ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 марта 2019 N 369-р

Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года

(с изменениями на 17 декабря 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2020 года N 917 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.06.2020, N 0001202006290012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 года N 2341 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2021, N 0001202112220035) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 года N 2341).

____________________________________________________________________


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.

3. Минкавказу России в 6-месячный срок подготовить с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением  Правительства
Российской Федерации
от 7 марта 2019 года N 369-р

Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года

(с изменениями на 17 декабря 2021 года)

I. Общие положения

В настоящее время туризм имеет важное значение для социально-экономического развития, увеличения количества рабочих мест, повышения качества жизни граждан, формирования здорового образа жизни, оказывает мультипликативный эффект на развитие сопряженных сфер экономической деятельности. Сегодня туризм формирует 3,4 процента валового внутреннего продукта страны, влияя на 53 смежные отрасли, создание одного рабочего места в сфере туризма влечет за собой создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях.

Северо-Кавказский федеральный округ обладает большим стратегическим, экономико-географическим и транзитным потенциалом. Богатые туристские ресурсы позволяют определить развитие туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа одним из приоритетных направлений.

В последние годы интерес российских и иностранных туристов к отдыху на территории Северо-Кавказского федерального округа стабильно растет. Вместе с тем потенциал туристской индустрии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, используется не в полном объеме. Развитие сферы туризма в целом сдерживается недостаточным уровнем:

качества и количества объектов туристской инфраструктуры;

подготовки кадров для туристской индустрии;

качества оказываемых туристам услуг;

эффективности межведомственного взаимодействия и предпринимательской кооперации;

осведомленности российских и иностранных туристов о возможностях туристской индустрии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года (далее - Стратегия) направлена на комплексное развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе, выявление приоритетных направлений развития туризма, решение задач по каждому направлению развития туризма, поэтапное развитие приоритетных и региональных туристских территорий округа.

Развитие туристской индустрии на территории Северо-Кавказского федерального округа будет способствовать решению стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2035 года.

Таким образом, мультипликативный и синергетический эффект от развития туризма приведет к улучшению социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в том числе за счет увеличения вклада туристской индустрии в экономику округа и создания новых рабочих мест.

Понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:

"аграрный туризм" - вид отдыха в сельской местности на базе сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, предусматривающий непосредственное участие или ознакомление с сельскохозяйственной деятельностью;

"активный туризм" - путешествие при помощи активных способов передвижения, в том числе с применением специального снаряжения и с использованием горнолыжных баз и других спортивных объектов для массового туризма;

"горнолыжный туризм" - активный вид отдыха на территории горнолыжного комплекса в спортивных, физкультурных, оздоровительных и рекреационных целях;

"гостиничная сеть" - взаимосвязанная система аналогичных гостиниц, централизованно управляемых в рамках одного бренда и реализующих единую стратегию развития (стандарты качества, обслуживания, снабжения, концепция продвижения продукта), а также использующих общие системы информационного взаимодействия (системы бронирования и глобальные дистрибутивные системы);

"круизный туризм" - путешествие на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно-познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных, профессионально-деловых и других целях;

"культурно-познавательный туризм" - путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными ценностями, природными ценностями, традициями и обычаями, в том числе посредством осуществления экскурсионной деятельности и проведения событийных мероприятий;

"лечебно-оздоровительный туризм" - путешествие в целях отдыха и восстановления физического здоровья, предусматривающее лечебно-оздоровительные, профилактические, рекреационные и пляжные услуги;

"приоритетная туристская территория" - территория, располагающая большим количеством туристских ресурсов и устойчивым туристским потоком по отношению к другим туристским территориям региона;

"региональная туристская территория" - территория, располагающая туристскими ресурсами, пользующимися спросом у туристов;

"сельский туризм" - вид отдыха в сельской местности с предоставлением услуг по временному размещению в гостевом доме, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности;

