ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 1985 года N 889

О мерах по дальнейшему улучшению технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, и увеличению производства запасных частей к этим автомобилям

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в целях удовлетворения потребностей граждан в техническом обслуживании и ремонте принадлежащих им легковых автомобилей, количество которых составляет около 12 млн. штук, в стране осуществляются мероприятия по развитию сети предприятий по техническому обслуживанию и ремонту этих автомобилей и увеличению выпуска запасных частей к ним.

В последние годы число предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей увеличилось, и в настоящее время в стране имеется около 2,5 тыс. таких предприятий. Стоимость основных производственных фондов предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, достигла 1 млрд. рублей. Увеличился объем производства запасных частей, а также реализации услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей.

Вместе с тем достигнутый уровень технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей не отвечает возросшим запросам граждан. Потребность в этих видах услуг удовлетворяется только на 60 процентов.

В работе многих предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, имеются существенные недостатки: некачественное выполнение работ, нарушение установленных сроков исполнения заказов, завышение стоимости работ, неполное выполнение оплаченных услуг, низкая культура обслуживания, нарушение трудовой дисциплины, хищения, низкая производительность труда, применение устаревших методов производства работ, медленное внедрение новых видов услуг. Особенно неблагополучное положение сложилось с обеспечением автомобилей запасными частями.

Недостаточно развита сеть предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в сельской местности и на автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения.

В результате этого граждане в ряде случаев вынуждены обращаться за помощью к частным лицам.

Руководители многих предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей свыклись с имеющимися недостатками в работе, не дают принципиальной, партийной оценки создавшегося положения и не принимают эффективных мер к повышению личной ответственности работников за порученное дело, укреплению трудовой дисциплины и обеспечению должного порядка на производстве.

Партийные, профсоюзные и комсомольские организации предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей не проявляют настойчивости в искоренении негативных явлений и повышении уровня политико-воспитательной работы в трудовых коллективах.

Министерство автомобильной промышленности, Советы Министров ряда союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов народных депутатов слабо контролируют работу предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей.

Министерство автомобильной промышленности, Министерство оборонной промышленности, Министерство авиационной промышленности, Министерство машиностроения, Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерство электротехнической промышленности, Министерство химической промышленности и Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР недостаточно уделяют внимания вопросам развития мощностей по производству запасных частей к легковым автомобилям, принадлежащим гражданам.

Организационная структура управления предприятиями этой важной сферы услуг, оказываемых населению, требует дальнейшего совершенствования.

Исходя из поставленных XXVI съездом КПСС и последующими Пленумами ЦК КПСС задач по дальнейшему повышению благосостояния советских людей и в целях удовлетворения потребностей граждан в техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, а также в запасных частях к ним, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии, Министерство автомобильной промышленности, Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов обеспечить:

разработку и осуществление мероприятий по устранению недостатков в техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, отмеченных в настоящем постановлении, обратив при этом особое внимание на необходимость коренного улучшения организаторской и политико-воспитательной работы на предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, которая должна быть направлена на укрепление трудовой и производственной дисциплины, устранение потерь рабочего времени, улучшение качества и культуры обслуживания, повышение персональной ответственности работников за порученное дело;

усиление внимания к вопросам развития сети предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и укрепления материально-технической базы этой важной сферы бытового обслуживания населения;

увеличение производства запасных частей, упорядочение их распределения, а также реализацию запасных частей населению как при оказании услуг на станциях по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, так и через розничную торговую сеть;

внедрение на предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания, совершенствование режима работы этих предприятий с тем, чтобы он был наиболее удобен для населения, повышение эффективности производства работ по ремонту легковых автомобилей;

развитие и совершенствование фирменной торговли легковыми автомобилями и запасными частями к ним;

расширение научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических работ, направленных на совершенствование технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей;

усиление контроля за подбором и расстановкой кадров, а также за сохранностью социалистической собственности на предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и в центрах запасных частей;

улучшение организации подготовки и повышения квалификации рабочих и инженерно-технических работников предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, обратив особое внимание на необходимость повышения их профессионального и культурного уровня;

осуществление необходимых мер по сокращению текучести рабочих кадров, более полному удовлетворению потребности работников предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей в жилье и детских учреждениях, а также по совершенствованию в установленном порядке оплаты труда работников предприятий, имея в виду поставить ее в прямую зависимость от сроков выполнения и качества работ.

ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии принять меры к обеспечению координации деятельности органов народного контроля, правоохранительных органов и общественных организаций по пресечению бесхозяйственности, расточительства, хищений социалистической собственности и других негативных явлений на предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.

2. Министерству автомобильной промышленности, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Литовской ССР и Совету Министров Эстонской ССР обеспечить в 1986-1990 годах строительство и ввод в действие станций по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, согласно приложению N 1.

