Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 27 сентября 2013 года N 13-3-04/0049

[Об источниках цен на рыбу и рыбопродукцию для проведения налогового контроля в связи с совершением контролируемых сделок]



Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества (далее - Управление) рассмотрело письмо и сообщает следующее.

1. Пунктами 1 и 2 статьи 105.6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен перечень источников информации, используемых при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми. В силу подпункта 4 пункта 2 указанной статьи перечень используемой не является исчерпывающим.

Согласно пункту 5 статьи 105.6 Кодекса, при сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации в соответствии со статьей 105.15 Кодекса налогоплательщик кроме информации о собственной деятельности вправе использовать любые общедоступные источники информации.

Таким образом, положения Кодекса не устанавливают перечень информационных ресурсов, в которых сведения о рыночных ценах, в частности на водные биологические ресурсы (далее также - ВБР), будут автоматически признаваться надлежащими и достоверными.

Более того, в зависимости от того, какой метод используется при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, источники информации также будут отличаться.

Согласно пункту 3 статьи 105.7 Кодекса, по общему правилу, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Существует ряд особенностей применения метода сопоставимых рыночных цен, в зависимости от того, какая информация для целей его применения используется.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 105.6 Кодекса и абзацу первому пункта 3 статьи 105.9 Кодекса в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в анализируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не признаваемые с ним взаимозависимыми, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой (т.н. "внутренние" сопоставимые сделки).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 105.9 Кодекса достаточно одной сопоставимой сделки. В этом случае интервал цен будет представлять единственное значение цены в этой сопоставимой сделке, которое одновременно будет являться верхней и нижней границей интервала цен.

Если такая сделка есть, то в силу пункта 6 статьи 105.6 Кодекса ФНС России не вправе при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами использовать иную информацию. Таким образом, в соответствии с положениями раздела V.1 Кодекса в целях контроля соответствия цен в сделках рыночным ценам (рентабельности) приоритет установлен в отношении применения метода сопоставимых рыночных цен с использованием "внутренних" сопоставимых сделок.

Для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допустимо использовать "внешние" источники информации, в том числе поименованные в пунктах 1 и 2 статьи 105.6 Кодекса, при условии соблюдения следующих критериев:

опубликованная цена (котировка) должна основываться на данных о фактически совершенных сделках;

при формировании цены (котировки) должны исключаться цены в сделках, совершенных между взаимозависимыми лицами;

анализируемая и сопоставляемые сделки совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых, или различия указанных условий не оказывают существенного влияния на результаты сделок, или такие различия могут быть учтены с помощью корректировок к условиям и (или) результатам анализируемой или сопоставляемых сделок.

В пункте 4 статьи 105.5 Кодекса указаны характеристики анализируемой и сопоставляемых сделок, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, сторонами которых не являются лица, признаваемые взаимозависимыми.

Так, в подпункте 3 пункта 4 статьи 105.5 Кодекса указано на необходимость анализа условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг).

По мнению Управления, применительно к сделкам, предметом исполнения которых является поставка ВБР, в обязательном порядке анализируются следующие условия:

срок поставки (дата) - рынок ВБР имеет волатильный характер в силу его сезонности;

условия оплаты (с предоплатой или без) - поскольку деньги имеют временную ценность, соответственно цена в сделках с предоплатой и без может отличаться;

базис поставки, в том числе с учетом примененных сторонами сделки правил ИНКОТЕРМС;

объем поставки - для крупнооптовых сделок могут предоставляться скидки (т.н. take off discounts),

валюта сделки и др. условия (при наличии).

Следует отметить, что Управлением дополнительно проведен анализ общедоступных источников информации, специализирующихся на представлении информации о ценах на ВБР. В частности к таковым относятся данные крупнейшего информационно-ценового агентства Fish Information and Services (www.fis.com), которое к тому же действует как площадка для проведения онлайн аукционов.

В случае же, если налогоплательщик не может найти сопоставимые сделки или надлежащие источники информация для целей применения метода сопоставимой рыночной цены, то следует использовать иные методы, которые базируются на расчете показателей рентабельности. В данном случае источником информации является бухгалтерская отчетность сопоставимых организаций.

2. Нормативно-правовое регулирование электронного документооборота в Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (далее - Закон).

В пункте 1 статьи 5 Закона определены виды электронных подписей, а именно простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. При этом различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись. Признаки усиленной квалифицированной подписи определены в пункте 4 статьи 5 Закона.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона информация в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо в аккредитованных Минкомсвязи России удостоверяющих центрах.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Пунктом 1 Порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме определены правила представления в налоговые органы уведомления о контролируемых сделках (далее - также Уведомление) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

В случае отсутствия в Уведомлении усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика или несоответствия усиленной квалифицированной электронной подписи подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика, то на основании подпункта 3 пункта 12 Порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме налогоплательщику будет направлено уведомление об отказе в приеме Уведомления, а сам документ не будет принят налоговым органом.

3. Согласно пункту 5.15 Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках (далее - Порядок) в пункте 110 "Код единицы измерения по ОКЕИ" раздела 1Б Уведомления указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно ОКЕИ.

Если в первичном документе указано дробное число с точностью несколько знаков после запятой, то количественное значение предмета исполнения сделки округляется до ближайшего целого, модуль разности с которым у этого числа минимален.

