Недействующий

     

Вносят депутаты Государственной Думы
С.М.Миронов, А.А.Агеев, Д.Е.Горовцов,
С.П.Горячева, М.В.Емельянов, Л.Л.Левин,
Е.Б.Мизулина, Н.Р.Петухова, А.В.Руденко,
А.Г.Тарнавский, А.В.Туманов, Ф.С.Тумусов,
Д.В.Ушаков, В.А.Черешнев, В.Е.Шудегов


Проект N 462741-6


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"



Внести в Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4916; 2005, 45, 4581) следующие изменения:

1) в статье 4:

а) дополнить пунктом 2.1 в следующей редакции:

"2.1. При невозможности заключения международного договора в связи с отсутствием в иностранном государстве эффективной суверенной государственной власти, обязанной защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы, обеспечивающей фактическое постоянное и мирное осуществление государственных функций, принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства может осуществляться по результатам референдума, проведенного в соответствии с законодательством иностранного государства на территории данной части иностранного государства, если вопрос о ее присоединении к Российской Федерации получил одобрение, либо по обращению органов государственной власти данной части иностранного государства";

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором, а при его отсутствии - в соответствии с федеральным конституционным законом о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.";

2) в статье 6:

а) дополнить пунктом 1.1 в следующей редакции:

"1.1. Инициаторами предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства в случае, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, являются органы государственной власти части иностранного государства.";

б) в пункте 2 слова "указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения" заменить словами "указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи предложений";

3) в статье 7:

а) наименование статьи изложить в следующей редакции:

"Вопросы, регулируемые при принятии в Российскую Федерацию нового субъекта",

б) дополнить пунктом следующего содержания:

"5. Федеральным конституционным законом о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства в соответствии с пунктом 2.1 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона могут быть урегулированы вопросы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. После принятия указанного федерального конституционного закона в соответствии с частью третьей статьи 11 Конституции Российской Федерации между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти нового субъекта Российской Федерации может быть заключен договор о разграничении предметов ведения и полномочий";

4) в статье 8:

а) наименование статьи изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного договора на ратификацию и (или) проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта";

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Одновременно с международным договором, либо без него в соответствии с пунктом 5 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.";

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. В соответствии с пунктами 1-3 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.";

5) пункт 3 статьи 9 изложить в следующей редакции: "Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, принимаемый одновременно с международным договором, вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства данного международного договора".

Президент
Российской Федерации

     

     

Пояснительная записка к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"



1. Предлагаемый проект "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" обусловлен событиями, происходящими на Украине и вытекает из обязательств Российской Федерации, предусмотренных Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года. Согласно статье 11 данного Договора обе стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая законодательные, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.

Россия не может распространять действие своего законодательства за пределы собственной территории. Однако Россия может и должна предвидеть возможные последствия тех событий, которые происходят на Украине, прямо указывающих на то, что органы государственной власти Украины оказались в параличе. Полностью дезорганизована исполнительная ветвь власти, органы правопорядка бездействуют и подвергаются нападениям хорошо организованных банд фашиствующих элементов. Тем самым нарушен фундаментальный принцип суверенитета государства как такового - наличие эффективной суверенной власти ( titre de souverain), обязанной защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы.

Согласно определению международного права понятие эффективной власти означает "фактическое, постоянное и мирное осуществление государственных функций". Положение это зафиксировано в решении международного суда (Island of Palmas arbitration 1928).

Лишенные государственной защиты в своей стране, регионы Украины, большую часть населения которых составляют русскоязычные граждане, ищут способы отстоять свою самостоятельность, самобытность, обращаясь в первую очередь к России. В отдельных регионах началось движение в пользу проведения референдумов с целью определения их государственной принадлежности.

После распада СССР Украина существует в нынешних границах, признанных международным сообществом и прежде всего Россией. Это же закреплено и в межгосударственных соглашениях России и Украины. Именно Россия гарантировала территориальную целостность Украины наряду с несколькими ядерными державами при выводе из нее советского ядерного оружия. Фактически Россия как гарант территориальной целостности Украины не только вправе, но и обязана принять меры поддержки народа Украины, которые подтолкнули бы власти Украины к наведению должного порядка, без насилия и дискриминации по отношению к национальным меньшинствам.

2. Применительно к регионам Украины речь идет не о части государства (как субъекта международного права и как аппарата обеспечения власти), а о части территории и ее населении, относительно недавно законодательно отделенной от России. Исторически, как известно, в течение столетий эти территории позиционировались как часть единой страны - Российской Империи, затем - Советского Союза.

С учетом их законодательного отнесения в 1991 году к другому государству в настоящее время преобладающее юридическое значение имеет именно волеизъявление соответствующего населения.

Без какого-либо силового давления - со стороны нынешней формирующейся власти в Киеве, боевиков с западной Украины или со стороны НАТО.

Следует при этом учитывать, что силовой захват Майданом власти группой лиц в Киеве с точки зрения международного права не является правомерным. С этих позиций Россия вправе даже сослаться на клаузулу rebus sic stantibus (коренное изменение обстоятельств) и прекратить действие ранее заключенных (на тот период - с легитимной властью Украины) международных экономических договоров.

3. Предлагаемый законопроект соответствует Конституции Российской Федерации и общепризнанным принципам международного права, ибо содержит комплекс правовых мер, действующих на территории России, и в случае, если какие либо регионы Украины самоопределятся по поводу своей государственной принадлежности.

В международной практике имели место случаи присоединения части одного государства к другому без заключения международного договора. Более того, требования о необходимости заключить такой договор с иностранным государством нет в международном праве. Согласно Уставу ООН, к числу общепризнанных принципов международного права относится принцип "самоопределения народов" (п.2 ст.1 Устава ООН). Самоопределение (например, Республики Крым) может быть выражено в результате референдума или иной формы волеизъявления населения соответствующей территории. В том числе: обращением Верховного Совета Республики к Президенту РФ; получением жителями Крыма гражданства России в упрощенном порядке и т.д.

Напротив, навязывание такому самоопределяющемуся населению требования договорного согласия всего государства (Украины) с самоопределением населения конкретного региона (Крыма) противоречило бы названному международно-правовому принципу самоопределения народов.

Вместе с тем, согласно международному праву недопустимо использование вооруженной силы: и в ходе волеизъявления населения (например, при проведении референдума), и в целях изменения результатов волеизъявления.

В связи с этим содержащееся в Федеральном конституционном законе "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации" положение об обязательности заключения международного договора с иностранным государством для принятия в состав России самоопределившихся регионов (части территории и населения иностранного государства) следует считать ограничительным, не обусловленным международным правом.

4. Предлагаемый законопроект предусматривает комплекс правовых мер, направленных на урегулирование процедуры принятия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации части иностранного государства при соблюдении следующих условий:

1) в данном государстве отсутствует эффективная суверенная государственная власть, что делает невозможным для России заключение международного договора с ним;

2) вопрос о присоединении части иностранного государства к Российской Федерации получил одобрение на референдуме, проведенном на территории части иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства, либо легитимные органы государственной власти части иностранного государства обратились к России с предложением о принятии в качестве нового субъекта в Российскую Федерацию;

3) Федеральное Собрание Российской Федерации принимает федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, которым регулируются все вопросы, связанные со статусом нового субъекта.

5. Принятие законопроекта создает дополнительные правовые гарантии для недопущения и пресечения любых насильственных действий, основанных на национальной, этнической или религиозной нетерпимости, без нарушения принципа невмешательства во внутренние дела другого государства.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 13.03.2014

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»