Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ОТДЫХА
ПИСЬМО
от 14 августа 2019 года N 06-848
О проведении Урока Победы
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 327 от 8 июля 2019 года 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы.
В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Минпросвещения России рекомендует провести в общеобразовательных организациях Урок Победы в День знаний в 2019 году (далее - Урок Победы).
Особое внимание при проведении Урока Победы необходимо уделить вкладу в Великую Победу соответствующего региона и его жителей.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока Победы прилагаются. Электронная версия методических рекомендаций размещена на сайте ФГАОУ ДПО "Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий" в разделе "Календарь образовательных событий" на странице "День знаний" в сети "Интернет" https://eit.edu.ru/event-calendar/20.
Директор Департамента
И.А.Михеев
Методические рекомендации
по организации и проведению в День знаний (1 сентября)
урока победы, посвященного году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 г. N 2660-р во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 г. "О подготовке и проведении празднования 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" был разработан и утвержден план основных мероприятий по поводу празднования этого важнейшего события в общественно-политической жизни нашей страны.
В распоряжении Правительства Российской Федерации содержатся рекомендации органам исполнительной власти по участию в подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 327 от 8 июля 2019 г. 2020-й год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы. Организация тематического года возложена на Российский организационный комитет "Победа". Таким образом, новый учебный год (2019/2020) станет для системы общего образования годом интенсивной подготовки к празднованию в общеобразовательных организациях 75-летнего юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и проведения соответствующих праздничных и памятных мероприятий.
Этому знаменательному юбилею посвящен Урок Победы в День знаний (1 сентября).
Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам для проведения Урока Победы в День знаний и последующих памятных мероприятий в Год памяти и славы в честь 75-й годовщины Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Они предназначены педагогам общеобразовательных организаций различных типов и видов, педагогам дополнительного образования, преподавателям учреждений профессионального образования, классным руководителям, которые готовят соответствующие Уроки Победы и мероприятия во Всероссийский День знаний.
Представленные материалы носят рекомендательный характер. Любой педагог может воспользоваться ими либо непосредственно, либо в качестве конструктора, помогающего выстроить Урок Победы как праздничное мероприятие в соответствии с собственными профессиональными предпочтениями, с особенностями класса, школы, с учетом разработанной в школе, муниципалитете, регионе системой мероприятий по празднованию 75-й годовщины Великой Победы.
Автор:
Мишина Ирина Анатольевна, старший методист Управления методического сопровождения обновления содержания общего образования ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ.
Великая Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - важнейшее событие отечественной истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, российской идентичности, в основе которой - гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла. Именно наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел не только выстоять в борьбе с нацистской Германией, но и спасти мир от "коричневой чумы".
Основная задача ежегодного Урока знаний как праздника начала нового учебного года состоит в том, чтобы ориентировать обучающихся различных уровней на приоритет знаний и умений в современной жизни, на необходимость серьезного и осмысленного отношения к учебе, которое будет способствовать всестороннему развитию личности школьников, успешному формированию ключевых жизненных компетенций, осознанному выбору ими будущей профессии.
Урок Победы, посвященный Году памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, проводимый в День знаний, ориентирует школьников на необходимость овладевать глубокими и всесторонними знаниями по тематике Великой Отечественной войны. Конечно, за один 45-минутный урок невозможно охватить всю тематику нашей Памяти о войне. Да этого и не нужно делать: впереди целый учебный год - год новых знаний, открытий, интересных исследований, торжественных мероприятий и акций Памяти, посвященных Победе нашего народа в самой кровопролитной войне за всю историю человечества.
Главное в Уроке Победы - его духовно-нравственное, воспитательное содержание: обращение школьников к тому, что составляет историческую память многонационального народа Российской Федерации, что значимо для всех поколений россиян, для каждой российской семьи, для представителей различных народов нашей страны. Важно, чтобы школьники в ходе Урока Победы могли ответить на вопрос: почему мы храним память о событиях 75-летней давности и передаем ее из поколения в поколение.
Актуальность темы методических рекомендаций.
Хотя со времени окончания войны в Европе прошло почти 75 лет, ее события, ход, итоги, значение не перестают быть актуальными и в наше время. Более того, чем дальше от нас отстоят те радостные и вместе с тем полные драматизма майские дни 1945 года, тем сильнее разгораются споры о судьбах стран, мира и человечества в эпоху глобализации, тем настойчивее становятся попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны.
Сегодня Великая Победа остается мощным идентификатором нашего многонационального народа как народа-победителя, носителя ценностей добра, милосердия, справедливости, самопожертвования, человечности. Она сплачивает разные поколения россиян, что наглядно проявляется в патриотической акции-шествии "Бессмертный полк". Великая Победа вселяет уверенность в том, что в единстве наша сила, что наш народ невозможно победить в открытом противостоянии с врагом, что наша страна всегда обладала особой привилегией проводить независимую, суверенную политику, отстаивая собственные национальные интересы и интересы более справедливого миропорядка.
