ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 1973 года N 523

О мерах по ускорению развития производства и повышению технического уровня средств механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ в промышленности, строительстве и на транспорте


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что одним из важнейших условий успешного выполнения поставленных XXIV съездом КПСС задач по повышению производительности труда и эффективности производства является ускоренное развитие механизации и автоматизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ в промышленности, строительстве и на транспорте.

Однако объем производства средств механизации и автоматизации указанных работ в настоящее время не обеспечивает потребностей народного хозяйства. В недостаточном количестве производятся такие прогрессивные виды машин и оборудования, как конвейеры и погрузчики различных типов, контейнерные краны, перегружатели, трубоукладчики, складская техника. До настоящего времени не налажено производство большегрузных контейнеров и автобетоновозов.

Имеются серьезные недостатки в работе научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций по созданию указанных средств механизации.

В целях ускорения развития производства и повышения технического уровня средств механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ в промышленности, строительстве и на транспорте Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Возложить на Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерство электротехнической промышленности и Министерство автомобильной промышленности функции головных министерств по созданию и производству основных видов машин и оборудования для механизации и автоматизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ в промышленности, строительстве и на транспорте согласно приложению N 1.

Установить, что головные министерства несут ответственность за состояние и развитие производства соответствующих видов машин и оборудования для механизации и автоматизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ и удовлетворение потребностей в них народного хозяйства, за проведение единой технической политики в области разработки основных параметров и типовых конструкций указанных машин и оборудования, а также за технический уровень выпускаемых машин и оборудования.

Указания головного министерства по вопросам повышения технического уровня, унификации и типизации этих машин и оборудования являются обязательными для всех предприятий и организаций (независимо от их ведомственной подчиненности), участвующих в создании и производстве их.

2. Обязать Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерство электротехнической промышленности, Министерство автомобильной промышленности, Совет Министров РСФСР, Совет Министров Украинской ССР и другие министерства СССР, участвующие в создании и производстве основных видов машин и оборудования для механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, довести выпуск этих видов машин и оборудования в 1975 и 1980 годах до объемов согласно приложению N 2.

Госплану СССР, соответствующим министерствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в планах на 1974-1975 и 1976-1980 годы задания по производству указанных машин и оборудования, а также по созданию необходимых для этой цели производственных мощностей.

3. Обязать головные министерства по созданию и производству основных видов машин и оборудования для механизации и автоматизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, а также Министерство химического и нефтяного машиностроения, Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов и Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР в 3-месячный срок разработать и осуществить мероприятия по увеличению в 1974-1975 годах в 1,7-2 раза по сравнению с 1970 годом объема производства указанных машин и оборудования по номенклатуре, планируемой этими министерствами.

4. Обязать Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерство электротехнической промышленности, Министерство автомобильной промышленности, Министерство химического и нефтяного машиностроения, Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерство радиопромышленности, Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, Министерство лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР, Министерство внутренних дел СССР и Совет Министров РСФСР обеспечить создание и освоение серийного производства новых машин и оборудования для механизации и автоматизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, комплектующих изделий к этим машинам и оборудованию, а также снятие с производства устаревших машин и оборудования согласно приложению N 3.

Госплану СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике, соответствующим министерствам СССР и Совету Министров РСФСР предусматривать в планах задания по созданию и освоению серийного производства указанных машин и оборудования, а также комплектующих изделий к ним.

5. Обязать Министерство черной металлургии СССР, Министерство цветной металлургии СССР, Министерство химической промышленности, Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерство электронной промышленности, Министерство электротехнической промышленности, Министерство радиопромышленности, Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерство автомобильной промышленности, Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР и Министерство оборонной промышленности обеспечить освоение производства и поставку новых комплектующих изделий и материалов, необходимых для выпуска предусмотренных настоящим постановлением машин и оборудования для механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, по техническим условиям, в количестве и в сроки по согласованию с министерствами - изготовителями соответствующих машин и оборудования.

6. Поручить Госплану СССР, Госснабу СССР, Госстрою СССР и Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения рассмотреть вопрос о создании мощностей по производству автобетоновозов на базе мощных автомобилей и представить в Совет Министров СССР с проектом плана на 1974 год соответствующие предложения, имея в виду обеспечить выпуск первой промышленной серии этих автобетоновозов в 1975 году.