Министерству монтажных и специальных строительных работ СССР обеспечить в 1986-1990 годах изготовление и поставку в установленном порядке Министерству автомобильной промышленности, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Литовской ССР и Совету Министров Эстонской ССР (по согласованной спецификации) металлоконструкций для строительства станций по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, предусмотренных в приложении N 1 к настоящему постановлению, а также выполнение в районах деятельности подведомственных организаций монтажных работ на строительстве этих станций в объемах, определяемых по согласованию с Министерством автомобильной промышленности и Советами Министров указанных союзных республик.

3. Министерству автомобильной промышленности, Государственному комитету СССР по обеспечению нефтепродуктами, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Литовской ССР, Совету Министров Эстонской ССР и Мосгорисполкому обеспечить в 1986-1990 годах выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в объеме согласно приложению N 2.

Государственному комитету СССР по обеспечению нефтепродуктами совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР разработать и осуществить в 1986-1990 годах мероприятия по созданию на автозаправочных станциях постов по техническому обслуживанию и мойке легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в количестве, необходимом для выполнения заданий, предусмотренных этому Комитету в указанном приложении.

По вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить предложения в Совет Министров СССР.

4. Госплану СССР предусмотреть в проекте Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы выделение Министерству автомобильной промышленности (отдельной строкой), Министерству машиностроения, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Литовской ССР, Совету Министров Эстонской ССР и Мосгорисполкому лимитов капитальных вложений на развитие производственных мощностей станций по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, и на строительство центров запасных частей к этим автомобилям согласно приложению N 3.

5. Министерству автомобильной промышленности, Министерству оборонной промышленности, Министерству авиационной промышленности, Министерству машиностроения и Министерству общего машиностроения обеспечить в 1986-1990 годах производство деталей, узлов (запасных частей) и восстановление изношенных деталей, узлов и агрегатов к легковым автомобилям, принадлежащим гражданам, согласно приложениям N 4 и 5.

6. Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности и Министерству электротехнической промышленности обеспечить в 1986-1990 годах изготовление и поставку Министерству автомобильной промышленности (по согласованной с ним номенклатуре) специального и универсального металлорежущего оборудования в количествах, необходимых для выполнения заданий, предусмотренных в приложениях N 4 и 5 к настоящему постановлению.

7. Министерству нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерству электротехнической промышленности, Министерству химической промышленности, Министерству лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Министерству тяжелого и транспортного машиностроения, Министерству энергетического машиностроения и Министерству общего машиностроения обеспечить в 1986-1990 годах производство (по номенклатуре, согласованной с Министерством автомобильной промышленности) запасных частей к легковым автомобилям, принадлежащим гражданам, в качестве товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения согласно приложениям N 6 и 7.

8. Министерству электротехнической промышленности, Министерству химической промышленности и Министерству нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР обеспечить в 1986-1990 годах производство и поставку для рыночного фонда аккумуляторных батарей, материалов, автомобильных шин и запасных частей, необходимых для технического обслуживания, ремонта и эксплуатации легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в объемах согласно приложению N 8.

Госплану СССР и Госснабу СССР предусматривать в планах на эти годы выделение рыночных фондов на аккумуляторные батареи, материалы, автомобильные шины и запасные части по распределяемой ими номенклатуре в объемах, предусмотренных в указанном приложении.

9. Разрешить Министерству автомобильной промышленности, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Литовской ССР, Совету Министров Эстонской ССР и Мосгорисполкому направлять на финансирование строительно-монтажных работ по реконструкции и расширению действующих предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, и складов запасных частей сверх лимита капитальных вложений средства, предназначенные на капитальный ремонт.

10. Госплану СССР и Госснабу СССР предусматривать в проектах планов на 1986-1990 годы выделение Министерству автомобильной промышленности, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Литовской ССР, Совету Министров Эстонской ССР и Мосгорисполкому важнейших видов строительных материалов, оборудования (в том числе гаражного, вентиляционного и санитарно-технического), трансформаторных подстанций, электрошкафов и щитов управления для строительства, реконструкции и расширения предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, выполняемых за счет кредитов Стройбанка СССР и Госбанка СССР, а также для расширения и реконструкции нежилых зданий, осуществляемых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт, с целью приспособления их под станции по техническому обслуживанию и склады запасных частей.

11. Министерству связи СССР обеспечить в 1985-1990 годах включение в коммутируемую сеть АТ-50 ПД-200 подведомственных Министерству автомобильной промышленности предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, и центров запасных частей к этим автомобилям.

Министерству автомобильной промышленности согласовать с Министерством связи СССР перечень и местонахождение указанных предприятий.

12. Министерству автомобильной промышленности разработать и утвердить в 1985 году совместно с Министерством юстиции СССР, Министерством внутренних дел СССР, Министерством финансов СССР и Государственным комитетом СССР по ценам Положение о порядке приобретения у граждан легковых автомобилей, пришедших в негодность, сдачи этих автомобилей предприятиям по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и приобретения гражданами в первоочередном порядке новых автомобилей с зачетом стоимости сданных автомобилей.