Более того, Великая Победа и память о ней - общая ценность для народов, живущих на постсоветском пространстве. Некогда скрепленные боевым братством, они и сегодня успешно создают и укрепляют основы коллективной безопасности в этой части земного шара. Вместе с тем в ряде бывших республик СССР, ставших независимыми государствами, сегодня возрождается нацизм, осуществляется героизация коллаборационистов, которых власти этих стран ставят в один ряд с истинными героями-освободителями.
Являясь правопреемницей СССР, вдохновляемая Великой Победой наших предков, Российская Федерация выступает сегодня как активная сила, противостоящая попыткам дестабилизации ситуации в мире в целом и в отдельных его регионах, фактически предлагая альтернативный путь развития мирового сообщества в современную эпоху.
Урок Победы проводится в соответствии с принятыми нормативными документами:
Особенностью методических рекомендаций по организации и проведению Урока Победы, проводимого в День знаний, является то, что данный урок фактически открывает учебный год, важнейшим воспитательным содержанием которого является подготовка к празднованию юбилейной даты. Потому этот урок имеет характер вводно-ознакомительного, закладывающего основы учебно-воспитательной деятельности обучающихся на месяцы вперед на классном, школьном, внешкольном (муниципальном), региональном и федеральном уровнях. Поэтому Урок Победы должен быть ориентирован на перспективы проведения различных мероприятий, посвященных знаменательной дате, и привлечение к участию в них всех обучающихся.
В новом учебном году Урок Победы будет проведен 2 сентября, в понедельник, что совпадает с 74-й годовщиной завершения Второй мировой войны. Поэтому важнейшая мировоззренческая идея Урока Победы заключается в том, что школьники должны как можно больше знать о событиях военной поры, о роли СССР в разгроме стран гитлеровского блока, о значении Великой Победы для судеб человечества, о цене, которую заплатил наш народ за Победу.
Цель методических рекомендаций: оказать методическую помощь педагогам-практикам в организации и проведении Урока Победы, посвященного Году памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; составить алгоритм подготовки и проведения единого Всероссийского Урока в классах различных уровней.
Цель проведения Урока Победы: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за наш народ и героические страницы истории России, в том числе на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.
Задачи проведения Урока Победы:
1. Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире как правопреемницы СССР - страны-победительницы в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах.
2. Способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.
3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.
4. Формировать у обучающихся неприятие идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий в контексте юбилея Великой Победы.
5. Способствовать воспитанию семейно-родственной, локально-региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты проведения Урока Победы ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Личностные результаты образования:
- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
- воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;
- воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
О результативности подготовки и проведения Урока Победы с точки зрения личностных результатов образования можно судить по степени активности школьников в изучении различных аспектов истории Великой Отечественной войны, по интересу к участию в классных, школьных, районных мероприятиях, в конкурсах и олимпиадах, посвященных 75-летию Великой Победы.
Метапредметные результаты образования:
- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);
- применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;
- умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач.
Предметные результаты образования:
- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды;
- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной войны.
При подготовке к Всероссийскому Уроку Победы педагогам следует учесть не только его содержательную специфику, но и то обстоятельство, что День знаний является праздничным днем для всей школы - с жизнерадостной атмосферой и позитивным эмоциональным настроем у детей, набравших за лето массу ярких впечатлений и встретившихся после длительных каникул. Поэтому проведение Урока Победы должно быть созвучно приподнятому настроению школьников, их нацеленности на интересные и увлекательные путешествия в Страну Знаний в новом учебном году.
Соответствующим образом необходимо оборудовать проведение Урока Победы, чтобы школьники ощутили одновременно торжественность момента и радостный настрой советских людей, встретивших победный май 1945 года.
Поскольку Урок Победы длится всего 45 минут, на нем можно успеть затронуть лишь некоторые моменты, связанные с самим юбилеем Победы и Годом памяти и славы.
Во-первых, это значение Великой Победы для нашей страны и судеб всего человечества.
Во-вторых, это региональные аспекты истории Великой Победы, которые характеризуют вклад различных регионов нашей страны в общую Победу над врагом.
В-третьих, это ознакомление школьников с предстоящими мероприятиями и их участием в проектах Года памяти и славы.
Уроку Победы предшествует определенная подготовительная работа, в основном связанная со вторым, региональным аспектом истории Великой Отечественной войны (см. далее). Помимо этого, педагогу необходимо изучить материалы региональных и школьных планов проведения Года памяти и славы для дальнейшего ознакомления с ними школьников и обсуждения их участия в мероприятиях Года.
Следует также учесть, что традиционно в 1 классе Урок знаний проводится в форме знакомства учителя с детьми, детей - друг с другом, всего класса - со школой. Следовательно, Урок Победы в его инвариантной и вариативной частях можно провести либо в начале, либо во второй части первого в жизни первоклассников урока в школе, в зависимости от того, насколько актуален для детей и учителя момент знакомства.
Урок Победы для школьников и обучающихся всех уровней образования рекомендуем начать с инвариантной части, в которой обучающиеся осмысливают значение Великой Победы. Инвариантная часть Урока начинается со вступительного слова педагога, в котором учитываются возрастные и психолого-педагогические особенности школьников.