ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2021 года N 1661

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 15 декабря 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2440 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2021, N 0001202112300019) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2440);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 924 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2022, N 0001202205230036);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2022 года N 1405 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.08.2022, N 0001202208150015);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N 2314 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2022, N 0001202212160067);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 2019 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.11.2022, N 0001202211110032) (вступило в силу с 1 января 2023 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2023 года N 1029 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2023, N 0001202306270046);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2023 года N 2078 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.12.2023, N 0001202312110058);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2023 года N 2168 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2023, N 0001202312190046) (вступило в силу c 1 января 2024 года).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".

2. Министерству спорта Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на своем официальном сайте и на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 сентября 2021 года N 1661



Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"

(с изменениями на 15 декабря 2023 года)



Приоритеты и цели государственной политики в сфере государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"

I. Оценка текущего состояния сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации


Современное состояние физической культуры и спорта является результатом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р, и характеризуется следующими результатами.

Численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации, достигла 62 млн. человек, из которых 13,7 млн. человек - в сельской местности.

Ежегодно проводится до 13,5 тыс. официальных физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе Всероссийская спартакиада между субъектами Российской Федерации, Всероссийские спортивные соревнования школьников, в том числе "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", и иные массовые физкультурно-спортивные мероприятия.

Действует Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) - программная и нормативная основа системы физического воспитания (по итогам 2020 года зарегистрированы 12,3 млн. человек, работают 2,6 тыс. центров тестирования). Создана сеть спортивных клубов (более 36 тыс. клубов, включая сеть школьных (около 14 тыс. единиц) и студенческих спортивных клубов (944 единицы). В сельской местности действуют 58,4 тыс. физкультурно-спортивных организаций.

Общее количество спортивных сооружений в 2020 году достигло 335 тыс. объектов, включая 118,9 тыс. объектов - в сельской местности и 88,8 тыс. объектов - для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Активно развивается индустрия спорта. Объем рынка фитнес-услуг увеличен до 125 млрд. рублей, объем рынка спортивной индустрии в 2019 году составил около 534 млрд. рублей.

В Российской Федерации организованы и проведены на высоком уровне исторически значимые мероприятия: XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры, XVIII Сурдлимпийские зимние игры, Всемирные игры колясочников и ампутантов IWAS, всемирные летняя 2013 года и зимняя 2019 года Универсиады, чемпионаты мира по футболу FIFA 2018 года, водным видам спорта, по легкой атлетике 2013 года, гонки "Формула-1", конвенты "Спорт аккорд" и другие. В результате Россия завоевала авторитет организатора соревнований самого высокого уровня.

Ежегодно в Российской Федерации проводится около 300 международных спортивных мероприятий уровня чемпионатов мира, чемпионатов Европы, этапов Кубка мира, соревнований гран-при.

Принятые меры способствовали распространению среди граждан устойчивого положительного отношения к ведению здорового образа жизни. Общий уровень удовлетворенности граждан условиями, созданными для занятий физической культурой и спортом, по итогам 2020 года достиг 54,2 процента.

Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих решения.

Среди граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно дети и молодежь в возрасте до 29 лет. Сохраняется недостаточный уровень вовлеченности населения среднего и старшего возраста в занятия физической культурой и спортом (32,6 процента и 14,2 процента соответственно).

Только 50,9 процента юношей призывного возраста имеют необходимый уровень физического развития.

Отмечается недостаточность спортивной инфраструктуры, все более актуальной становится необходимость приведения объектов спорта в нормативное состояние.

Необходимо стимулировать развитие инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта, в том числе развитие предпринимательства и развитие государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.

