ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 августа 2021 года N 2208-р

[Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"]

(с изменениями на 15 июня 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 2517 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2021, N 0001202112310056) (вступило в силу c 1 января 2022 года);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 года N 833-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.04.2022, N 0001202204150047);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2023 года N 986 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.06.2023, N 0001202306150040).

____________________________________________________________________



1. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" утвердить прилагаемый Меморандум о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее - ВЭБ.РФ).

2. Установить, что в отношении методики расчета размера собственных средств (капитала) ВЭБ.РФ, методики расчета значений коэффициентов достаточности капитала и достаточности базового капитала ВЭБ.РФ, методики и порядка расчета максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и методики расчета значения коэффициента финансового рычага до их утверждения (утверждения изменений в них) наблюдательным советом ВЭБ.РФ должно быть получено заключение межведомственной рабочей группы при Банке России, созданной Банком России (далее - межведомственная рабочая группа), в порядке, определяемом межведомственной рабочей группой по согласованию с ВЭБ.РФ, с учетом следующего:

а) ВЭБ.РФ направляет в межведомственную рабочую группу проект методики (изменений в нее) не позднее 20-го рабочего дня до даты проведения заседания наблюдательного совета ВЭБ.РФ, на котором планируется рассмотрение соответствующей методики (изменений в нее), и следующие документы:

заявление о подготовке заключения по проекту методики (изменений в методику);

отчеты о валидации использованных моделей кредитного риска (рейтинговых систем), подготовленные в соответствии с требованиями, установленными Банком России для кредитных организаций, в случае расчета величины кредитного риска с применением подхода на основе внутренних рейтингов для целей включения в расчеты коэффициентов достаточности капитала и достаточности базового капитала ВЭБ.РФ;

обоснование проекта методики (изменений в нее);

б) при рассмотрении межведомственной рабочей группой представленных ВЭБ.РФ документов межведомственная рабочая группа вправе запросить у ВЭБ.РФ пояснения и дополнительное обоснование проекта методики (изменений в нее), которые должны быть представлены межведомственной рабочей группе не позднее 3-го рабочего дня со дня получения ВЭБ.РФ запроса;

в) мотивированное заключение межведомственной рабочей группы подготавливается в срок, не превышающий 17 рабочих дней с даты поступления материалов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и направляется ВЭБ.РФ не позднее рабочего дня, следующего за днем подготовки такого заключения, или в иной срок, согласованный ВЭБ.РФ и межведомственной рабочей группой;

г) при наличии отрицательного мотивированного заключения межведомственной рабочей группы ВЭБ.РФ вправе повторно направить доработанный проект методики (изменений в нее) в межведомственную рабочую группу в соответствии с требованиями подпункта "а" настоящего пункта;

д) заключение межведомственной рабочей группы подлежит включению в комплект материалов, выносимый на рассмотрение комитета по аудиту при наблюдательном совете ВЭБ.РФ и наблюдательного совета ВЭБ.РФ по вопросу об утверждении соответствующей методики (изменений в нее).

3. Установить, что в целях контроля финансовой устойчивости ВЭБ.РФ проводит стресс-тестирование достаточности собственных средств (капитала) и достаточности ликвидных активов ВЭБ.РФ в соответствии со сценариями стресс-тестирования, утверждаемыми Национальным советом по обеспечению финансовой стабильности, образованным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 571 "О Национальном совете по обеспечению финансовой стабильности", по которым ранее было получено заключение межведомственной рабочей группы.

4. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. N 1510-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст.5031);

пункт 7 изменений, которые вносятся в отдельные акты Правительства Российской Федерации в связи с упорядочением деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2018 г. N 1183 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации в связи с упорядочением деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 41, ст.6271).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 2021 года N 2208-р



Меморандум о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"

(с изменениями на 15 июня 2023 года)

I. Общие положения

     

1. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее - Меморандум) определяет основные направления и показатели инвестиционной, финансовой и иной предусмотренной Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" деятельности государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее - ВЭБ.РФ).