"спортивный туризм" - вид спорта, включающий в себя преодоление естественных препятствий (дороги и тропы с различным покрытием, бездорожье, переправы, перевалы, вершины, пороги, каньоны, пещеры) на маршрутах с использованием различной тактики и техники их преодоления, регулирующийся Единой всероссийской спортивной классификацией;

"туристская территория" - территория, на которой сконцентрированы туристские ресурсы;

"туристская территория местного значения" - территория, располагающая одним или несколькими туристскими ресурсами, пользующимися спросом преимущественно у жителей данного региона;

"устойчивое развитие" - социально-экономическое развитие, при котором использование ресурсов, инфраструктурные изменения и научно-технические инновации, направленные на достижение полной занятости и повышение уровня жизни нынешних поколений, осуществляется без ущерба для возможностей развития будущих поколений;

"экологический туризм" - деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению.

II. Основные тенденции и современное состояние развития туризма в мире, Российской Федерации и Северо-Кавказском федеральном округе

1. Мировые тенденции развития туризма

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), туризм становится одним из крупнейших и наиболее быстрорастущих секторов экономики в мире и показывает рост в среднем на 4 процента в год. Международный туризм составляет 30 процентов мирового экспорта коммерческих услуг, а экономика туризма - 10 процентов мирового валового внутреннего продукта. Рост занятости составляет более 4 процентов в год, каждый турист своим прибытием обеспечивает финансирование 3 рабочих мест. Во всем мире сейчас каждое 11-е рабочее место относится к индустрии туризма.

Основными мировыми тенденциями, определяющими развитие туризма в долгосрочной перспективе, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), являются:

устойчивое развитие;

демография;

глобализация;

транспортная инфраструктура.

Применение принципов устойчивого развития при реализации туристских проектов позволяет не только повысить социально-экономические показатели данных территорий, но и обеспечить сохранение их туристско-рекреационного потенциала для будущих поколений.

Демографические процессы, связанные с увеличением доли старшего поколения, числа городских жителей и мигрантов, затрагивают сегодня большинство стран мира, эти процессы в значительной степени обуславливают повышение спроса на лечебно-оздоровительный, активный и культурно-познавательный виды туризма.

Глобализация процессов распределения информационных и финансовых потоков фактически не ограничивает географию продвижения и продажи туристских услуг, а растущая по этой причине конкурентная среда стимулирует повышение качества и ассортимента туристских продуктов.

Развитие транспортной инфраструктуры повышает уровень доступности различных территорий, что позволяет формировать новые туристские маршруты и значительно увеличивать туристский поток.

При определении механизмов реализации задач Стратегии предлагается рассматривать имеющийся туристский потенциал Северо-Кавказского федерального округа в комплексе с основными мировыми тенденциями развития туристской индустрии.

2. Основные характеристики развития туризма в Северо-Кавказском федеральном округе

Северо-Кавказский федеральный округ имеет большой потенциал для развития туризма, который в настоящее время реализован в незначительной степени, при этом темпы развития отрасли отстают от среднероссийских, что говорит о недостаточности принимаемых мер по созданию условий для развития туризма.

Объем туристских услуг, оказанных населению в Северо-Кавказском федеральном округе, ежегодно растет, однако экономический вклад туризма в валовой внутренний продукт на территории округа является крайне низким. На одного жителя Северо-Кавказского федерального округа приходится 528,3 рубля оказанных туристских услуг. При этом по Российской Федерации данный показатель в среднем составляет 985 рублей на человека.

Количество коллективных средств размещения в Северо-Кавказском федеральном округе в 2017 году составило 791 единицу (в том числе 167 организаций, оказывающих санаторно-курортные услуги), что является недостаточным для размещения потенциального туристского потока. Число коллективных средств размещения в целом в округе на 1000 жителей составляет 0,081, что более чем в 2 раза ниже среднероссийского показателя.

Общее число мест в коллективных средствах размещения в Северо-Кавказском федеральном округе также является недостаточным (78 тыс. мест), а динамика роста (115,06 процента с 2013 по 2017 год) не отвечает потенциалу развития туризма (по Российской Федерации - 156,34 процента). В результате на 1000 жителей Северо-Кавказского федерального округа приходится только 8 мест в коллективных средствах размещения (по Российской Федерации - 14,7).