Ключевыми вызовами для физической культуры и спорта являются:

возросшие требования к увеличению продолжительности социально и экономически активной жизни с учетом старения населения и низкой вовлеченности в занятия физической культурой и спортом средних и старших возрастных групп;

увеличение числа граждан, нуждающихся в оздоровлении средствами физической культуры и спорта, в том числе вследствие перенесенных заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);

возросшие требования к уровню физической подготовленности допризывной молодежи как фактору обеспечения боеготовности вооруженных сил;

наличие региональных диспропорций в обеспеченности населения физкультурно-спортивной инфраструктурой;

рост глобальной конкуренции в спорте высших достижений и использование нового технологического уклада, углубленных знаний, передовых цифровых технологий и лучших практик как приоритетных направлений спортивного лидерства;

политизация спорта на международной арене и его использование для изменения геополитических ценностных приоритетов;

недостаточная ресурсная обеспеченность сферы физической культуры и спорта, в том числе системы профессионального образования;

сокращение реально располагаемых доходов, экономия граждан на занятиях физической культурой и спортом;

сохранение международного давления на Российскую Федерацию в части антидопинговой политики.

К основным рискам реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Программа) относятся:

финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;

рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;

административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Программы.

Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных результатов и показателей Программы.

Реализация Программы позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни не менее 70 процентов населения страны, что в конечном счете положительно скажется на улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

Существенно повысится конкурентоспособность российского спорта на международной спортивной арене, что позволит российским спортсменам стабильно побеждать на крупнейших международных спортивных соревнованиях, включая Олимпийские игры.

В то же время успехи российских спортсменов на международных соревнованиях создают предпосылки для выдвижения Российской Федерации на право проведения этих соревнований на своей территории, что способствует развитию экономического потенциала соответствующих регионов России, увеличению туристических потоков, распространению и стимулированию передовых технологий, привлечению долгосрочных инвестиций.

II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта


Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года и предусматривают создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовку спортивного резерва и повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.

Программа направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - национальная цель). Предусматривается увеличение к 2030 году до 70 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

В соответствии с указанными программными документами к числу приоритетных направлений развития физической культуры и спорта относятся:

вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом;

повышение уровня физической подготовленности граждан Российской Федерации;

повышение доступности объектов спорта, в том числе на сельских территориях и в сельских агломерациях, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

совершенствование системы подготовки спортивного резерва;

повышение конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене.

Для оценки хода реализации Программы и характеристики состояния установленной сферы деятельности предусмотрена система показателей.

Основным ожидаемым конечным результатом реализации Программы является устойчивое развитие физической культуры и спорта, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы является необходимым условием ее эффективности.

Решение поставленных задач и достижение значений показателей Программы предусматриваются путем эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 августа 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2022 года N 1405. - См. предыдущую редакцию)

Реализацию Программы в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (отдельных мероприятий), на условиях достижения установленных показателей, определения объемов финансового обеспечения региональных программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом региональные программы должны соответствовать целям и задачам Программы.

III. Задачи государственного управления в сфере физической культуры и спорта, способы их эффективного решения


Программой предусмотрено достижение следующих целей к 2030 году:

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;

вхождение олимпийской команды России в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете;

увеличение доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и чемпионатах Европы, до 50 процентов.

Для достижения цели Программы по увеличению доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, Программой предусмотрены следующие задачи государственного управления:

создание условий для привлечения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

создание эффективной системы физического воспитания различных категорий и групп населения;

повышение доступности спортивной инфраструктуры для всех категорий и групп населения;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового резерва в сфере физической культуры и спорта;

совершенствование нормативно-правового регулирования сферы физической культуры и спорта;

обеспечение безопасности при проведении физкультурно-массовых мероприятий.

Решение указанных задач обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных федеральным проектом "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография" и федеральными проектами, не включенными в национальные проекты, "Развитие физической культуры и массового спорта" и "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)".

Для достижения целей Программы по вхождению олимпийской команды России в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете и увеличению доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и чемпионатах Европы, Программой предусмотрены следующие задачи государственного управления:

создание условий, направленных на увеличение числа перспективных спортсменов, способных претендовать на завоевание медалей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»