Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ


ПРИКАЗ


от 24 января 2014 года N 26


Об утверждении Инструкции по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами

____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа Ростехнадзора от 26 февраля 2015 года N 75
____________________________________________________________________


В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами.

2. Признать не подлежащим применению приказ Госатомнадзора России от 28 декабря 2001 года N 123 "Об утверждении Инструкции по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов" (РД-08-26-2001).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.С.Беззубцева.

Врио руководителя
А.В.Ферапонтов

     

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 24 января 2014 года N 26

     

Инструкция по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами

     

I. Общие положения

1. Инструкция по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами (далее - Инструкция), устанавливает порядок осуществления государственного надзора за выполнением организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами (далее - организации), установленных требований при осуществлении ими учета и контроля ядерных материалов.

2. Инструкция разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";

Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений";

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401;

Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 352;

Положением о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 373;

Положением о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1044;

Федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденными приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 года N 255;

Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 года N 703;

Приказом Министерства экономического развития от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Инструкцией по отчетности в сфере надзора за состоянием учета, контроля и физической защиты, утвержденной приказом Ростехнадзора от 9 сентября 2011 года N 530;

Инструкцией по проведению проверки состояния учета, контроля и физической защиты ядерных материалов в связи с выявлением аномалии или несанкционированных действий, утвержденной приказом Ростехнадзора от 26 января 2012 года N 59;

Приказом Ростехнадзора от 15 июня 2012 года N 341 "Об утверждении формы и порядка ведения журнала постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии".

3. Требования Инструкции обязательны для работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющих государственный надзор за учетом и контролем ядерных материалов в организациях.

     

II. Общие вопросы осуществления надзора за учетом и контролем ядерных материалов

4. Целью надзора за учетом и контролем ядерных материалов является выявление и предотвращение нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений, факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля ядерных материалов, а также предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.

5. Надзор за системой учета и контроля ядерных материалов в организациях осуществляется центральным аппаратом Ростехнадзора, межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТУ ЯРБ) с привлечением при необходимости экспертов, специалистов профильных организаций.

6. Методическое руководство деятельностью МТУ ЯРБ по вопросам надзора за учетом и контролем ядерных материалов осуществляет Управление специальной безопасности.

7. Для достижения цели надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Ростехнадзор в установленном порядке:

запрашивает, получает и анализирует информацию по вопросам функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов;

организует и проводит проверки состояния государственного учета и контроля ядерных материалов организаций, анализирует и обобщает результаты проверок;

принимает предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации меры, направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов, а также причин данных нарушений;

предоставляет информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов органам государственной власти Российской Федерации.

8. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется путем проверки выполнения требований к их учету и контролю организациями, информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю ядерных материалов, деятельность которых регламентируется нормативными актами, обеспечивающими функционирование системы.

Надзор за информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю ядерных материалов осуществляется центральным аппаратом Ростехнадзора, а также его МТУ ЯРБ.

9. Ростехнадзор создает и ведет автоматизированные информационные системы, необходимые для осуществления надзора за системой единого государственного учета и контроля ядерных материалов.

10. Организациями в установленном порядке представляются в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и федеральную автоматизированную информационную систему государственного учета и контроля ядерных материалов отчетные документы зон отчетности (список наличного количества ядерных материалов, сводный по организации, и отчет об изменении инвентарного количества ядерных материалов, сводный по организации).

В случае обнаружения в организации факта аномалии в учете и контроле ядерных материалов информация о данном факте должна быть незамедлительно представлена в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и Ростехнадзор, а в течение трех дней с момента установления факта аномалии в указанные организации должен быть представлен специальный отчет. После проведения соответствующего расследования и принятия мер в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и Ростехнадзор организацией направляется отчет о выполнении мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения.

11. В случае, если при проведении Ростехнадзором проверки состояния учета и контроля ядерных материалов планируется проверка соответствия информации о ядерных материалах, имеющейся в федеральной автоматизированной информационной системе государственного учета и контроля ядерных материалов, и информации о ядерных материалах в отчетных документах зон отчетности проверяемой организации, то не менее чем за три недели до проведения проверки Ростехнадзор производит запрос в федеральную автоматизированную информационную систему государственного учета и контроля ядерных материалов на получение данных по сводным формам отчетности проверяемой организации.

