ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2021 года N 1613

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2166; 2017, N 15, ст.2187; N 51, ст.7819; 2018, N 15, ст.2115; 2019, N 14, ст.1552; 2020, N 15, ст.2257; N 18, ст.2903; N 44, ст.6992; 2021, N 2, ст.436; N 13, ст.2266).

2. Министерству финансов Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 сентября 2021 года N 1613



Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"



Государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 320
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 25 сентября 2021 года N 1613)



Государственная программа Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"



Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к политике субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"

I. Оценка текущего состояния сферы управления государственными финансами и регулирования финансовых рынков


Эффективное и прозрачное управление общественными финансами - базовое условие для повышения уровня жизни населения, обеспечения устойчивого экономического роста, содействия инвестиционной активности, поддержания обороноспособности страны, а также достижения иных стратегических целей социально-экономического развития.

Благодаря реализованным за прошедший период мероприятиям государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (далее - государственная программа) обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств и реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны.

В ходе реализации мероприятий государственной программы достигнуты следующие результаты:

законодательно закреплены долгосрочные принципы проведения бюджетной политики в соответствии с новой конструкцией "бюджетных правил", что создало условия для снижения зависимости экономики и государственных финансов от внешней конъюнктуры и обеспечения стабильности и предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий;

подготовлена нормативная база проведения долгосрочного бюджетного планирования, и утвержден бюджетный прогноз на долгосрочный период, позволяющий обеспечить прозрачность и предсказуемость параметров бюджетной системы, базовых принципов и условий реализации бюджетной, налоговой и долговой политики;

реализован ряд мер по повышению стратегической и операционной эффективности, а также по повышению подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов, предусмотренных Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р, включая регулярное проведение обзоров бюджетных расходов, систематизацию и оценку на всех уровнях бюджетной системы налоговых расходов;

создана необходимая нормативная правовая и методическая базы для реализации инструмента инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

индекс открытости бюджета (Open Budget Index), определяемый Международным бюджетным партнерством, составил 74 балла, что позволило Российской Федерации занять 14-е место среди 117 стран-участниц;

разработаны Правила составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", направленные на повышение качества нормативного регулирования в сфере бюджетного планирования на федеральном уровне;

средний показатель качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета составил 75,7 балла, что является высокой оценкой качества финансового менеджмента. Количество главных администраторов средств федерального бюджета, имеющих отличные оценки качества финансового менеджмента, увеличилось при одновременном значительном снижении количества главных администраторов средств федерального бюджета, имеющих средние и удовлетворительные оценки качества финансового менеджмента, что свидетельствует о повышении качества выполнения бюджетных полномочий и использования государственных ресурсов;

сформированы и усовершенствованы нормативная правовая и методическая базы по вопросам формирования и реализации государственных программ, а структура расходов федерального бюджета соответствует структуре государственных программ;

сформирована прозрачная система закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусматривающая единые правила закупок, централизованное размещение в единой информационной системе в сфере закупок всей информации о закупках, открытый доступ к участию в закупках;

разработан и утвержден порядок применения классификации операций сектора государственного управления в соответствии с требованиями международных стандартов по статистике государственных финансов и системы национальных счетов, а также установлены единые требования к применению такого вида классификации для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составлению бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности;

70 процентов документов по финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления формируются в электронном виде;

87 процентов организаций представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в электронном виде по принципу "одного окна";

завершена стандартизация правового регулирования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе единых принципов, требований, определений, риск-ориентированных подходов к планированию контрольных мероприятий;

создана нормативная база для обеспечения администрирования доходов бюджетов всех уровней в связи с переходом на систему казначейских платежей;

проведена комплексная работа по систематизации и оценке налоговых расходов на всех уровнях бюджетной системы;

реализована возможность уплаты плательщиками таможенных пошлин, налогов, денежных средств на единый лицевой счет и его использование при совершении таможенных операций вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана декларация на товары;

результативность таможенного контроля по собираемости таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, составила 80,4 процента.

Вместе с тем в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих нерешенных проблем:

неполный учет и контроль рисков принимаемых решений в части расходных обязательств и изменений налогового законодательства за пределами 3-летнего периода бюджетного планирования;

отсутствие порядка учета и оценки условных и неявных обязательств федерального бюджета;

отсутствие развитой системы комплексного мониторинга государственных финансов для принятия управленческих решений;

неполный охват мерами оценки эффективности всех инструментов государственной поддержки (прямых расходов и налоговых расходов);

отсутствие единого механизма управления ресурсами, целями и задачами в научной и научно-технической сфере гражданского назначения;

низкая удовлетворенность граждан услугами в социальной сфере;

негативная оценка общества разрастающемуся бюрократическому аппарату и расходам на его содержание;

непрозрачность и риски субъективизма распределения бюджетных субсидий;

неполное соответствие стимулирующих, социальных и технических налоговых расходов Российской Федерации социально-экономической политике государства;

отсутствие формализованного порядка отбора резидентов и создания территорий с преференциальными режимами;

недостаточный объем внебюджетных источников финансирования для решения задач развития транспортной и коммунальной инфраструктуры для человека и бизнеса;

низкая эффективность координации деятельности международных институтов развития с российским участием для цели продвижения российской повестки;

отсутствие единой и скоординированной долгосрочной политики развития финансового рынка;

отсутствие полноты и достоверности учета федерального имущества в связи с неполной интеграцией федеральной государственной информационно-аналитической системы "Единая система управления государственным имуществом" с государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти;

раскрытие информации о финансовых активах и финансовых обязательствах в финансовой отчетности бюджетов не в полной мере соответствует международным стандартам бухгалтерской отчетности общественных финансов;

разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления;

недостаточная прозрачность системы администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы;

наличие на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней нелегальной продукции;

наличие нелегального ввоза алкогольной продукции и сырья для ее производства из стран Евразийского экономического союза в связи с большой разницей в ставках акцизов на указанную продукцию.

Стратегические цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с переходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень, в связи с чем в сфере реализации государственной программы сформированы приоритеты государственной политики.

II. Описание приоритетов, целей, задач государственной политики в сфере управления государственными финансами и регулирования финансовых рынков и способы их эффективного решения


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих документах стратегического характера:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 259 "Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию";

Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р;

Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р;

план мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р;

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов (утверждены Центральным банком Российской Федерации, одобрены Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 35);

основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период.

Направление (подпрограмма) "Обеспечение долгосрочной устойчивости федерального бюджета"

     

1. Цель 1 государственной программы "Обеспечение стабильных экономических условий за счет соблюдения долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности бюджетной системы".

2. Показатель 1 государственной программы "Ежегодный первичный структурный дефицит федерального бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту".

3. Достижение и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повышение эффективности бюджетных расходов, планируется осуществить путем:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»