Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 1988 года N 342

О совершенствовании управления лесным хозяйством и лесной промышленностью страны

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что коренное улучшение дел в лесном хозяйстве и лесной промышленности, осуществление решительных мер по сохранению и приумножению лесных богатств, значительному повышению эффективности лесоперерабатывающего производства имеют важное значение в реализации решений XXVII съезда КПСС по ускорению социально-экономического развития страны.

Лесное хозяйство и лесная промышленность страны, несмотря на огромные лесные ресурсы, все еще не обеспечивают потребностей народного хозяйства и населения в продукции лесной промышленности. Продолжает ухудшаться качество лесов, снижаются их природоохранные функции.

Сложившееся положение вызвано отставанием в развитии перерабатывающих отраслей лесной промышленности, низким организационным и технологическим уровнем лесопромышленного производства, и прежде всего в части глубокой переработки древесины. Значительная часть древесины теряется на лесных делянках, при транспортировке и переработке.

Крупные недостатки имеются в работе лесного хозяйства. Не обеспечивается своевременное восстановление лесов на вырубках, продолжается смена ценных хвойных пород лиственными, значительная часть лесных культур гибнет, велики потери от лесных пожаров.

Отстает от современных требований решение социальных вопросов, в результате чего сохраняется высокая текучесть кадров, лесное хозяйство и лесная промышленность постоянно испытывают острый недостаток в рабочих и специалистах.

Серьезным фактором, сдерживающим интенсификацию производства в лесном хозяйстве и лесной промышленности, формирование подлинно хозрасчетных отношений и хозяйского отношения к лесным богатствам, является сложившаяся система управления этими отраслями. Она усиливает ведомственный и местнический подходы, способствует укреплению потребительского отношения к лесу. Заготовка леса и его воспроизводство осуществляются разобщенно, не являются органически взаимоувязанным процессом.

Неэффективно осуществляется государственный контроль за состоянием и использованием лесных ресурсов.

Серьезные недостатки в планировании лесопромышленного производства и лесохозяйственной деятельности, распределении лесосечного фонда привели к недопустимому положению, когда эксплуатация лесов строится не на постоянной и долговременной основе, а на решении только стоящих сегодня задач. Все это снижает ответственность работников лесной промышленности за конечные результаты работы, использование лесов и их восстановление, приводит к распылению капитальных вложений, трудовых и материальных ресурсов.

Не получают развития оправдавшие себя на практике комплексные предприятия по воспроизводству лесов, заготовке и переработке древесины, которые имеют более высокие технико-экономические показатели работы, медленно внедряются новые методы хозяйствования, передовые формы организации труда. Большое количество предприятий работает убыточно.

Низкая эффективность использования лесных ресурсов связана также с крупными недостатками в работе Государственного комитета СССР по лесному хозяйству и Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР.

Все это требует осуществления решительных мер по коренной перестройке управления лесным хозяйством и лесной промышленностью.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что в перестройке управления лесным хозяйством и лесной промышленностью недопустим формальный подход, безынициативность партийных, советских и хозяйственных органов, предприятий и организаций. Перестройка всей системы управления должна органически сочетаться с возрастающей политической активностью народа, опираться на дальнейшее углубление демократизации в управлении экономикой и совершенствование общественных отношений.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:


1. Считать одной из важнейших государственных задач партийных, советских и хозяйственных органов, объединений и предприятий, трудовых коллективов лесного хозяйства и лесной промышленности сохранение и приумножение лесных богатств для нынешнего и будущих поколений людей, рачительное их использование на постоянной и долговременной основе, динамичное развитие лесной промышленности, удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в разнообразной лесной продукции. Осуществлять на практике опережающее развитие химической и химико-механической переработки древесного сырья, а также существенное снижение в кратчайшие сроки потерь древесины на всех стадиях заготовки, вывозки и переработки. Кардинальное повышение технического уровня производства, широкое внедрение безотходных и экологически чистых технологий должны стать нормой лесной промышленности. Повсеместно и постоянно заниматься ускоренным решением вопросов социального развития трудовых коллективов.

ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии, постоянным органам Совета Министров СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, партийным, советским и хозяйственным органам рассматривать перестройку управления лесным хозяйством и лесной промышленностью как один из главных факторов повышения эффективности хозяйствования в этих отраслях. Широко развернуть массово-политическую и организаторскую работу в трудовых коллективах, учебных заведениях, среди населения по воспитанию бережного отношения к лесу как источнику оздоровления окружающей среды, общественному достоянию.

