Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 мая 2014 года N ГД-4-3/10394

О порядке исчисления НДС



Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос о включении в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) субсидий из городского бюджета, полученных управляющими организациями в рамках долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) на проведение капитального ремонта многоквартирных домов направляются средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, а также средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответствующими положениями Закона N 185-ФЗ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признается операция по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.

Пунктом 1 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено статьей 154 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Стоимость капитального ремонта домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств муниципального бюджета не относится к цене, регулируемой государством.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома.

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что смета расходов на капитальный ремонт должна быть определена или утверждена решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме.

Таким образом, стоимость ремонта и сумма выделенных на него денежных средств определяется на основании сметы, утвержденной собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме, то есть в каждом случае индивидуально.

С учетом вышеизложенного, у налогоплательщика не имеется оснований для применения абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса, и исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Закона N 185-ФЗ.

Аналогичная позиция изложена в судебных актах (постановление ФАС Уральского округа от 29.08.2013 N Ф09-7064/13 по делу А60-32412/2012, определением ВАС РФ от 26.12.2013 N ВАС-15502/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано; постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2013 N Ф09-13500/12 по делу N А60-24672/2012, определением ВАС РФ от 06.06.2013 N ВАС-6238/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано; постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2013 по делу N А05-3401/2013).

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко

     

     

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

     
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО г.МОСКВЕ

     

О порядке определения налоговой базы по НДС



Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве (далее - Управление) в связи с поступающими запросами налогоплательщиков и во избежание спорных ситуаций просит разъяснить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, слуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиками государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен реализации.

При этом суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиками государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, только в указанных выше случаях полученные из бюджета субсидии не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

При этом управляющей компанией многоквартирных домов в 2012 году получена на условиях долевого финансирования субсидия из городского бюджета на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.

Департамент экономической политики и развития города Москвы письмом от 25.12.2013 N ДПР-3-5377/13 на запрос Управления сообщил, что субсидия из бюджета города Москвы предоставляется управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленном Правительством Москвы порядке.

Обязательным условием для получения названных субсидий является применение управляющей организацией при расчетах с населением, регулируемых Правительством Москвы, цен за содержание и ремонт жилого помещения.

Вместе с тем Управление обращает внимание, что Правительство Российской Федерации постановлением от 13.08.2006 N 491 утверждило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

Согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт.

Таким образом, по мнению Управления, получение управляющей компанией субсидии из городского бюджета в рамках долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов является одним из способов регулирования Правительством Москвы цен при расчетах с населением при проведении указанного ремонта, в связи с чем данные денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Вместе с тем по данному вопросу имеется арбитражная практика, в частности, Определение ВАС РФ от 06.06.2013 N ВАС-6238/13, согласно которому суд установил о необходимости включения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость денежных средств, полученных ЗМУ "ДЕЗ" в виде долевого финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, суд также учитывал, что денежные средства перечислялись ЗМУ "ДЕЗ" с налогом на добавленную стоимость и в платежных поручениях сумма этого налога выделялась отдельной строкой.

Учитывая изложенное, Управление просит разъяснить какой позицией необходимо руководствоваться в указанном случае.

Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
С.С.Громова




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»