2. В целях обеспечения финансовой устойчивости ВЭБ.РФ при реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом в рамках осуществления инвестиционной, финансовой и иной предусмотренной Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" деятельности (далее - проекты ВЭБ.РФ) Меморандум устанавливает:

а) основные условия, порядок, сроки и иные ограничения предоставления кредитов и займов, синдицированных кредитов (займов), приобретения облигаций, участия в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций и предоставления финансирования на возвратной основе в иных формах, предусмотренных Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", в рамках осуществления инвестиционной деятельности;

б) условия, порядок участия, сроки и иные ограничения участия ВЭБ.РФ в финансировании и реализации проектов в рамках осуществления инвестиционной деятельности;

в) основные условия участия ВЭБ.РФ в реализации проектов, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации, которые не соответствуют основным направлениям, показателям, ограничениям или принципам инвестиционной и финансовой деятельности;

г) основные направления, условия, порядок, сведения об иных ограничениях при осуществлении ВЭБ.РФ внешнеэкономической деятельности и деятельности по поддержке экспорта;

д) условия, порядок, сроки и иные ограничения выдачи ВЭБ.РФ гарантий и поручительств;

е) основные направления и порядок работы с просроченной задолженностью;

ж) основные направления финансовой и гарантийной поддержки организаций ВЭБ.РФ, перечень которых в соответствии с пунктом 13 части 4 статьи 3 и пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" утверждается наблюдательным советом ВЭБ.РФ (далее - организации ВЭБ.РФ), и институтов развития, определенных решением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 5_1 статьи 3 Федерального закона "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее - координируемые организации);

з) количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты;

и) положения о проведении ВЭБ.РФ экспертизы проектов и основные направления консультационной деятельности ВЭБ.РФ;

к) основные положения политики управления рисками ВЭБ.РФ и организаций ВЭБ.РФ;

л) положения по обеспечению финансовой устойчивости ВЭБ.РФ;

м) состав и сроки представления ВЭБ.РФ информации, обязательной для представления Правительству Российской Федерации и наблюдательному совету ВЭБ.РФ.

3. Выполнение ВЭБ.РФ основных функций, предусмотренных Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", посредством реализации проектов ВЭБ.РФ основывается на следующих принципах:

а) определение стратегических целей и ограниченного количества основных направлений деятельности ВЭБ.РФ. Стратегия развития ВЭБ.РФ, основные направления деятельности ВЭБ.РФ и приоритетные отрасли (сектора) экономики определяются в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в области обеспечения долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и создания условий для устойчивого экономического роста, повышения эффективности инвестиционной деятельности и расширения инвестирования средств в национальную экономику;

б) отсутствие конкуренции с российскими финансовыми организациями. ВЭБ.РФ отдает предпочтение проектам, при реализации которых он не ограничивает возможность участия других российских финансовых организаций в их финансировании, предоставлении иной поддержки реализации проекта, и (или) осуществляет финансирование проекта на условиях, которые не предлагаются другими российскими финансовыми организациями;

в) открытость (прозрачность). Выполнение ВЭБ.РФ основных функций осуществляется с использованием лучшей практики корпоративного управления на основе открытости, прозрачности и доступности информации о его деятельности, процессах и процедурах принятия решений, реализуемых им проектах, за исключением информации, распространение которой ограничено законодательством Российской Федерации и (или) условиями заключенных ВЭБ.РФ соглашений;

