Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 26 июля 2019 года N ММВ-7-20/381@

Об утверждении методики проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных)



В соответствии с абзацем первым пункта 11 статьи 3_1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст.1957; 2018, N 53 (ч.1), ст.8414) и подпунктом 5.9.58 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2018, N 41, ст.6269),

приказываю:

1. Утвердить методику проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы методологического обеспечения и координации работы налоговых органов по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

14 января 2020 года,

регистрационный N 57136

Приложение
к приказу ФНС России
от 26 июля 2019 года N ММВ-7-20/381@



Методика проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных)

I. Общие положения

     

1. Настоящая методика проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) (далее - Методика) определяет порядок и программу проведения экспертизы конкретного образца модели контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

2. Объектом проведения экспертизы модели контрольно-кассовой техники на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - экспертиза ККТ) является конкретный образец модели контрольно-кассовой техники, обеспечивающий запись и хранение фискальных данных в фискальном накопителе, формирующий фискальные документы, обеспечивающий передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Объектом проведения экспертизы технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - экспертиза ТС ОФД) являются аппаратные, программные и программно-аппаратные средства, используемые оператором фискальных данных (соискателем разрешения на обработку фискальных данных) при обработке фискальных данных.

3. Субъектом проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) является организация, самостоятельно выполняющая функции по организации и проведению экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) и включенная в реестр экспертных организаций, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - экспертная организация).

4. Экспертиза моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) проводится с целью определения соответствия (несоответствия) моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, включая требования, установленные форматами фискальных документов, обязательными к использованию, утвержденными приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.04.2017, регистрационный номер 46361) с изменениями, внесенными приказами ФНС России от 09.04.2018 N ММВ-7-20/207@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.07.2018, регистрационный номер 51693), от 22.10.2018 N ММВ-7-20/605@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.11.2018, регистрационный номер 52712), а также протоколам информационного обмена между фискальным накопителем и контрольно-кассовой техникой, контрольно-кассовой техникой и техническими средствами оператора фискальных данных, техническими средствами контроля налоговых органов и фискальным накопителем, техническими средствами контроля налоговых органов и контрольно-кассовой техникой, техническими средствами оператора фискальных данных и автоматизированной информационной системой налоговых органов, размещенным ФНС России на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в соответствии с пунктом 6 статьи 4_3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

II. Перечень и порядок передачи материалов для проведения экспертизы ККТ

     

5. Для проведения экспертизы ККТ изготовитель модели контрольно-кассовой техники предоставляет экспертной организации:

а) образец модели контрольно-кассовой техники;

б) документ, идентифицирующий представляемый на экспертизу ККТ образец модели контрольно-кассовой техники (далее - документ на образец модели контрольно-кассовой техники);

в) комплект эксплуатационной документации на модель контрольно-кассовой техники;

г) комплект технической документации на модель контрольно-кассовой техники;

д) заверенные изготовителем модели контрольно-кассовой техники копии выписок из положительных заключений экспертизы результатов оценки влияния модели контрольно-кассовой техники на фискальные накопители, включенные в реестр фискальных накопителей, выданные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с абзацем седьмым пункта 12 статьи 3_1 Федерального закона N 54-ФЗ.

6. Документ на образец модели контрольно-кассовой техники должен содержать сведения о такой модели контрольно-кассовой техники, которая без изменений и дополнений программно-аппаратных модулей будет представляться в ФНС России для включения модели контрольно-кассовой техники в реестр контрольно-кассовой техники. Указанный документ должен содержать:

а) наименование изготовителя модели контрольно-кассовой техники;

б) наименование модели контрольно-кассовой техники;

в) заводской номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники.

7. Комплект эксплуатационной документации на модель контрольно-кассовой техники должен содержать описание:

а) способов эксплуатации модели контрольно-кассовой техники;

б) способов установки (коррекции) часов контрольно-кассовой техники;

в) способов формирования фискальных документов и печати их на бумажном носителе (при наличии технической возможности) и (или) их передачи в электронной форме;

г) способов передачи фискальных документов оператору фискальных данных, в том числе в зашифрованном виде;

д) способов приема от технических средств оператора фискальных данных подтверждения оператора, в том числе в зашифрованном виде;

е) способов отображения сведений о состоянии связи с техническими средствами оператора фискальных данных, состоянии передачи фискальных документов, способов информирования пользователя контрольно-кассовой техники об отсутствии подтверждения передачи фискального документа и о сообщениях оператора фискальных данных;

ж) способов поиска фискального документа, записанного в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса контрольно-кассовой техники, по его номеру и его печати на бумажном носителе (при наличии технической возможности);

з) способов подключения контрольно-кассовой техники к оператору фискальных данных;

и) схем подключения контрольно-кассовой техники к оператору фискальных данных;

к) состава ошибок и неисправностей, способов информирования пользователя об ошибках и неисправностях, способов устранения неисправностей;

л) правил и мер безопасности эксплуатации модели контрольно-кассовой техники.