Организация управления лесным хозяйством и лесной промышленностью


2. В основу мер по совершенствованию управления лесным хозяйством и лесной промышленностью должны быть положены принципы, отвечающие ленинской идее об использовании лесов как важнейшего общенационального богатства и новым требованиям радикальной реформы хозяйственного механизма, и в частности:

неделимость государственного лесного фонда, базирующаяся на общенародной собственности на леса и их общегосударственном экологическом, экономическом и социальном значении;

четкое разделение функций распоряжения единым государственным лесным фондом страны и функций его хозяйственного использования;

непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом на основе создания постоянно действующих комплексных лесных предприятий;

эффективное сочетание отраслевых и территориальных форм управления лесным хозяйством и лесной промышленностью, усиление роли Советов народных депутатов в обеспечении рачительного использования лесных богатств;

ведущая роль экономических форм и методов в управлении лесным хозяйством и лесной промышленностью, широкое применение аренды и платности за лесные ресурсы;

дифференцированный подход к организации управления лесным хозяйством и лесной промышленностью в союзных республиках в зависимости от наличия лесных ресурсов, масштабов заготовки и переработки древесины, лесовосстановительных и других лесохозяйственных работ.

3. Установить, что постоянно действующие комплексные лесные предприятия (объединения), создаваемые на базе лесохозяйственных и лесопромышленных предприятий (лесхозов, леспромхозов, лесокомбинатов и др.), должны стать основным звеном в лесном хозяйстве и лесной промышленности страны, на которые возлагается выполнение всего объема работ по воспроизводству, охране, защите лесов, заготовке и переработке древесины.

Предприятия (объединения) на территориях, где осуществляется промышленная заготовка леса, выполняют в предоставленном им в долгосрочное пользование на условиях аренды лесном фонде весь комплекс лесохозяйственных работ, заготовку и переработку древесины, сбор пищевого и технического сырья, несут ответственность за рациональное использование лесов в интересах народного хозяйства и населения.

В районах, где промышленная заготовка леса не осуществляется или ведется в незначительных объемах, комплексные лесные предприятия должны осуществлять преимущественно лесохозяйственные работы, охрану и защиту лесов, воспроизводство лесного фонда и другую лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность.

4. В целях осуществления задач по коренной перестройке управления лесным хозяйством и лесной промышленностью, повышения действенности контроля за использованием лесных ресурсов, повышения эффективности производства и перехода на новые экономические методы хозяйствования, упразднения излишних звеньев управления признать необходимым образовать союзно-республиканский Государственный комитет СССР по лесу (Госкомлес СССР) на базе Государственного комитета СССР по лесному хозяйству и союзно-республиканское Министерство лесной промышленности СССР (Минлеспром СССР) на базе Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР.

Внести в Президиум Верховного Совета СССР проект Указа "О совершенствовании управления лесным хозяйством и лесной промышленностью".

5. Установить, что Государственный комитет СССР по лесу является центральным органом, осуществляющим управление единым государственным лесным фондом СССР, проводит научно-техническую политику в области ведения лесного хозяйства в стране и использования лесных ресурсов, осуществляет контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.

Возложить на Государственный комитет СССР по лесу выполнение следующих основных функций:

участие в разработке долгосрочных концепций, основных направлений и государственных пятилетних планов экономического и социального развития по вопросам лесного хозяйства и определение совместно с Госпланом СССР государственных заказов союзным республикам на выполнение работ по лесовосстановлению, защитному лесоразведению, уходу за лесом, его охране и защите, а также лимитов лесосечного фонда;

определение с участием Государственного комитета СССР по охране природы, Министерства лесной промышленности СССР и Советов Министров союзных республик расчетной лесосеки на долговременной основе по областям, краям и республикам и утверждение ее по согласованию с Госпланом СССР. В связи с этим в пункте 7 (абзац восьмой) постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года N 32 исключить слова: "утверждение расчетной лесосеки";

разработку единых для страны систем государственного учета лесов и ведения государственного лесного кадастра, руководство их осуществлением;

проведение лесоустройства, уточнение лесосырьевых и других лесных ресурсов, закрепление в установленном порядке лесосырьевых и потребительских баз, а также их учет и анализ состояния;

организацию селекционного семеноводства и лесопатологического надзора за состоянием лесов, учета и прогнозирования очагов вредителей и болезней, разработку мероприятий по защите лесов;

разработку долгосрочных программ по ведению лесного хозяйства и расширенному воспроизводству лесов, а также мероприятий по усилению водоохранных, поле- и почвозащитных, санитарных и других функций леса, более широкое использование древесины лиственных пород;

разработку и установление возрастов рубок, основных положений, правил и наставлений по вопросам лесопользования, лесовосстановления, охраны лесов от пожаров и вредителей леса и утверждение других лесохозяйственных и экономических нормативов, обязательных для всех министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик;

утверждение по согласованию с Советами Министров союзных республик деления лесов на группы и категории защитности, а также перевод их из одной группы в другую;

руководство научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими организациями союзного подчинения, а также соответствующими сферами деятельности через союзно-республиканские органы лесного хозяйства;

осуществление международного научно-технического и экономического сотрудничества в области лесного хозяйства.

6. Установить, что Министерство лесной промышленности СССР является органом государственного управления лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленностью страны и обязано в новых условиях хозяйствования обеспечить наряду с Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР, занимающимися лесозаготовками и переработкой древесины, удовлетворение потребностей народного хозяйства в лесопродукции, увеличение производства товаров народного потребления и оказания платных услуг населению, воспроизводство и защиту лесного фонда, закрепленного и переданного ему в аренду.