г) безубыточность деятельности. При осуществлении своей деятельности ВЭБ.РФ исходит из необходимости достижения финансового результата, предусматриваемого финансовым планом доходов и расходов (бюджетом) ВЭБ.РФ. ВЭБ.РФ участвует в реализации проектов ВЭБ.РФ при условии прогнозируемой по результатам экспертизы проекта ВЭБ.РФ возвратности предоставленных ВЭБ.РФ денежных средств за исключением проектов ВЭБ.РФ, реализуемых путем совершения сделок, предусмотренных подпунктом "ч" пункта 15 Меморандума, с приемлемыми для ВЭБ.РФ уровнями доходности и рисков проекта ВЭБ.РФ с учетом имеющихся источников финансирования, субсидий и иных мер поддержки, в том числе государственной. ВЭБ.РФ участвует в реализации проектов (сделок), указанных в части 5 статьи 3 Федерального закона "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее - проекты ВЭБ.РФ, имеющие общегосударственное значение для экономики Российской Федерации), в отсутствие прогнозируемой по результатам экспертизы проекта ВЭБ.РФ возвратности предоставленных ВЭБ.РФ денежных средств при условии определения источников финансирования указанных проектов ВЭБ.РФ, определения иных инструментов и мер поддержки, в том числе государственной. ВЭБ.РФ вправе участвовать в реализации проектов ВЭБ.РФ по направлениям, предусмотренным подпунктами "в" и "д" пункта 18 Меморандума, в соответствии с особенностями осуществления государственной поддержки инновационной деятельности посредством участия государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в финансовом обеспечении реализации инновационных проектов, обеспечивающих ускоренную разработку и внедрение перспективных технологий, в рамках программы "Инвестиции в технологических лидеров", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (далее - особенности поддержки инновационной деятельности ВЭБ.РФ), в отсутствие подтвержденной по результатам экспертизы документа, предусмотренного пунктом 34 Меморандума (в случае его отсутствия - экспертизы проекта ВЭБ.РФ), возвратности предоставленных ВЭБ.РФ денежных средств по каждому отдельному проекту ВЭБ.РФ при условии соответствия прогнозируемой суммы справедливой стоимости активов, составляющих всю совокупность (портфель) проектов ВЭБ.РФ, реализуемых в рамках программы "Инвестиции в технологических лидеров", а также возвращенных ВЭБ.РФ в процессе реализации проектов ВЭБ.РФ и (или) по результатам реализации проектов ВЭБ.РФ денежных средств и активов, оцениваемых по справедливой стоимости, размеру денежных средств, направленных на формирование такого портфеля проектов ВЭБ.РФ (принцип интегральности). ВЭБ.РФ вправе участвовать в реализации проектов ВЭБ.РФ по направлениям, предусмотренным абзацами вторым и третьим подпункта "г" пункта 18 Меморандума, в отсутствие прогнозируемых по результатам экспертизы проекта ВЭБ.РФ приемлемых для ВЭБ.РФ уровней доходности проекта ВЭБ.РФ в пределах объема мер государственной поддержки, предоставляемых в целях реализации указанных проектов ВЭБ.РФ. В целях реализации в долгосрочной перспективе функций, предусмотренных Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", на основании решений наблюдательного совета ВЭБ.РФ допускается возможность получения ВЭБ.РФ отрицательных финансовых результатов в среднесрочном периоде (от 1 года до 3 лет);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 2517; в редакции, введенной в действие с 23 июня 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2023 года N 986. - См. предыдущую редакцию)

д) партнерство. ВЭБ.РФ отдает предпочтение проектам, реализация которых осуществляется в партнерстве с иными лицами, предоставляющими финансирование или другую поддержку реализации проекта, на принципе реальности принимаемых на себя обязательств, справедливом распределении рисков, обязательств и прибыли между участниками проектов и основывается на признании равенства участников проектов, взаимном уважении и учете их интересов, заинтересованности сторон в достижении результатов сотрудничества;

е) экологическая ответственность. ВЭБ.РФ не участвует в реализации проектов на территории Российской Федерации, не соответствующих требованиям и стандартам в области охраны окружающей среды;

ж) обеспеченность финансовыми ресурсами. В целях реализации функций, предусмотренных Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", деятельность ВЭБ.РФ обеспечивается необходимыми финансовыми ресурсами за счет привлечения финансирования на внутреннем и внешнем рынках и мерами поддержки, в том числе государственной;

з) социально ответственное предпринимательство. Для достижения целей деятельности, установленных Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", при осуществлении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, принимая ответственность перед будущими поколениями, ВЭБ.РФ отдает приоритет проектам, учитывающим факторы ESG (Environmental, Social and Governance Factors): окружающая среда (экологические факторы, включая климатические риски), общество (социальные факторы) и корпоративное управление (факторы корпоративного управления), руководствуется лучшей международной практикой в области соблюдения принципов устойчивого развития. В соответствии с частью 2_1 статьи 3 Федерального закона "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" ВЭБ.РФ исходит из приоритетности достижения общественно полезных экономических и социальных целей развития, создания условий для решения социальных проблем граждан и общества над извлечением прибыли (получением дохода) или достижением иного определенного финансового результата деятельности. Соблюдение ВЭБ.РФ принципов устойчивого развития и учет им факторов ESG должно способствовать достижению экономических и социальных целей развития, повышению качества жизни граждан Российской Федерации.