8. Комплект технической документации на модель контрольно-кассовой техники должен содержать:

а) описание конструкции, блочного или модульного состава модели контрольно-кассовой техники, конструкции корпуса контрольно-кассовой техники, места размещения на корпусе и обозначений заводских знаков, наносимых на корпус, состава и способов идентификации аппаратных и программно-аппаратных модулей, помещаемых в корпусе контрольно-кассовой техники;

б) описание состава фискальных накопителей из числа включенных ФНС России в реестр фискальных накопителей, с которыми для программного обеспечения данной модели контрольно-кассовой техники проведена оценка ее влияния на выполнение этими фискальными накопителями установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных;

в) описание способа установки и замены фискального накопителя;

г) описание способа подключения модели контрольно-кассовой техники к сети "Интернет" для передачи фискальных данных, интерфейса ввода-вывода данных, протокола взаимодействия между компонентами модели контрольно-кассовой техники, между контрольно-кассовой техникой и внешними системами;

д) описание функций настройки информационных параметров и (или) программирования модели контрольно-кассовой техники;

е) описание способов настройки и программирования модели контрольно-кассовой техники (при наличии).

9. Изготовитель модели контрольно-кассовой техники предоставляет образец модели контрольно-кассовой техники и документацию, указанную в пункте 5 настоящей Методики, экспертной организации лично или через представителя.

10. Экспертиза ККТ начинается не ранее даты подписания экспертной организацией акта приема-передачи образца модели контрольно-кассовой техники и документации, необходимой для проведения экспертизы ККТ (далее - акт приема-передачи ККТ).

11. Экспертиза ККТ должна проводиться в отношении образца модели контрольно-кассовой техники с учетом документации, указанной в акте приема-передачи ККТ.

12. Экспертная организация отказывает в проведении экспертизы ККТ в случае обнаружения неполноты состава и содержания образца модели контрольно-кассовой техники и документации, необходимой для проведения экспертизы ККТ.

13. Перед началом проведения экспертизы ККТ экспертом проводится:

прием в помещении экспертной организации от изготовителя модели контрольно-кассовой техники образца модели контрольно-кассовой техники;

проверка полноты состава и содержания образца модели контрольно-кассовой техники и документации, необходимой для проведения экспертизы ККТ, указанной в пункте 5 настоящей Методики.

Акт приема-передачи ККТ оформляется в случае соответствия образца модели контрольно-кассовой техники и документации требованиям, указанным в пункте 5 настоящей Методики.

III. Порядок проведения экспертизы ККТ

     

14. Экспертиза ККТ проводится с участием не менее двух экспертов. Срок проведения экспертизы ККТ не должен превышать двух месяцев с даты подписания акта приема-передачи ККТ.

15. Экспертиза ККТ включает следующие этапы:

основной этап, включающий проведение необходимых экспертных проверок и испытаний образца модели контрольно-кассовой техники в соответствии с программой проведения экспертизы ККТ согласно главе IV настоящей Методики;

заключительный этап, включающий оформление протокола испытаний модели контрольно-кассовой техники (далее - Протокол испытаний ККТ) и заключения о соответствии либо несоответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники по результатам экспертизы ККТ.

16. Основной этап экспертизы ККТ включает проведение экспертных проверок и испытаний образца модели контрольно-кассовой техники, указанных в пункте 19 настоящей Методики, направленных на определение соответствия (несоответствия) указанного образца модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Испытания образца модели контрольно-кассовой техники проводятся с передачей всех тестовых фискальных документов, эквивалентных подлинному фискальному документу, с обязательной проверкой фискального признака тестового фискального документа. Тестовые фискальные документы, сформированные в процессе проведения испытаний, должны быть записаны на CD-диск.

17. Заключительный этап экспертизы ККТ включает:

а) оформление Протокола испытаний ККТ;

б) оформление заключения о соответствии либо несоответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

в) передачу заключения о соответствии либо несоответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники изготовителю модели контрольно-кассовой техники.

18. На основании заявления изготовителя модели контрольно-кассовой техники проведение экспертизы ККТ приостанавливается для доработки образца модели контрольно-кассовой техники и (или) документации, необходимой для проведения экспертизы ККТ, указанной в пункте 5 настоящей Методики. При этом исчисление срока проведения экспертизы ККТ приостанавливается на период выполнения изготовителем модели контрольно-кассовой техники указанных работ, но не более чем на один месяц.

IV. Программа проведения экспертизы ККТ

     

19. При проведении экспертизы ККТ экспертной организацией должны быть проведены следующие экспертные проверки:

проверка наличия корпуса и заводского номера образца модели контрольно-кассовой техники;

проверка наличия в составе и внутри корпуса образца модели контрольно-кассовой техники элементов конструкции, а также конструктивных особенностей контрольно-кассовой техники, применяемой в составе автоматических устройств для расчетов, установленных абзацем четвертым пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ;

проверка функции образца модели контрольно-кассовой техники, обеспечивающей корректный ввод пользователем регистрационного номера контрольно-кассовой техники с учетом правильности формирования контрольного числа регистрационного номера контрольно-кассовой техники;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»