     

III. Организация работы Ростехнадзора и его МТУ ЯРБ с информацией об учете и контроле ядерных материалов

12. МТУ ЯРБ представляют в Ростехнадзор:

анализы результатов проверок (инспекций) и подготовленные на их основе предложения по предупреждению и устранению выявленных нарушений;

предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения государственного надзора и контроля по направлению учета и контроля ядерных материалов на основе анализа практики надзорной и контрольной деятельности;

отчетную информацию о результатах своей деятельности.

13. Ростехнадзор для выполнения своих полномочий в области надзора за учетом и контролем ядерных материалов получает от организаций следующую информацию:

о действующей системе учета и контроля ядерных материалов и ее изменениях, о выполнении в организации федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий в части учета и контроля ядерных материалов;

о наличии и перемещении ядерных материалов (в частности, отчетные документы по зонам отчетности и зонам баланса материалов (далее - ЗБМ));

о выполнении организацией ранее выданных предписаний по вопросам учета и контроля ядерных материалов, а также все отчетные документы по проверкам объекта в сфере учета и контроля ядерных материалов, проведенные после последнего надзорного обследования Ростехнадзором;

об аномалиях в учете и контроле ядерных материалов.

Порядок, сроки и состав представляемой в Ростехнадзор информации устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, а также условиями действия лицензий.

14. Данная информация используется для:

проведения анализа состояния действующей в организации системы учета и контроля ядерных материалов;

определения необходимости, сроков и объема программ проверок, включая проверки фактического наличия ядерных материалов в местах их нахождения и проверки физических инвентаризаций ядерных материалов;

оценки достаточности принимаемых в организации мер по предупреждению нарушений требований к учету и контролю ядерных материалов, предотвращению хищений, потерь и несанкционированного использования ядерных материалов, а также эффективность этих мер;

оценки необходимости проведения дополнительных расследований аномалий и нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий в части учета и контроля ядерных материалов и проведения в связи с этим внеплановых проверок;

оценки возможности возникновения в организации аномалий в учете и контроле ядерных материалов;

оценки необходимости применения санкций за нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий в части учета и контроля ядерных материалов.

     

IV. Организация проверок

15. Состояние учета и контроля ядерных материалов в организации проверяется в режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, а также в процессе проведения проверок. Проверки состояния учета и контроля ядерных материалов могут быть плановыми и внеплановыми.

16. Плановые проверки проводятся на основании планов центрального аппарата Ростехнадзора и МТУ ЯРБ, утвержденных в установленном порядке.

17. Внеплановые проверки могут проводиться в связи с выявленными фактами недостачи, излишков, а также несанкционированного использования и/или незаконного перемещения ядерных материалов, в том числе через таможенную границу Российской Федерации, аномалиями в учете и контроле ядерных материалов, необходимостью проверки выполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по запросу самих организаций.

18. Постоянный государственный надзор на объектах использования атомной энергии осуществляется в соответствии с планами работ структурных подразделений МТУ ЯРБ, утверждаемых в установленном порядке. Планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю осуществляется исходя из сроков проведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ, технологических процессов, произошедших на объектах повышенной опасности нарушений в работе, а также исходя из необходимости обеспечения контроля безопасности объектов повышенной опасности, их элементов и систем. Выписки из планов работ структурных подразделений МТУ ЯРБ в части, касающейся осуществления мероприятий по контролю, направляются для ознакомления руководителям организаций, эксплуатирующих объекты повышенной опасности.

19. Плановые проверки, организуемые структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора, проводятся на основании приказов (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора.

20. Плановые проверки, организуемые МТУ ЯРБ, проводятся на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) МТУ ЯРБ, а также на основании приказов (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора.

21. О проведении плановой проверки организация уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя Ростехнадзора о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой проверки организация уведомляется Ростехнадзором любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.

22. Проверки проводятся с учетом особенностей технологического цикла проверяемой организации.

23. Для достижения целей надзора в ходе проверки учета и контроля ядерных материалов в организации в течение календарного года должны быть проверены все ЗБМ.

24. Проведение проверки должно включать в себя следующие этапы:

подготовка к проведению и организация проверки (включая, для плановых проверок, составление и утверждение уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора (МТУ ЯРБ) программы проведения проверки, издание приказа (распоряжения) о проведении проверки и направление организации в установленные сроки копии приказа (распоряжения) о проведении проверки);

проведение проверки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»