Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 апреля 2013 года N ЕД-4-3/8071

О подтверждении уплаты налога на территории иностранного государства

____________________________________________________________________

Письма ФНС России по вопросам, связанным с применением международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, не согласованные с Минфином России, не подлежат применению. -

См. письмо Минфина России от 21 апреля 2016 года N 03-08-РЗ/23009. - Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________



Федеральная налоговая служба, рассмотрев ваше письмо по вопросу подтверждения уплаты налога на территории иностранного государства, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

В связи с тем, что к форме и реквизитам документа, подтверждающего факт удержания налога налоговым агентом, НК РФ не предъявляет определенных требований, по мнению Минфина России (письмо от 21.09.2011 N 03-08-05), налогоплательщик может представить любой документ, из которого следует, что соответствующая сумма налога уплачена или удержана источником выплаты. Это могут быть документы по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также документы, составленные в произвольной форме. Документ, подтверждающий уплату налогов самой организацией, должен быть заверен налоговым органом соответствующего иностранного государства.

При этом документы, составленные на иностранных языках, должны быть переведены на русский язык.

Следует заметить, что НК РФ предусмотрена необходимость заверения документа, подтверждающего уплату налога за пределами Российской Федерации, только в отношении налогов, уплаченных самой организацией, а не уплаченных (удержанных) налоговым агентом.

Помимо этого, согласно статьи 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые содержатся в российском налоговом законодательстве, то применяются правила и нормы международного договора.

В отношениях между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша действует Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" от 22.05.92 (далее - Соглашение).

Согласно статье 21 Соглашения, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход, который в соответствии с положениями Соглашения может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом Договаривающемся Государстве, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом Договаривающемся Государстве. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога первого Договаривающегося Государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

Также статьей 23 Соглашения предусматривается, что компетентные органы Договаривающихся Государств будут обмениваться информацией, необходимой для применения положения настоящего Соглашения или внутреннего законодательства Договаривающихся Государств, касающегося налогов, на которые распространяется Соглашение, в той степени, в которой налогообложение по этому законодательству не противоречит Соглашению.

Таким образом, территориальные налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля, в случае подозрений на мошеннические действия, при рассмотрении вопроса об осуществлении зачета суммы налога на прибыль, удержанного в иностранном государстве, по мнению ФНС России, могут запросить дополнительные документы, необходимые им для проведения зачета у самого налогоплательщика, либо обратиться с мотивированным запросом в соответствующее структурное подразделение ФНС России с целью обмена информацией с компетентными органами иностранных государств.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Д.В.Егоров

     

     

Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 9

ПИСЬМО

[О  применении пункта 3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации]



МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (далее - Инспекция) просит дать разъяснения по вопросу применения пункта 3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с нижеследующим.

В соответствии со статьей 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации.


Таким образом, Инспекция считает, что обязательным условием проведения зачета сумм налогов, выплаченных в соответствии с законодательством иностранных государств, является их фактическая уплата в бюджет иностранного государства.


На этом основании в отношении налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами - иностранными организациями, зачет может быть произведен только при условии представления налогоплательщиком подтверждения налогового агента об уплате налога за пределами Российской Федерации, так как нормы НК РФ не содержат положений, позволяющих проводить зачет удержанных сумм налога без подтверждения факта его уплаты.


Данная позиция подтверждается письмами Министерства финансов Российской Федерации от 26.01.2005 N 03-08-05, от 20.08.2008 N 03-08-08, от 17.12.2009 N 03-08-05, от 16.06.2010 N 03-08-05.

В подтверждение правомерности проведения зачета удержанных в Республике Польша налогов налогоплательщиком, состоящим на учете в Инспекции, представлен заполненный бланк формы IFT-2R "Информация о выручке (доходах), полученной юридическими лицами, не имеющими офиса или управляющего органа на территории Республики Польша" (далее - форма IFT-2R), подписанный должностными лицами иностранной организации, выплатившей доход.


Данная форма, соответствующим образом заполненная, должна представляться налоговым резидентом Республики Польша в налоговый орган Республики Польша, в случае выплаты им дохода иностранным организациям, не имеющим офиса или управляющего органа на территории Республики Польша.

Заполненный бланк формы IFT-2R содержит информацию о сумме и виде дохода, полученного Банком от резидента Республики Польша, а также о сумме налога, подлежащей удержанию с этого дохода, и не содержит каких-либо отметок налоговых органов Республики Польша, свидетельствующих о получении налоговым органом Республики Польша данной формы IFT-2R, либо подтверждающих уплату налога, указанного в форме IFT-2R в бюджет Республики Польша.


Иных документов, свидетельствующих о фактической уплате заявленной суммы налога в бюджет Республики Польша, Банком не представлено.

Данный факт послужил основанием для непринятия к зачету суммы налога, выплаченной в соответствии с законодательством Республики Польша российской организацией.

Не согласившись с Решением Инспекции, Банк в соответствии со статьей 101.2 НК РФ направил апелляционную жалобу в Федеральную налоговую службу, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган оставил Решение Инспекции без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Однако в ходе судебного разбирательства Банк заявил ходатайство о приобщении к материалам дела Сводки информации IFT-2R (документа, подтверждающего получения налоговыми органами Республики Польша формы IFT-2R).


Необходимо отметить, что бланк формы IFT-2R заполняется резидентом Республики Польша в отношении каждого контрагента отдельно и не содержит отметок налоговых органов Республики Польша, свидетельствующих о получении ими данной формы, в то время как сводка информации IFT-2R содержит информацию обо всех налогах, уплаченных резидентом Республики Польша, и предусматривает наличие отметки налоговых органов Республики Польша о получении ими данной сводки.


Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительным решение Инспекции, решение ФНС России по апелляционной жалобе в связи с тем, что в материалы дела представлена сводка информации IFT-2R с отметкой уполномоченного налогового органа Республики Польша о её принятии.


При таких обстоятельствах суд удовлетворил иск Банка и указал, что в случае если у налогового органа есть необходимость в информации, подтверждающей фактическое поступление сумм удержанного налога в бюджет Республики Польша, он вправе использовать процедуру, предусмотренную ст.23 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22.05.92 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества".

Однако, по мнению Инспекции, судом не учтено, что на налоговый орган возложена обязанность только проверки соблюдения налогоплательщиком условий предоставления зачета, установленных в статье 311 НК РФ, то есть наличия документа, подтверждающего уплату налога за пределами Российской Федерации, а не проведение проверки правомерности заявленного зачета с одновременным направлением запросов в иностранные налоговые органы.

На основании изложенного, учитывая отрицательную судебную практику, а также то, что в настоящее время Банк продолжает представлять заполненный бланк формы IFT-2R без отметки уполномоченного налогового органа Республики Польша о его принятии, Инспекция просит разъяснить порядок действий при получении заполненного бланка формы IFT-2R, подписанного только должностными лицами иностранной организации, в качестве подтверждения уплаты (удержания) налога за пределами Российской Федерации:

1) Инспекция обязана обратиться за подтверждением факта уплаты налога за пределами Российской Федерации в иностранные налоговые органы

или

2) Инспекция обязана требовать у налогоплательщика предоставления документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации.

Заместитель начальника инспекции,
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Г.Д.Белова




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»