ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 октября 2020 года N 2577-р

[Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации]



1. Утвердить прилагаемую Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 8, ст.764).

3. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2020 года N 2577-р



Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации

I. Общие положения


Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (далее - Концепция) содержит цели, факторы и направления деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества.

Концепция учитывает накопленный опыт приграничного сотрудничества и исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка Российской Федерации и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.

Приграничное сотрудничество в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об основах приграничного сотрудничества", "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", Концепцией внешней политики Российской Федерации, Основами государственной пограничной политики Российской Федерации, Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашениями между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей.

Приграничная территория Российской Федерации включает в себя территории приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации, а также определенные международными договорами Российской Федерации иные территории Российской Федерации.

Приграничное сотрудничество является важной составляющей международных отношений Российской Федерации и направлено на установление и развитие конструктивного диалога субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств.

В условиях укрепления межгосударственных связей и усилившихся процессов интеграции приграничное сотрудничество приобретает особое значение как формат общения, в рамках которого государства, регионы и муниципальные образования осуществляют взаимодействие в экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах. При осуществлении такого взаимодействия Российская Федерация исходит из следующих принципов:

взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств;

мирное разрешение приграничных споров;

взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;

обеспечение интересов Российской Федерации в приграничном сотрудничестве;

ненанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;

учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами, природно-ресурсных, социально-экономических, градостроительных, транспортных условий развития приграничной территории, а также характера угрозы национальной безопасности Российской Федерации на приграничной территории.

Приграничное сотрудничество, направленное на создание атмосферы доброжелательности и взаимной заинтересованности в повседневном общении субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств, отвечает долгосрочным национальным интересам Российской Федерации. Это способствует формированию благоприятного климата в отношениях с сопредельными государствами и укреплению безопасности в приграничных районах страны.

Приграничное сотрудничество стимулирует комплексное и устойчивое развитие приграничных субъектов Российской Федерации и расположенных на них муниципальных образований, способствует повышению благосостояния населения приграничной территории Российской Федерации, созданию местных точек роста, ориентированных на активное развитие международных экономических связей.

Приграничное сотрудничество осуществляется с учетом имеющихся перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, определенных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Целями приграничного сотрудничества в Российской Федерации являются:

развитие и укрепление хозяйственных, транспортных, культурных и гуманитарных связей между субъектами приграничного сотрудничества Российской Федерации и субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств;

содействие взаимопониманию и дружбе между народами, населяющими приграничные субъекты Российской Федерации и сопредельные государства;

упрощение взаимного общения заинтересованных органов государственной власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом и на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей Российской Федерации, приграничных субъектов Российской Федерации и расположенных в них муниципальных образований с сопредельными государствами;

совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, миграционных, гуманитарных и других проблем на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

создание условий, способствующих прохождению экспортных, импортных и транзитных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т.д.;

повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничной территории Российской Федерации;

создание условий для оперативного взаимодействия с сопредельными государствами в целях своевременного предотвращения чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях и эффективного реагирования на бедствия трансграничного характера;

создание условий, способствующих прекращению оттока населения с приграничной территории Российской Федерации и развитию человеческого капитала на данной территории;

содействие социальному и экономическому развитию приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также укреплению приграничного сотрудничества таких территорий с сопредельными государствами;

создание условий, направленных на противодействие в установленном законодательством Российской Федерации порядке проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного экстремизма и сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории Российской Федерации;

содействие реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и другими правонарушениями.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при осуществлении приграничного сотрудничества принимают во внимание следующие основные факторы, определяющие особенности приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств:

общий характер межгосударственных, в том числе военно-политических, отношений Российской Федерации с сопредельными государствами;

исторически сложившиеся связи с сопредельными государствами, традиции и обычаи населения, проживающего на приграничной территории Российской Федерации и сопредельных государств;

природно-ресурсные, социально-экономические и градостроительные условия развития приграничной территории Российской Федерации;

характер влияния приграничного сотрудничества на развитие межрегиональной экономической кооперации с сопредельными государствами;

особенности режима государственной границы Российской Федерации;

влияние миграционного фактора на социальные процессы на приграничной территории Российской Федерации, связанное с внешней, в том числе незаконной, миграцией;

этнополитические факторы;

состояние охраны общественного порядка на приграничной территории Российской Федерации и особенности его поддержания;

особенности осуществления государственного контроля за ресурсами приграничной территории Российской Федерации;

риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей приграничные торгово-экономические, туристические и транзитные транспортные связи через приграничную территорию Российской Федерации;

особенности обеспечения национальной безопасности на приграничной территории Российской Федерации.

Учет этих специфических факторов приграничного сотрудничества осуществляется при выборе видов и направлений приграничного сотрудничества, а также способов его регулирования и поддержки.

II. Виды и направления приграничного сотрудничества в Российской Федерации


Приграничное сотрудничество может осуществляться посредством:

проведения встреч, консультаций и иных мероприятий по вопросам приграничного сотрудничества;

заключения в установленном порядке соглашений о приграничном сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами;

заключения органами государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации соглашений о приграничном сотрудничестве с государственно-территориальными, административно-территориальными образованиями сопредельных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации - с органами государственной власти сопредельных государств;

заключения органами местного самоуправления муниципального образования приграничного субъекта Российской Федерации соглашений о приграничном сотрудничестве с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств;

создания рабочих групп, подкомиссий по развитию приграничного сотрудничества, в том числе в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству;

реализации проектов в рамках совместных с зарубежными государствами или их объединениями программ приграничного сотрудничества;

проведения практических мероприятий по различным направлениям деятельности в сфере приграничного сотрудничества.

В Российской Федерации могут применяться и другие виды приграничного сотрудничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации и отвечающие целям развития страны и ее приграничной территории.

Для развития приграничного сотрудничества могут быть рекомендованы следующие направления деятельности:

а) сотрудничество в приграничной торговле, которое осуществляется в соответствии с действующим законодательством, между российскими юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на сопредельной приграничной территории, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;

б) сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество, в том числе:

сотрудничество в сфере осуществления инвестиционных проектов, создания совместных предприятий;

взаимное обеспечение информацией по вопросам инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций;

установление регулярных связей между хозяйствующими субъектами на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств, формирование совместных торгово-промышленных палат;

заключение договоров в целях привлечения инвестиций в сферу промышленной и сельскохозяйственной кооперации, строительства, финансов, экологии, обмена технологиями и в другие сферы, не противоречащих законодательству Российской Федерации и режимам приграничных территорий сопредельных государств;

создание трансграничных производственных кластеров;

содействие развитию взаимодействия по линии малого и среднего предпринимательства;

сотрудничество в сфере территориального планирования приграничных территорий с учетом их природно-ресурсного потенциала, социально-экономической, миграционной и экологической обстановки, уровня развития инженерно-транспортной инфраструктуры, сохранения культурного наследия;

разработка единых требований по сертификации животноводческой и сельскохозяйственной продукции в соответствии с установленным порядком применения стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза с территорий сопредельных государств;

совместное решение вопросов, связанных с санитарно-карантинным контролем, охраной приграничных территорий от заноса заразных болезней животных, унификация требований, обеспечивающих безопасность перевозки (перегона) животных, а также ввоза сырья и продуктов животного происхождения;

сотрудничество в области карантина растений, в том числе разработка совместных мер по повышению карантинной фитосанитарной безопасности и уровня защищенности приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»