Как следствие, сфера туризма в целом не является в настоящее время инвестиционно привлекательной в Северо-Кавказском федеральном округе. Объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие коллективных средств размещения, в 2016 году составил в Северо-Кавказском федеральном округе 978,6 млн. рублей, что является одним из самых низких показателей в Российской Федерации (3,2 процента от общероссийского показателя).

Объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие коллективных средств размещения, на 1000 жителей Северо-Кавказского федерального округа составил только 0,1 млн. рублей (по Российской Федерации в среднем - 0,207 млн. рублей).

Остро стоит проблема отсутствия современной технологичной туристской инфраструктуры. Существующая туристская инфраструктура округа обладает высокой степенью износа основных фондов (в 2016 году - 40,5 процента).

Дополнительным ограничивающим фактором является отсутствие коллективных средств размещения большой емкости (более 300 номеров), что объективно сдерживает возможность организации и проведения крупных культурных, деловых и спортивных мероприятий на территории Северо-Кавказского федерального округа, а также препятствует организации чартерных авиарейсов по внутренним туристским направлениям.

3. Анализ кадровой обеспеченности туристской индустрии по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа

Общая занятость в сфере туризма по итогам 2016 года в Северо-Кавказском федеральном округе составила 43,2 тыс. человек, в том числе в коллективных средствах размещения среднесписочная численность - 28,7 тыс. человек, в сфере общественного питания - 13,5 тыс. человек, в туристских фирмах - 868 человек.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет потребность в профессиональных специалистах, владеющих специальными знаниями и навыками предоставления туристских услуг в соответствии с международными стандартами. В связи с предполагаемым ростом туристских потоков в Северо-Кавказский федеральный округ необходимо улучшить подготовку профессиональных кадров для сферы туризма.

Высшее образование для сферы туризма в Северо-Кавказском федеральном округе осуществляется в 41 образовательной организации, в том числе в Республике Дагестан - в 4 образовательных организациях, в Республике Ингушетия - в 1 образовательной организации, в Кабардино-Балкарской Республике - в 3 образовательных организациях, в Карачаево-Черкесской Республике - в 1 образовательной организации, в Республике Северная Осетия - Алания - в 2 образовательных организациях, в Чеченской Республике - в 3 образовательных организациях, в Ставропольском крае - в 27 образовательных организациях.

Подготовка по образовательным программам среднего профессионального образования в сфере туризма ведется в 28 профессиональных образовательных организациях, из них 9 - частных.

Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих ведутся в основном по профессиям "повар" и "повар-кондитер". Необходимо развивать дополнительные профессиональные программы подготовки рабочих и служащих для туристской отрасли.

Остро стоит вопрос профессиональной переподготовки и повышения квалификации среднего управленческого персонала на предприятиях туристской индустрии, а также подготовки и аттестации инструкторов-проводников и гидов-переводчиков.

III. Цели и задачи реализации Стратегии

Целями настоящей Стратегии являются увеличение суммарного вклада туристской индустрии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в валовой внутренний продукт, увеличение притока иностранных туристов, создание условий для замещения импорта туристских услуг, комплексное развитие туризма и увеличение его вклада в достижение показателей социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа с учетом принципов устойчивого развития.

Направлениями настоящей Стратегии являются:

создание и развитие современной туристской инфраструктуры на туристских территориях округа;

обеспечение безопасности туристов и процессов эксплуатации объектов туристской инфраструктуры;

развитие отраслевой системы подготовки и привлечения специалистов для сферы туризма;

создание и развитие системы управления в сфере туризма в Северо-Кавказском федеральном округе;

формирование условий для создания конкурентоспособного туристского продукта и повышения качества туристских услуг;

продвижение туристских территорий и туристских продуктов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на российском и международном рынках.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»