7. Обязать Госплан СССР и Госснаб СССР совместно с соответствующими министерствами предусматривать начиная с 1975 года в годовых планах изготовление и поставку предприятиям Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения и Министерства химического и нефтяного машиностроения большегрузных автомобилей, автотягачей и промышленных тракторов, необходимых для выпуска крупных самоходных транспортных и грузоподъемных машин, и в частности трубоукладчиков и автобетоновозов, в количестве и в сроки по согласованию с этими министерствами.

8. В целях более полного обеспечения потребности сельского хозяйства в специализированных средствах механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ поручить Госплану СССР рассмотреть с участием Госснаба СССР, Министерства сельского хозяйства СССР и Союзсельхозтехники вопрос о создании и развитии производства указанных средств механизации в 1974-1975 годах и на период до 1980 года и представить в 3-месячный срок в ЦК КПСС и Совет Министров СССР соответствующие предложения.

9. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик:

а) обеспечить разработку и осуществление мероприятий:

по дальнейшему сокращению в ближайшие годы тяжелого ручного труда рабочих на подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работах, и в первую очередь на работах, где заняты женщины;

по улучшению организации в 1973-1975 годах грузопотоков на подведомственных предприятиях по всему производственному циклу, включая операции контроля и упаковки продукции, погрузочно-разгрузочные и складские работы;

б) предусматривать начиная с 1974 года при проектировании новых и расширении действующих предприятий, станционных и портовых складов и снабженческих баз комплексную механизацию и автоматизацию основных и вспомогательных процессов производства в промышленности, строительстве и на транспорте, включая операции контроля, упаковки и складирования продукции, с обязательным применением контейнерных и пакетных перевозок;

в) обеспечить разработку и утверждение в 1973 году нормативов производственных площадей механизированных складов подведомственных предприятий, исходя из наиболее экономичных схем транспортных грузопотоков.

10. Возложить на Госснаб СССР осуществление единой технической политики в области разработки передовой технологии складских работ в промышленности, строительстве и на транспорте, включая разработку типовой нормативной и учетной документации для складского хозяйства, а также координацию работы в этой области.

Поручить Госснабу СССР определить с участием заинтересованных министерств и ведомств головные проектно-технологические организации для выполнения указанных работ.

11. Обязать Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерство электротехнической промышленности, Министерство автомобильной промышленности, Министерство путей сообщения, Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерство промышленного строительства СССР, Министерство строительства СССР, Министерство сельского строительства СССР, Министерство транспортного строительства, Главмоспромстрой при Мосгорисполкоме, Главмособлстрой при Мособлисполкоме, Главленинградстрой при Ленгорисполкоме и Главташкентстрой Совета Министров Узбекской ССР обеспечить ввод в действие в 1974-1980 годах мощностей по производству средств механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, а также комплектующих изделий для этих средств на действующих и строящихся предприятиях и в организациях согласно приложению N 4.

Госплану СССР предусматривать в проектах народнохозяйственных планов на 1974-1975 годы увеличение для указанной цели Министерству тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, Министерству электротехнической промышленности и Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения капитальных вложений согласно приложению N 5 за счет перераспределения капитальных вложений по отраслям народного хозяйства.

12. Принять предложение Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, согласованное с Госпланом СССР, Госстроем СССР и Министерством строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, о строительстве на Абаканском вагоностроительном заводе цеха по выпуску большегрузных контейнеров вместо создания мощностей по производству этих контейнеров на Гороховецком заводе подъемно-транспортного оборудования, как это предусмотрено постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1971 года N 645.

Обязать Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения и Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии СССР обеспечить ввод в действие на Абаканском вагоностроительном заводе в 1975 году первой очереди указанного цеха мощностью по выпуску 16 тыс. большегрузных контейнеров в год и в 1977 году второй очереди цеха мощностью по выпуску 24 тыс. таких контейнеров в год.

13. Обязать Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, Министерство автомобильной промышленности, Министерство судостроительной промышленности, Министерство авиационной промышленности, Министерство гражданской авиации, Министерство оборонной промышленности, Министерство путей сообщения, Министерство морского флота и Министерство речного флота РСФСР обеспечить при проектировании грузового подвижного состава взаимную увязку конструкций грузовых вагонов, судов, автомобилей, самолетов и вертолетов с конструкциями современных средств механизации и автоматизации, применяемых при их загрузке и разгрузке.