В случае если единица измерения, указанная в первичном документе, не внесена в ОКЕИ, следует использовать ту единицу измерения согласно ОКЕИ, которая позволяет наиболее точно отобразить количественную характеристику предмета исполнения сделки.

Следовательно, в пункте 120 "Количество" раздела 1Б Уведомления отражается количественное значение предмета исполнения сделки с учетом единицы измерения, указанной в пункте 110 раздела 1Б.

При заполнении стоимостных показателей Уведомления следует руководствоваться положениями пункта 1.10 Порядка, согласно которому все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

В пункте 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." листа раздела 1Б в соответствии пунктом 5.17 Порядка отражается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

В случае изменения размерности в пункте 110 раздела 1Б Уведомления, значение в пункте 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." листа раздела 1Б Уведомления следует соразмерно пересчитать.

Управление обращает внимание, что в пункте 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." листа раздела 1Б Уведомления указывается не расчетное значение, полученное в результате произведения значений пункта 120 "Количество" и 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.", но стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

В части заполнения показателей листа раздела 1А Уведомления следует отметить следующее.

Согласно пункту 4.19 Порядка в пункте 300 "Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок)" раздела 1А отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

В соответствии с пунктом 4.21 Порядка в пункте 310 "Сумма расходов (убытков) налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок" раздела 1А отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок), за календарный год в рублях.

Следовательно, значение показателей по пунктам 300 и (или) 310 раздела 1А определяется не расчетным путем, как сумма показателей, отраженных в пунктах 140 листа раздела 1Б, относящихся к данному разделу 1А, а как фактические суммы полученных доходов или произведенных расходов, определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Суммирование значений по указанным пунктам для целей заполнения Уведомления не требуется.

Начальник Управления
трансфертного ценообразования
и международного сотрудничества
Д.В.Вольвач

     

     

Приложение

     

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

Об источниках цен на рыбу и рыбопродукцию для проведения налогового контроля в связи с совершением контролируемых сделок



Управление ФНС России по Приморскому краю сообщает, что в течение 2012 года налоговыми органами края выявлялись налогоплательщики, по которым есть основание полагать наличие совершения контролируемых сделок. В числе прочих под понятие контролируемых попали сделки совершаемые предприятиями рыбодобывающей отрасли по реализации продукции покупателям, зарегистрированным в оффшорных зонах, или взаимозависимым лицам.

Налоговые органы Приморского края провели разъяснительную работу среди налогоплательщиков о применении законодательства о налогах и сборах в части налогового контроля в связи с совершением контролируемых сделок. В частности, 25.04.2013 Управление ФНС России на заседании Приморского рыбохозяйственного совета под председательством вице-губернатора Приморского края Сидоренко Сергея Петровича проинформировало руководителей рыбохозяйственных организаций о введении в действие раздела V.1 НК РФ, видов контролируемых сделок, необходимости самостоятельной корректировки налоговой базы и сумм налогов в соответствии с требованиями ст.105.3 НК РФ.

Также на совещании, проведенном по инициативе Некоммерческой организации "Ассоциации добытчиков минтая" (далее - Ассоциация) 17.05.2013, Управлением доведена до организаций рыбной отрасли информация о том, что срок принятия решения о проведении проверки в отношении сделок, доходы и расходы по которым признаются в 2012 году, продлен с 31 декабря 2013 года до 30 июня 2014 года включительно; уведомление о контролируемых сделках за 2012 год должно быть направлено налогоплательщиком не позднее 20 ноября 2013 года; документация относительно указанных сделок может быть истребована налоговыми органами не ранее 1 декабря 2013 года; выявленную недоимку по всем обязательным платежам необходимо погасить не позднее даты, установленной НК РФ для перечисления налога на прибыль организаций, которая в 2013 году приходится на 28 марта. Следует отметить, что до этого момента пени на данную недоимку не начисляются (п.6 ст.105.3 НК РФ).

Вместе с тем, у участников встречи возникли вопросы, которые были сформулированы Ассоциацией добытчиков минтая в виде письменного обращения, представленного в Управление. Поскольку нормы ст.105 НК РФ являются новыми для налогоплательщиков и налоговых органов, Управлением принято решение сформулировать вопросы для доведения их до Федеральной налоговой службы.

1. Отсутствует перечень информационных ресурсов, сведения которых о рыночных ценах на продукцию из минтая российского происхождения, полученные налогоплательщиком и переданные налоговому органу в целях налогового администрирования, будут признаваться надлежащими, достоверными.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 105.6 НК РФ при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует следующую информацию:

1) сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;

2) таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации, опубликовываемую или представляемую по запросу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;

3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

4) данные информационно-ценовых агентств;

5) информацию о сделках, совершенных налогоплательщиком.

При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в пункте 1 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует следующую информацию:

1) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

2) сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах российских и (или) иностранных организаций.

Исходя из вышеизложенного просим сообщить, какие источники информации, приведенные в статье 105.6 НК РФ, известны и могут быть использованы применительно к организациям рыбной отрасли.

2. Порядок предоставления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме (пункт 1 Раздела 1 "Общие положения") предусматривает применение усиленной квалифицированной электронной подписи для применения участниками информационного обмена.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»