Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 1978 года N 984

О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что охрана природы и рациональное использование природных ресурсов в условиях быстрого развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства и вовлечения в эксплуатацию все большего количества естественных ресурсов является одной из важнейших экономических и социальных задач Советского государства. В решениях XXV съезда КПСС и в Конституции СССР указано на необходимость дальнейшей разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному использованию ее богатств.

Осуществление принятых в последние годы решений Партии и Правительства по этим вопросам позволило улучшить охрану природы и использование природных ресурсов.

Однако ЦК компартий и Советы Министров некоторых союзных республик, крайкомы и обкомы партии, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, местные партийные и советские органы еще не везде обеспечили осуществление эффективных мер по охране земель, защите от загрязнения вод и воздушного бассейна, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Отдельные министерства и ведомства СССР не выполнили задания, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 года N 898 "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" (СП СССР, 1973 г., N 2, ст.6). Так, Министерство химической промышленности, Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерство химического и нефтяного машиностроения, Министерство цветной металлургии СССР, Министерство сельского хозяйства СССР, Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения и Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления не обеспечили в должном объеме разработку и производство новых видов оборудования, приборов и реагентов для очистки сточных вод. Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения и Министерством энергетического машиностроения медленно осваивается производство оборудования для мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов.

Крайне медленно осуществляются разработка и внедрение малоотходных технологических процессов, а также бессточных систем водопользования. Многие предприятия до сих пор не оснащены газо- и водоочистными установками и соответствующими приборами контроля, а часть действующих очистных установок работает неэффективно.

В атмосферном воздухе в ряде районов страны, во многих водоемах и крупных реках содержатся загрязняющие вещества в количествах, значительно превышающих предельно допустимые концентрации их. Высокий уровень загрязнения окружающей среды наносит значительный ущерб сельскому и рыбному хозяйству, лесным насаждениям, повышает коррозию материалов и конструкций.

Министерство рыбного хозяйства СССР, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР и Министерство энергетики и электрификации СССР не уделяют должного внимания сохранению и воспроизводству рыбных запасов во внутренних водоемах страны.

Министерство целлюлозно-бумажной промышленности не выполнило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1969 года N 573 в части расширения использования мягколиственной древесины.

Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и Министерство автомобильной промышленности не организовали серийного производства аппаратов для нейтрализации вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобильных двигателей, а Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления - разработки и серийного производства аппаратуры для определения содержания токсичных веществ в выхлопных газах автомобилей, а также приборов и средств автоматизации для контроля уровня загрязнения природных и сточных вод и промышленных выбросов в атмосферу.

Многими министерствами не уделяется должного внимания вопросам рационального и комплексного использования минеральных ресурсов. При добыче в недрах остается большое количество нефти, угля, железной руды, калийных солей и других полезных ископаемых, а при переработке минерального сырья ряд его компонентов вообще не извлекается. Из-за отсутствия специальных улавливающих установок предприятиями выбрасывается в атмосферу большое количество ценных элементов и веществ (серы, попутного газа и других).

Отдельные министерства не принимают необходимых мер к рекультивации земель, а Министерство сельского хозяйства СССР и Советы Министров союзных республик не осуществляют должного контроля за своевременным проведением этих работ. Большой ущерб народному хозяйству наносит эрозия почв.

Крупные недостатки имеются в организации заповедного дела, охраны животного и растительного мира.

Академия наук СССР и академии наук союзных республик не обеспечили в полной мере организацию фундаментальных исследований по ряду проблемных вопросов охраны природы. Медленно ведутся работы по оценке и долгосрочному прогнозированию возможных отрицательных последствий загрязнения природной среды для человека, флоры и фауны, по разработке методики определения эффективности мероприятий по охране природы, а также размеров экономического ущерба, наносимого народному хозяйству загрязнением природной среды.

Министерства и ведомства СССР, на которые возложены функции охраны природных ресурсов, еще не обеспечили должного контроля за соблюдением действующего законодательства в этой области.

В целях усиления государственного контроля за осуществлением мероприятий по охране природы, устранения в кратчайшие сроки имеющихся недостатков в деле рационального использования природных ресурсов и улучшения состояния окружающей природной среды Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Установить, что министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик, объединения, предприятия, учреждения и организации несут полную ответственность за охрану природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и своевременное осуществление соответствующих природоохранных мероприятий.

Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик принять дополнительные меры по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов, обратив особое внимание на разработку и внедрение систем, обеспечивающих резкое уменьшение потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, создание технологических процессов и оборудования, снижающих производственные и иные вредные выбросы в окружающую среду, на необходимость оснащения всех источников вредных выбросов очистным оборудованием, сокращения, как минимум до установленных предельных норм, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и почву.

ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии усилить контроль за выполнением государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями Законов СССР и решений Партии и Правительства по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

2. Для дальнейшего совершенствования государственной системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, уровнем и источниками ее загрязнения возложить на Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды;

ответственность за организацию и деятельность государственной системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды;

регулирование использования воздушного бассейна городов и промышленных центров и осуществление государственного контроля за источниками его загрязнения, соблюдением норм предельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

разработку и утверждение совместно с Министерством здравоохранения СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

рассмотрение представляемых министерствами и ведомствами на согласование схем размещения объектов производственного и иного назначения и проектов на строительство и реконструкцию таких объектов в части соблюдения требований по предотвращению загрязнения атмосферы;

определение совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами номенклатуры приборов и аппаратуры для контроля за состоянием окружающей природной среды, источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также разработку технических требований на эти приборы и аппаратуру;

аналитическую обработку статистической отчетности по охране атмосферного воздуха от загрязнения, подготовку регулярной и экстренной информации о состоянии природной среды, ожидаемых изменениях и причинах этих изменений и представление ее в Совет Министров СССР;

создание фонда данных о состоянии окружающей природной среды.

Признать необходимым образовать в системе Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды Государственную инспекцию по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

3. Предоставить право должностным лицам Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и его органов на местах, осуществляющим государственный контроль за соблюдением правил и норм в области охраны атмосферного воздуха, в установленном порядке посещать предприятия, учреждения, организации, стройки и другие объекты, независимо от их ведомственной подчиненности, получать необходимые материалы и сведения, производить проверки по вопросам их компетенции, а также вносить предложения о запрещении или приостановлении до проведения необходимых мероприятий эксплуатации действующих производственных объектов промышленности, транспорта и сельского хозяйства, коммунальных сооружений и других объектов, деятельность которых нарушает установленные нормы и правила в области охраны атмосферного воздуха.

Решения о запрещении или приостановлении эксплуатации указанных объектов принимаются руководителями Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, а также его республиканских и территориальных управлений и доводятся до сведения руководителей соответствующих министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений.

4. Министерствам и ведомствам СССР, предприятия, учреждения и организации которых являются источниками загрязнения природной среды, организовать в составе центрального аппарата структурные подразделения по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов в пределах установленной численности и фонда заработной платы работников центрального аппарата соответствующих министерств и ведомств СССР.

Советам Министров союзных республик создать в Госпланах союзных республик самостоятельные структурные подразделения по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, а также ввести соответствующие должности в плановых комиссиях автономных республик, краев и областей в пределах ассигнований, предусмотренных на содержание органов государственного управления соответствующих союзных республик.

5. Установить, что министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик одновременно с представлением в Совет Министров СССР и Госплан СССР проектов перспективных и годовых планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов направляют соответствующие разделы проектов этих планов по подведомственным им объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям (с указанием объемов капитальных вложений и заданий по вводу в действие природоохранных мощностей и объектов) в Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерство сельского хозяйства СССР и Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР.

Указанные министерства и ведомства СССР на основе проектов планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов министерств и ведомств СССР и союзных республик разрабатывают и представляют в Госплан СССР (в установленные им сроки) согласованные проекты планов по соответствующим разделам в целом по СССР, с распределением заданий по министерствам, ведомствам СССР и союзным республикам.

Возложить на Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерство сельского хозяйства СССР и Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР осуществление контроля за выполнением объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями соответствующих заданий по охране природы, установленных государственными планами экономического и социального развития СССР.

6. Для определения комплексных мероприятий по охране природы, предупреждения загрязнения и деградации окружающей природной среды, а также в целях обеспечения наиболее эффективного использования в народном хозяйстве природных ресурсов разрабатываются территориальные комплексные схемы охраны природы.

Установить, что функции заказчика по разработке указанных схем осуществляются:

а) министерствами и ведомствами СССР - по городам и крупным промышленным центрам, природная среда в которых загрязняется преимущественно предприятиями данного министерства или ведомства СССР, а также по производственно-территориальным комплексам (в соответствии с подчиненностью головного предприятия) согласно перечням, утверждаемым Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды;

б) Советами Министров союзных республик - по территории союзной республики, территориям автономных республик, краев и областей, по отдельным природным комплексам, а также по крупным городам, промышленным центрам, природная среда в которых загрязняется предприятиями различных министерств и ведомств;

в) Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды - по отдельным регионам, расположенным на территории двух или нескольких союзных республик.

Указанные схемы разрабатываются за счет средств государственного бюджета и утверждаются соответственно министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

Комплексные схемы охраны природы регионов, расположенных на территории двух или нескольких союзных республик, утверждаются Госпланом СССР по согласованию с Госстроем СССР.

Советам Министров союзных республик капитальные вложения на строительство (реконструкцию) объектов, которые будут предусмотрены территориальными комплексными схемами охраны природы, указанными в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, выделяются в годовых и перспективных планах отдельной строкой в соответствии с конкретными титульными списками.