Государственному комитету СССР по ценам пересмотреть в 1986 году розничные цены на дефицитные запасные части к легковым автомобилям, принадлежащим гражданам (в том числе на запасные части, изготавливаемые на неспециализированных предприятиях), и розничные цены на запасные части к снятым с производства легковым автомобилям по номенклатуре, представленной Министерством автомобильной промышленности и согласованной с Министерством торговли СССР.

13. Советам Министров союзных республик обеспечить:

совместно с Министерством автомобильной промышленности организацию начиная с 1986 года технического обслуживания легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в кооперативных гаражах и на открытых автостоянках с количеством 50 автомобилей и более;

отвод в 1985-1990 годах по согласованию с Министерством автомобильной промышленности земельных участков под строительство областных, краевых и республиканских центров запасных частей Волжского объединения по производству легковых автомобилей (АвтоВАЗ), производственных объединений "АвтоЗАЗ" и "Москвич" в местах, имеющих благоустроенные подъезды и дороги, сети водопровода, канализации, тепло- и электроснабжения;

рассмотрение предложений Министерства автомобильной промышленности и передачу в 1985-1990 годах на баланс указанных производственных объединений неиспользуемых нежилых помещений для организации в них центров запасных частей.

14. Госплану СССР и Госснабу СССР предусматривать в проектах планов на 1986-1990 годы выделение Министерству автомобильной промышленности, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Литовской ССР, Совету Министров Эстонской ССР и Мосгорисполкому транспортных средств, строительных механизмов и передвижных вагонов-домов согласно приложению N 9 для организации доставки запасных частей, оказания технической помощи индивидуальным владельцам легковых автомобилей, а также для строительства предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.

15. Для расширения научно-исследовательских работ по совершенствованию технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, принять предложение Министерства автомобильной промышленности, согласованное с Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике, об увеличении в 1985 году этому Министерству лимита численности работников науки и научного обслуживания по г.Москве на 30 человек с соответствующим увеличением фонда заработной платы (в пределах численности и фонда заработной платы работников аппарата управления всесоюзных промышленных объединений Министерства автомобильной промышленности, расположенных в г.Москве).

16. Министерству внешней торговли провести с участием Министерства автомобильной промышленности переговоры:

а) с внешнеторговыми организациями социалистических стран и при достижении договоренности закупить в этих странах с поставкой в 1986-1990 годах:

Министерству автомобильной промышленности, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Литовской ССР, Совету Министров Эстонской ССР и Мосгорисполкому 250 комплектных станций по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей согласно приложению N 10, с расчетом по товарообороту;

Министерству автомобильной промышленности и Мосгорисполкому складские помещения (в комплекте с внутрискладским оборудованием и системами управления) общей площадью соответственно 150 и 15 тыс.кв. метров;

Министерству автомобильной промышленности, Госснабу СССР и Государственному комитету СССР по обеспечению нефтепродуктами технологическое и гаражное оборудование, специальный инструмент и средства вычислительной техники (по согласованной спецификации) на общую сумму до 114 млн. рублей согласно приложению N 11 и детали к легковым автомобилям в качестве запасных частей с поставкой в 1986-1987 годах согласно приложению N 12;

б) секретно;

в) секретно.

17. Стройбанку СССР предоставлять в 1986-1990 годах предприятиям и организациям по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, Министерства автомобильной промышленности, Министерства автомобильного транспорта РСФСР, Министерства бытового обслуживания населения Узбекской ССР, Министерства бытового обслуживания населения Литовской ССР, Министерства бытового обслуживания Эстонской ССР и Мосгорисполкома для строительства станций, предусмотренных в приложении N 10 к настоящему постановлению, кредиты на срок 8 лет.

Разрешить Министерству автомобильной промышленности, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Литовской ССР, Совету Министров Эстонской ССР и Мосгорисполкому осуществить в 1986-1990 годах сверх лимитов государственных капитальных вложений строительство хозяйственным способом указанных станций.

18. Министерству автомобильной промышленности разработать и представить в 6-месячный срок в Совет Министров СССР согласованные с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР предложения об образовании на предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, фонда на возмещение потерь от уценки запасных частей, частично утративших свое первоначальное качество.

19. Министерству автомобильной промышленности и Госплану СССР провести с участием Советов Министров союзных республик и заинтересованных министерств и ведомств анализ сложившейся в стране структуры управления системой предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, разработать предложения по дальнейшему совершенствованию этой структуры и представить их в 3-месячный срок в Совет Министров СССР.

20. Редакциям центральных и республиканских газет и журналов, Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию освещать работу предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, более квалифицированно показывать их деятельность, активно пропагандировать опыт передовых коллективов и лучших работников, способствовать повышению общественного престижа профессий работников автотехобслуживания, полнее отражать деятельность партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских организаций по развитию технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, повышению качества исполнения заказов и культуры обслуживания трудящихся.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»