14. Обязать Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерство электротехнической промышленности и Министерство автомобильной промышленности обеспечить разработку в 1973-1974 годах, а Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР - утверждение государственных стандартов, устанавливающих основные параметры и размеры машин и оборудования для механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, а также единые технические требования на изготовление и испытание указанных машин и оборудования.

15. Поручить Министерству тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерству электротехнической промышленности и Министерству автомобильной промышленности разработать и по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике и Госпланом СССР утвердить в 1973 году основные направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию соответствующих новых видов высокопроизводительных средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ в промышленности, строительстве и на транспорте на период до 1980 года, а также перечень головных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-технологических организаций по созданию указанных средств механизации.

16. Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике совместно с соответствующими головными министерствами разработать и осуществить в 1973 году мероприятия по дальнейшему развитию и укреплению научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, ведущих разработку машин и оборудования для механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, а также по повышению эффективности работы этих организаций и более рациональному использованию работающих в них специалистов.

17. Разрешить, в виде исключения, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения организовать в 1973 году в Московской области Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро по проектированию оборудования пневматического транспорта.

18. Обязать Госплан СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности и Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления в 6-месячный срок разработать с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР и представить в Совет Министров СССР предложения об организации производства автоматических манипуляторов с программным управлением (промышленных роботов).

19. ЦСУ СССР принять меры к улучшению системы учета показателей механизации основных и вспомогательных работ в народном хозяйстве, в том числе подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, а также показателей использования парка подъемно-транспортного и складского оборудования.

20. Министерству внешней торговли провести переговоры и при достижении договоренности закупить в 1974-1975 годах в социалистических странах для предприятий Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, Министерства автомобильной промышленности и Министерства электротехнической промышленности металлообрабатывающее оборудование (в счет объемов закупок соответствующих видов оборудования, предусмотренных долгосрочными соглашениями) согласно приложению N 6.

21. Обязать ЦК компартий и Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии повысить ответственность руководителей предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и строек за выполнение возложенных на них в соответствии с настоящим постановлением заданий, установить строгий контроль за выполнением мероприятий по своевременной разработке, организации производства и внедрению высокоэффективных средств механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, по вводу в действие новых производственных мощностей по выпуску указанных средств механизации для решения одной из важнейших социально-экономических задач по освобождению рабочих от тяжелого ручного труда.


Секретарь
Центрального Комитета КПСС
Л.Брежнев

Председатель
Совета Министров СССР
А.Косыгин


Приложение N 1
к постановлению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 27 июля 1973 года N 523

      
Перечень основных видов машин и оборудования для механизации и автоматизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, функции головных министерств по созданию и производству которых возложены на Минтяжмаш, Минстройдормаш, Минэлектротехпром и Минавтопром

     

Минтяжмаш

Краны мостовые электрические, включая специальные

Краны металлургические

Краны козловые электрические, включая контейнерные и специальные

Перегружатели мостовые для руды и угля

Краны портальные

Краны на железнодорожном ходу

Легкие грузоподъемные средства:

краны мостовые электрические однобалочные опорные и подвесные

краны консольные

тележки подвесные однорельсовые

тали электрические

краны мостовые и подвесные ручные

Оборудование непрерывного транспорта:

конвейеры ленточные стационарные общего назначения

конвейеры цепные (подвесные грузонесущие и толкающие, тележечные литейные, пластинчатые и скребковые)

элеваторы общего назначения

эскалаторы и пассажирские конвейеры

конвейеры вибрационные

конвейеры винтовые общего назначения

Оборудование подвесных канатных дорог (пассажирских и грузовых)

Оборудование подвесных однорельсовых дорог, в том числе с автоматическим адресованием грузов

Оборудование для комплексной механизации и автоматизации производственных процессов на складах тарно-штучных грузов:

краны-штабелеры различных типов и загрузочные устройства к ним

стеллажи складов, обслуживаемых кранами-штабелерами, в том числе для длинномерных грузов

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»