СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2015 года N 29

Об антикоррупционной экспертизе проектов правовых актов Союзного государства

Совет Министров Союзного государства

 постановляет:

1. Утвердить Методические рекомендации проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов Союзного государства (прилагаются).

2. Часть первую пункта 19 Регламента Совета Министров Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 25 апреля 2000 г. N 1, изложить в следующей редакции:

"19. Представленные в Постоянный Комитет документы и материалы проходят экспертную оценку в течение не более одного месяца, в том числе антикоррупционную экспертизу (проекты актов Совета Министров), если такая экспертиза проводится на основании обращения соответствующего государственного органа (организации) государства-участника.".

3. Одобрить проект постановления Высшего Государственного Совета Союзного государства "О внесении дополнений в некоторые постановления Высшего Государственного Совета Союзного государства по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов Союзного государства" (прилагается).

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Совета Министров
Союзного государства
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета Министров
Союзного государства
от 29 сентября 2015 года N 29

     

Методические рекомендации проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов Союзного государства

     
Глава 1
Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации применяются для обеспечения проведения Постоянным Комитетом Союзного государства антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов Союзного государства (далее - антикоррупционная экспертиза) и подготовки заключений антикоррупционной экспертизы.

2. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления в проектах правовых актов норм, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающих условия для проявления коррупции (далее - коррупциогенные факторы), а также для подготовки обоснованных предложений об устранении выявленных в проектах правовых актов коррупциогенных факторов и формирования системно согласованного правового регулирования, исключающего создание условий для проявления коррупции.

3. Основными задачами антикоррупционной экспертизы являются:

объективное и всестороннее прогнозирование возможности проявления коррупции в процессе применения правовых актов;

подготовка обоснованных предложений об устранении выявленных в проектах правовых актов коррупциогенных факторов.

4. Антикоррупционная экспертиза осуществляется на основе следующих принципов:

оценки проекта правового акта во взаимосвязи с другими правовыми актами;

обоснованности, объективности и возможности оценки достоверности результатов антикоррупционной экспертизы проекта правового акта;

компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу проекта правового акта;

независимости экспертной оценки коррупционности проекта правового акта от позиций государственных органов и иных организаций государств - участников Договора о создании Союзного государства (далее - государства-участники), участвующих (участвовавших) в разработке проекта правового акта, а также других организаций;

обязательности рассмотрения результатов антикоррупционной экспертизы субъектом (субъектами), направившим проект правового акта для проведения экспертизы.

5. При проведении антикоррупционной экспертизы используются системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический методы, а также методы социально-правового моделирования, экспертных оценок, обобщения статистических данных и правоприменительной практики и иные общенаучные и специальные методы исследования социально-правовых явлений.

Необходимый перечень методов антикоррупционной экспертизы в каждом случае определяет специалист, проводящий антикоррупционную экспертизу, с учетом основных задач антикоррупционной экспертизы, предусмотренных пунктом 3 настоящих Методических рекомендаций.

Глава 2
Организация проведения антикоррупционной экспертизы

6. Основанием для проведения антикоррупционной экспертизы является обращение соответствующего государственного органа (организации) государства-участника.

7. В зависимости от предполагаемого объема исследований проведение антикоррупционной экспертизы поручается одному или нескольким специалистам. При необходимости к проведению антикоррупционной экспертизы могут быть привлечены специалисты государственных органов и иных организаций государств-участников по согласованию с руководителями этих органов и организаций. При этом к проведению антикоррупционной экспертизы не могут привлекаться специалисты государственных органов и иных организаций государств-участников, участвовавшие в разработке проекта правового акта.

8. Антикоррупционная экспертиза повторно направленного проекта правового акта проводится в том же порядке, что и при его первичном направлении на такую экспертизу, после доработки проекта правового акта и согласования его с заинтересованными государственными органами и иными организациями.

9. При проведении антикоррупционной экспертизы повторно направленного проекта правового акта учитываются результаты антикоррупционной экспертизы, проведенной ранее.

Глава 3
Оценка проекта правового акта на предмет наличия коррупциогенных факторов

10. Основным критерием оценки проекта правового акта при проведении антикоррупционной экспертизы является возможность формирования условий для проявления коррупции в процессе применения этого акта, в том числе обусловленных его социальной неадаптированностью, неоднозначностью его норм, неполнотой правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений, которые могут быть связаны с:

бессистемностью и противоречивостью методов и форм правового регулирования;

неопределенностью объектно-предметного и субъектного составов правовых отношений, условий и оснований их возникновения, изменения и прекращения;

неопределенностью и разбалансированностью интересов субъектов правовых отношений, их прав и обязанностей, а также порядка их реализации и исполнения;

отсутствием социальных, экономических и организационно-правовых механизмов обеспечения реализации правового акта, а также контроля за исполнением его норм;

отсутствием установленной ответственности, неопределенностью оснований и порядка ее применения либо несоответствием такой ответственности, оснований и порядка ее применения общественной опасности правонарушения.

При проведении антикоррупционной экспертизы должны выявляться и иные коррупциогенные факторы в проекте правового акта, которые могут обусловливать возможность проявлений коррупции (например, несоблюдение необходимого баланса публичных и частных интересов в правовом регулировании общественных отношений и др.).

