исключений в отношении правопреемников, переходящих на специальные режимы налогообложения, нормы главы 21 Кодекса не содержат.

Но поскольку правопреемником, переходящим на упрощенную систему налогообложения, имущество, полученное при реорганизации организации в форме выделения, будет использоваться для операций, не подлежащих налогообложению НДС, суммы налога по этому имуществу, принятые к вычету реорганизованной организацией, должны быть восстановлены данным правопреемником в общеустановленном порядке.

В то же время суды признают неправомерным вывод налогового органа, обязывающий правопреемника, перешедшего на специальный режим налогообложения, восстановить суммы налога, ранее принятые к вычету реорганизуемой организацией в отношении переданного правопреемнику имуществу, поскольку в Кодексе отсутствует прямая норма.

Пути решения

С целью устранения налоговых споров, а также пробелов в законодательстве о налогах и сборах и предотвращения возможных схем ухода от налогообложения предлагается установить обязанность по восстановлению и уплате в бюджет НДС на правопреемников, перешедших на специальные режимы налогообложения в соответствии с главами 26.2 и 26.3 Кодекса.

Одновременно следует внести поправки в статьи 173 и 174 Кодекса, предусматривающие порядок определения правопреемниками суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, а также порядок представления ими декларации по НДС с восстановленными суммами налога в случае, если с даты постановки на учет правопреемники не признаются налогоплательщиками НДС.

2. Обеспечение получения от налогового органа документов в электронной форме


Описание проблемы

Налогоплательщики, у которых имеется обязанность представления налоговой декларации в электронной форме, не несут ответственности за необеспечение получения от налогового органа документов в электронной форме. В результате налогоплательщики не исполняют такую обязанность, что противоречит общей концепции перехода на электронный документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом.

В случае необеспечения получения от налогового органа документов в электронной форме Документы в адрес налогоплательщика направляются на бумажном носителе, что влечет за собой трудовые, временные и финансовые затраты, затрудняет своевременное проведение мероприятий налогового контроля в достаточном объеме.

Нормативно-правовая база

Пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что Лица, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 76 Кодекса установлена ответственность налогоплательщика в виде приостановления операций по счетам - в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией налоговому органу квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.

Ответственность налогоплательщика за необеспечение получения от налогового органа документов в электронной форме Кодексом в настоящее время не предусмотрена.

Пути решения

С целью исправления указанной ситуации и реализации механизма контроля за соблюдением всех положений пункта 5.1 статьи 23 Кодекса необходимо внесение изменений в статью 76 Кодекса, предусмотрев необеспечение налогоплательщиком возможности получения от налогового органа соответствующих документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, как основание для приостановления операций по счетам.

3. Установление обязанности направления налогоплательщиком ответа на требование о представлении пояснений в электронной форме по установленному формату


Описание проблемы

С 2015 года в состав расширенной декларации по НДС включаются сведения об операциях, которые сопоставляются со сведениями контрагентов.

При выявлении ошибок и противоречий в записях об операциях налоговый орган истребует у налогоплательщика пояснения. Для возможности автоматизированной обработки пояснений от налогоплательщика реализована рекомендуемая форма ответа в электронном виде на требование о предоставлении пояснений.

При этом обязанность представлять ответ по установленной форме в электронном виде для налогоплательщика не предусмотрена.

В случае представления пояснений в неформализованном виде, требуется их длительная подготовка, обработка в ручном режиме, что повышает трудозатраты, а также вероятность ошибок.

Нормативно-правовая база

Пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Пути решения

Внесение изменений в пункт 3 статьи 88 Кодекса, предусматривающий представление пояснений по установленной форме в электронном виде для налогоплательщиков, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме.               


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»