7. Сосредоточить в ведении союзных республик решение вопросов по охране, защите и воспроизводству лесов, планированию развития лесного хозяйства на территории республик, за исключением лесного фонда, закрепленного и переданного в аренду Министерству лесной промышленности СССР.

ЦК компартий и Советам Министров союзных республик совместно с Государственным комитетом СССР по лесу и Министерством лесной промышленности СССР определить структуру управления лесным хозяйством и лесной промышленностью на территории союзных республик.

При совершенствовании управления лесным хозяйством и лесной промышленностью союзных республик исходить из необходимости сокращения аппарата управления и создания, где это целесообразно, единого органа управления лесным хозяйством и лесной промышленностью.

Принять предложения союзных республик:

по лесному хозяйству

о сохранении в РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Казахской ССР и Литовской ССР союзно-республиканских министерств лесного хозяйства, а в Грузинской ССР и Эстонской ССР - союзно-республиканских комитетов охраны природы и лесного хозяйства;

о создании в Узбекской ССР, Азербайджанской ССР, Молдавской ССР, Латвийской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Армянской ССР и Туркменской ССР производственных лесохозяйственных объединений, упразднив существующие органы управления лесным хозяйством;

по лесной промышленности

об образовании союзно-республиканских министерств лесной промышленности в Украинской ССР, Белорусской ССР и Литовской ССР, производственных объединений - в Грузинской ССР, Молдавской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР.

Министерству лесной промышленности СССР совместно с Советом Министров Узбекской ССР, Советом Министров Казахской ССР, Советом Министров Азербайджанской ССР, Советом Министров Киргизской ССР, Советом Министров Таджикской ССР, Советом Министров Туркменской ССР и Советом Министров Армянской ССР в месячный срок рассмотреть в установленном порядке целесообразность передачи мебельных и деревообрабатывающих предприятий из ведения Министерства лесной промышленности СССР в ведение Советов Министров указанных союзных республик.

8. Учитывая большое разнообразие природно-экономических условий РСФСР, возложить на союзно-республиканское Министерство лесного хозяйства РСФСР проведение всего комплекса работ по лесному хозяйству, защитному лесоразведению, заготовке и переработке древесины в малолесной зоне.

В многолесной зоне РСФСР весь комплекс указанных работ возложить на предприятия Министерства лесной промышленности СССР и лесхозы Министерства лесного хозяйства РСФСР, на территории которых не работают лесозаготовительные предприятия Министерства лесной промышленности СССР.

Лесозаготовительные предприятия Министерства лесной промышленности СССР, расположенные в многолесной зоне РСФСР по перечню краев, областей и автономных республик согласно приложению, преобразовать в постоянно действующие комплексные лесные предприятия и передать им в установленном порядке из ведения Министерства лесного хозяйства РСФСР соответствующие лесохозяйственные предприятия с объемами лесохозяйственных и промышленных работ.

9. Государственному комитету СССР по лесу с участием Совета Министров РСФСР, Советов Министров других союзных республик, в которых осуществляется деятельность лесопромышленных предприятий Министерства лесной промышленности СССР, определить совместно с указанным Министерством конкретный состав и границы лесного фонда, передаваемого на условиях долгосрочной аренды лесопромышленным объединениям и предприятиям, расположенным на территориях соответствующих союзных республик.

10. Для дальнейшего повышения концентрации, более эффективного использования сложившихся территориальных связей в развитии производства и решении социальных вопросов, создания экономических и организационных условий для перевода предприятий и организаций лесной промышленности и лесного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в областях, краях и автономных республиках с учетом региональных особенностей образуются территориальные производственные, научно-производственные объединения (лесопромышленные комплексы) по ведению лесного хозяйства и лесопромышленного производства. В многолесных областях, краях и автономных республиках РСФСР образуются также управления лесного хозяйства в основном с контрольными функциями с одновременным подчинением Минлесхозу РСФСР.

11. Считать основными задачами союзно-республиканских органов управления лесным хозяйством союзных республик:

выполнение мероприятий по ведению лесного хозяйства, включая меры по обеспечению рационального использования лесов, их восстановлению, созданию высокопродуктивных насаждений, заготовке древесины и ее переработке, а также по охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней;

ведение лесосеменного дела и питомнического хозяйства на селекционной основе, выявление и сохранение генофонда и реликтовых насаждений;

ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра на территории республик;

обеспечение лесосечным фондом лесозаготовительных предприятий и объединений;

заготовку и производство пищевых продуктов леса, лекарственного сырья, использование пастбищных, сенокосных и других угодий, расположенных на землях государственного лесного фонда, для сельскохозяйственного производства;

защитное лесоразведение, облесение пастбищ в пустынных и полупустынных районах страны;

организацию ведения охотничьего хозяйства (кроме РСФСР, Литовской ССР, Азербайджанской ССР и Казахской ССР);

рациональное использование земель государственного лесного фонда в целях повышения отдачи от каждого гектара лесной площади и эффективности лесохозяйственного производства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»