4. Соответствие деятельности ВЭБ.РФ принципам, предусмотренным пунктом 3 Меморандума, обеспечивается органами управления ВЭБ.РФ при определении порядка и условий осуществления ВЭБ.РФ предусмотренной Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" деятельности, а также при подготовке и утверждении финансового плана доходов и расходов (бюджета) ВЭБ.РФ.

5. ВЭБ.РФ участвует в соответствии со стратегией развития ВЭБ.РФ, утвержденной наблюдательным советом ВЭБ.РФ, в реализации национальных проектов (программ) по направлениям, предусмотренным указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", инициатив Правительства Российской Федерации в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, а также проектов по основным направлениям инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, деятельности по поддержке экспорта, консультационной и финансовой деятельности, определенных Меморандумом, и в приоритетных отраслях (секторах) экономики по перечню согласно приложению путем совершения сделок, предусмотренных пунктом 15 Меморандума.

6. Для достижения целей своей деятельности ВЭБ.РФ осуществляет предпринимательскую деятельность, включая осуществляемую на рынке ценных бумаг дилерскую и депозитарную деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами и доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, и вправе без ограничений совершать сделки (осуществлять операции), необходимые для выполнения возложенных на него функций, за исключением сделок (операций), совершение (осуществление) которых ограничено в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Меморандумом.

7. В рамках осуществления инвестиционной деятельности не допускается предоставление ВЭБ.РФ финансирования на цели реализации проектов ВЭБ.РФ иностранным юридическим лицам, за исключением случаев предоставления финансирования на основании решения правления ВЭБ.РФ и одобрения (согласования) соответствующих сделок в соответствии с Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ".

8. ВЭБ.РФ не совершает сделки и не осуществляет операции, стороной по которым являются юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов и бенефициарные владельцы которых имеют гражданство (подданство) государства, включенного в указанный перечень, за исключением отдельных видов сделок (операций), перечень которых определяется наблюдательным советом ВЭБ.РФ.

9. ВЭБ.РФ вправе участвовать в реализации проектов ВЭБ.РФ, совершать сделки и осуществлять операции, которые не соответствуют основным направлениям, показателям, ограничениям деятельности ВЭБ.РФ, установленным Меморандумом, в порядке и на условиях, определяемых решениями наблюдательного совета ВЭБ.РФ.

10. Положения Меморандума являются обязательными для соблюдения правлением и председателем ВЭБ.РФ, коллегиальными рабочими органами, формируемыми правлением ВЭБ.РФ и председателем ВЭБ.РФ, а также работниками ВЭБ.РФ.

11. Основные направления и приоритеты деятельности организаций ВЭБ.РФ определяются ВЭБ.РФ исходя из задач национальных проектов (программ), основных направлений деятельности ВЭБ.РФ и приоритетных отраслей (секторов) экономики, предусмотренных Меморандумом.

12. ВЭБ.РФ стремится организовывать инвестиционную и иную деятельность организаций ВЭБ.РФ и координируемых организаций на основе общих принципов и подходов, предусмотренных Меморандумом, и с учетом особенностей осуществления функций агента Правительства Российской Федерации путем осуществления своих корпоративных (членских) прав и прав учредителя, деятельности работников ВЭБ.РФ в органах управления и контроля, а также путем осуществления их финансовой и гарантийной поддержки, заключения с ними соглашений о координации деятельности и (или) взаимодействии, формировании процедур совместной работы, обеспечивающих комплексное использование финансовых и нефинансовых инструментов поддержки проектов, включая меры государственной поддержки, обеспечения информационного взаимодействия организаций ВЭБ.РФ, координируемых организаций и органов государственной власти, с учетом особенностей осуществления функций агента Правительства Российской Федерации.

II. Полномочия коллегиальных органов ВЭБ.РФ

     

13. При осуществлении ВЭБ.РФ деятельности в соответствии с Меморандумом наблюдательный совет ВЭБ.РФ:

а) определяет в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и Меморандумом, основные направления деятельности ВЭБ.РФ и приоритетные отрасли (сектора) экономики, на поддержку и развитие которых направлены проекты ВЭБ.РФ;

б) утверждает положение о кредитной политике ВЭБ.РФ;

в) вправе устанавливать по отдельным направлениям и приоритетным отраслям (секторам) экономики отличные от предусмотренных Меморандумом параметры одного проекта ВЭБ.РФ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»