Предложения о разработке территориальных комплексных схем охраны природы представляются в Госплан СССР Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР с проектами годовых и перспективных планов экономического и социального развития.

Поручить Госстрою СССР, Госплану СССР и Государственному комитету СССР по науке и технике разработать с участием Советов Министров союзных республик, заинтересованных министерств и ведомств СССР и утвердить методические указания по составлению территориальных комплексных схем охраны природы.

7. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик:

провести в 1978-1980 годах на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях инвентаризацию источников выбросов вредных веществ и производственных отходов в окружающую природную среду.

Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерству здравоохранения СССР, Министерству сельского хозяйства СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР и Министерству геологии СССР разработать и представить в 2-месячный срок в ЦСУ СССР и Госснаб СССР на утверждение проекты форм и инструкции по проведению указанной инвентаризации.

ЦСУ СССР и Госснабу СССР в месячный срок по получении указанных проектов утвердить и направить министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик формы и инструкцию по проведению инвентаризации. Проведение указанной инвентаризации должно осуществляться объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, а обобщение ее материалов - соответствующими министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

Материалы инвентаризации направляются Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (по воздушному бассейну) и Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР (по водным ресурсам), а также Госснабу СССР (по твердым производственным отходам).

Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР и Госснабу СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик обобщить в первом полугодии 1981 года материалы инвентаризации по территориям союзных и автономных республик, краев, областей и по отраслям народного хозяйства (а по водным ресурсам - также по бассейнам рек) в целях использования этих материалов при разработке норм предельных выбросов загрязняющих веществ для предприятий, учреждений и организаций, ведении государственного водного кадастра, разработке территориальных комплексных схем охраны природы, а также при планировании переработки отходов производства и представить эти материалы в 1981 году в Госплан СССР и Министерство здравоохранения СССР;

обеспечить разработку в 1982 году по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами проектов норм предельных выбросов загрязняющих веществ для подведомственных предприятий, учреждений и организаций, и в первую очередь для действующих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зонах повышенного загрязнения природной среды, предусмотрев в этих проектах последовательное введение в действие указанных норм с учетом соблюдения установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в природной среде (имея в виду пересмотр этих норм в дальнейшем в сторону уменьшения вплоть до полного прекращения в перспективе выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду), и представить указанные проекты на утверждение в Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерство сельского хозяйства СССР и Министерство здравоохранения СССР.

Госстрою СССР внести изменения в действующие нормативные документы по проектированию и строительству, имея в виду, в частности, предусматривать в проектах и сметах на строительство и реконструкцию предприятий и сооружений раздел по охране окружающей природной среды с определением объема и качества отходов, не утилизируемых в производстве;

разработать и осуществить в сроки по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике и Госпланом СССР в городах и промышленных центрах по перечню, устанавливаемому Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР и Министерством здравоохранения СССР, комплекс мероприятий по внедрению на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях малоотходных технологических процессов, а также систем обезвреживания, переработки и очистки газообразных, жидких и твердых производственных и коммунально-бытовых отходов в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду до установленных норм.

8. Министерству химического и нефтяного машиностроения, Министерству химической промышленности, Министерству электротехнической промышленности, Министерству нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерству цветной металлургии СССР, Госстрою СССР, Государственному комитету по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Совету Министров РСФСР и Совету Министров Украинской ССР обеспечить в 1978-1982 годах разработку и освоение серийного производства оборудования и трубопроводной арматуры для систем водоснабжения и очистных сооружений канализации согласно приложению N 1.

9. Министерству энергетического машиностроения и Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения в соответствии с их специализацией обеспечить по техническим требованиям Министерства химического и нефтяного машиностроения и Госстроя СССР производство дымососов и вентиляторов для газоочистных и пылеулавливающих установок, включая изготовление их в специальном исполнении (взрывобезопасном и для работы в агрессивных средах).

10. Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерству химического и нефтяного машиностроения, Министерству химической промышленности, Министерству нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерству сельского хозяйства СССР, Министерству угольной промышленности СССР, Министерству целлюлозно-бумажной промышленности, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерству черной металлургии СССР, Министерству цветной металлургии СССР, Министерству энергетики и электрификации СССР, Госстрою СССР и Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды организовать в 1978-1983 годах разработку и освоение серийного производства приборов и средств автоматизации контроля за загрязнением окружающей природной среды для систем водоснабжения, очистных сооружений канализации, газоочистных и пылеулавливающих установок согласно приложению N 2.

Государственному комитету СССР по стандартам разработать и утвердить в IV квартале 1978 года по согласованию с Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления и другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР программу работ по созданию средств метрологического обеспечения (включая эталоны и аппаратуру высшей точности) контроля загрязнения атмосферы и поверхностных сточных вод.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»