11. К коррупциогенным факторам, связанным с бессистемностью и противоречивостью методов и форм правового регулирования, могут относиться:

несоответствие методов и способов правового регулирования сфере и предмету правового регулирования, его целям и принципам;

неполнота (незавершенность) правового регулирования, которая обусловливает невозможность применения норм в соответствии с целями правового регулирования;

наличие взаимоисключающих (взаимопротиворечащих) норм, способных вызвать конфликт правоохраняемых интересов субъектов правовых отношений;

предоставление нормотворческих полномочий без установления пределов их реализации в части определения дополнительных ограничений и обязанностей для субъектов правовых отношений;

необоснованное использование бланкетных и отсылочных норм в проекте правового акта;

наличие оценочных понятии, выступающих в качестве основании или условий возникновения, изменения или прекращения правовых отношений.

12. К коррупциогенным факторам, связанным с неопределенностью объектно-предметного и субъектного составов правовых отношений, условий и оснований их возникновения, изменения и прекращения, могут относиться:

наличие норм, реализация которых может способствовать увеличению доходности и мотивации социально-экономической деятельности вне государственного контроля;

отсутствие конкурсных (аукционных) процедур или отказ от них;

отсутствие личностных, профессиональных, образовательных или экономических требований, необходимых запретов и ограничений, предъявляемых к участникам правовых отношений;

завышенные требования к субъектам правовых отношений, предъявляемые для реализации принадлежащего им права;

отсутствие или недостаточно четкое описание оснований и условий возникновения, изменения и прекращения правовых отношений;

установление неопределенных и (или) обременительных для исполнения обязанностей.

13. К коррупциогенным факторам, связанным с неопределенностью и разбалансированностью интересов субъектов правовых отношений, их прав и обязанностей, а также порядка их реализации и исполнения, могут относиться:

нарушение баланса законных интересов субъектов правовых отношений;

неопределенность порядка реализации прав или исполнения обязанностей;

создание условий для злоупотребления правом, льготными правовыми режимами или компенсационными схемами реализации субъективных прав вопреки заявленным целям правового регулирования;

чрезмерная сложность либо невозможность соблюдения порядка реализации прав или исполнения обязанностей;

неопределенность оснований и условий принятия решений или совершения действий государственными органами, иными организациями или должностными лицами либо наделение их излишне широкими дискреционными полномочиями (полномочиями, которые могут осуществляться по усмотрению государственного органа, иной организации или должностного лица).

14. К коррупциогенным факторам, связанным с отсутствием социальных, экономических и организационно-правовых механизмов обеспечения реализации правового акта, а также контроля за исполнением его норм, могут относиться:

отсутствие экономических, организационных, технических или иных условий, необходимых для реализации правового акта;

отсутствие способов принудительного исполнения норм, восстановления и защиты нарушенного права и правоохраняемых интересов;

отсутствие порядка осуществления полномочий государственными органами и должностными лицами, контролирующими исполнение правового акта;

избыточность контрольных процедур для субъектов правового регулирования.

15. К коррупциогенным факторам, связанным с отсутствием установленной ответственности, неопределенностью оснований и порядка ее применения либо несоответствием такой ответственности, оснований и порядка ее применения общественной опасности правонарушения, могут относиться:

несоответствие типов ответственности целям правового регулирования и формам санкционного предупреждения возможных отклонений субъектов от требований правовых норм;

отсутствие ответственности за существенное нарушение норм правового акта;

наличие конкуренции в описании признаков правонарушений в проекте правового акта с признаками правонарушений, предусмотренных в других отраслях права;

неопределенность в описании объективных и субъективных признаков состава деяния, не позволяющая однозначно отнести его к определенному виду правонарушений;

несоответствие вида и размера ответственности характеру и степени тяжести вреда, причиненного правонарушением;

необоснованный разрыв между верхним и нижним пределами мер ответственности;

наличие иммунитетов, освобождающих определенный круг субъектов от действия общих или специальных правовых норм и (или) от ответственности за их несоблюдение;

неопределенность оснований и (или) условий для освобождения от ответственности либо ее смягчения;

отсутствие у государственных органов и иных организаций или должностных лиц полномочий, необходимых и достаточных для применения мер ответственности, отсутствие порядка осуществления данных полномочий;

наличие дублирующих государственных органов и иных организаций или должностных лиц, уполномоченных принимать решения по вопросам о привлечении к ответственности;

отсутствие механизма принудительного обеспечения исполнения (реализации) мер ответственности.

16. Возможность создания условий для проявления коррупции в процессе правоприменения выявляется на основе установления взаимосвязи между наличием в проекте правового акта коррупциогенных факторов с соответствующими социальными факторами, обусловливающими во взаимодействии объективную допустимость и мотивацию противоправного поведения или злоупотребления правом (полномочиями, правоохраняемыми интересами) в процессе реализации норм правового акта.

Глава 4
Заключение антикоррупционной экспертизы

17. Результаты антикоррупционной экспертизы излагаются в заключении, содержащем описание проведенного исследования, выводы о наличии либо отсутствии в проекте правового акта норм, содержащих коррупциогенные факторы и применение которых может повлечь создание условий для проявления коррупции, с обоснованием соответствующего вывода, обоснованные предложения об устранении выявленных в проекте правового акта коррупциогенных факторов (при наличии норм, применение которых может повлечь создание условий для проявления коррупции).

18. Заключение антикоррупционной экспертизы состоит из вводной части, исследовательской части и выводов.

19. Во вводной части заключения антикоррупционной экспертизы указываются:

когда и кем представлен проект правового акта на антикоррупционную экспертизу;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»