Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 1962 года N 847

О дальнейшем улучшении бытового обслуживания населения

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Программа КПСС поставила в качестве одной из важнейших задач коммунистического строительства обеспечение коренного улучшения благоустройства быта советских людей с тем, чтобы в ближайшие годы полностью удовлетворить нужды населения в бытовом обслуживании.

Хорошо устроенный быт, высокая культура обслуживания, полное удовлетворение бытовых запросов трудящихся способствуют дальнейшему повышению производительности труда, более рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов страны, созданию обилия материальных и культурных благ для трудящихся и благоприятных условий для коммунистического воспитания людей.

За последние годы в результате мер, принятых Коммунистической партией и Советским правительством, бытовое обслуживание населения нашей страны заметно улучшилось. Объем работ в этой области за последние три года возрос примерно в полтора раза. Вновь открыто около 50 тысяч ателье, павильонов, мастерских и других предприятий бытового обслуживания. Появились новые виды и формы обслуживания.

Однако Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что бытовое обслуживание населения все еще является у нас отстающим участком. Существующий уровень бытового обслуживания не обеспечивает удовлетворения запросов населения, не отвечает требованиям времени и имеющимся материальным и техническим возможностям для дальнейшего развития этой отрасли хозяйства.

Достигнутые за последние годы успехи в развитии экономики, повышение материального благосостояния народа, уровня реальной заработной платы и доходов трудящихся, увеличение населения нашей страны способствовали тому, что одновременно с быстрым ростом спроса на товары народного потребления и продукты питания возрастает потребность населения в бытовых услугах.

Между тем в ряде случаев партийные, советские и хозяйственные органы мало уделяют внимания вопросам бытового обслуживания населения, считают эти вопросы второстепенными и не принимают должных мер к коренному улучшению бытового обслуживания трудящихся.

В некоторых республиках, краях и областях все еще слабо используются для этих целей имеющиеся благоприятные условия, большие возможности и резервы. Задания по объему работ из года в год не выполняются. Несмотря на то, что сеть предприятий бытовых услуг крайне недостаточна и неравномерно размещена, выполнение установленных планов строительства фабрик, комбинатов, павильонов, ателье, организации новых приемных пунктов срывается. РСФСР, Украинская ССР, Казахская ССР и ряд других союзных республик не выполнили заданий по строительству фабрик химической чистки и крашения одежды, не обеспечили строительства в крупных городах механизированных фабрик и специализированных мастерских по ремонту обуви, мебели и технически сложных предметов домашнего обихода. Из 267 фабрик химической чистки и крашения одежды, подлежавших вводу в действие в 1959-1961 годах, вступило в строй менее половины.

Имеются факты, когда помещения, построенные для предприятий бытового обслуживания, используются не по назначению. Мало выделяется помещений для бытовых предприятий как в строящихся жилых домах, так и за счет освобождения помещений, занятых под различные конторы. К организации мастерских и приемных пунктов слабо привлекаются промышленные предприятия, совхозы и колхозы.

По этим причинам в ряде городов, районных центров, рабочих поселков и сел нет мастерских, где можно было бы пошить и отремонтировать одежду и обувь, сдать одежду в химчистку, отремонтировать холодильник, стиральную или швейную машину, велосипед, радиоприемник, телевизор и другие электробытовые приборы. Не организовано выполнение работ по ремонту квартир, остеклению рам и оказанию других услуг за счет средств населения. Много поступает жалоб от населения на необеспеченность банями и прачечными, крайне мало домовых прачечных, работающих на условиях самообслуживания. Недостаточно парикмахерских для женщин.

Не уделяется необходимого внимания развитию и внедрению общественных форм использования бытовых машин и приборов, в частности, медленно развивается сеть ателье и пунктов по прокату стиральных машин, пылесосов, полотеров и других предметов бытового назначения, по доставке на дом мебели, продовольственных и промышленных товаров, проездных билетов, багажа, посылок.

Крайне слабо внедряются такие не требующие особых затрат виды услуг, как прием на квартирах белья в стирку и вещей в химчистку, уборка квартир, организация камер хранения ручной клади, платных стоянок для автомашин, мотоциклов и велосипедов и многие другие услуги.

Некоторые исполкомы Советов депутатов трудящихся и потребительская кооперация плохо заботятся о бытовом обслуживании сельского населения. Подчас даже крупные сельские населенные пункты не имеют ремонтных и пошивочных мастерских, прачечных, парикмахерских и других предприятий бытового обслуживания.

Медленно ведутся работы по укрупнению, специализации и организации механизированных мастерских, по созданию условий для повышения производительности труда, снижения себестоимости работ, внедрения прогрессивных форм обслуживания.

Культура производства и обслуживания все еще находится на низком уровне. Многие мастерские не имеют технических условий на выполняемые работы, прейскурантов, книг предложений и жалоб, приемных и примерочных помещений.

Почти повсеместно ощущается острая нужда в квалифицированных кадрах. Воспитанию кадров не уделяется должного внимания. Это приводит к низкому качеству выполнения работ и вызывает справедливые жалобы у населения. Материально-техническое снабжение предприятий бытового обслуживания организовано неудовлетворительно. Для них мало выделяется оборудования, приборов, инструмента, инвентаря и мебели, запасных частей для ремонта бытовых машин, а также тканей и кожевенных материалов. Не решены вопросы обеспечения предприятий бытового обслуживания транспортом.

Большинство предприятий бытового обслуживания работает в одну смену, выходные дни и часы их работы нередко установлены без учета необходимости создания наибольших удобств для населения.

Неудовлетворительная организация обслуживания населения в существующей сети ателье, павильонов и мастерских вынуждает трудящихся обращаться к услугам частных лиц.

Серьезно снижают уровень бытового обслуживания отсутствие научно разработанной системы службы быта, четкой организации этого дела, а также неоправданная рассредоточенность предприятий по разным ведомствам.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что многие исполкомы Советов депутатов трудящихся, партийные, профсоюзные, комсомольские и хозяйственные органы глубоко не вникают в работу предприятий бытового обслуживания, не предъявляют высокой требовательности к партийным, профсоюзным и комсомольским организациям и руководителям предприятий, совхозов, колхозов и учреждений в деле улучшения службы быта и проведения воспитательной работы среди коллективов предприятий бытового обслуживания.

Общественный контроль за работой бытовых предприятий в ряде мест не проводится. Слабо организовано социалистическое соревнование работников этих предприятий за высокую культуру обслуживания трудящихся, за звание ударников, бригад и предприятий коммунистического труда.

В целях дальнейшего улучшения бытового обслуживания населения Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР

постановляют:

1. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся усилить внимание партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных организаций к службе быта, покончить с отставанием бытового обслуживания населения.

Учитывая, что забота об улучшении быта советских людей, о расширении форм и видов бытового обслуживания, повышении культуры и качества выполняемых работ является одной из важных задач партийных и советских органов, необходимо принять меры к тому, чтобы в ближайшие годы удовлетворить запросы населения по всем видам бытовых услуг.

Рекомендовать партийным и советским органам на местах систематически вносить вопросы развития бытового обслуживания населения на обсуждение пленумов партийных комитетов и сессий Советов депутатов трудящихся, усилить контроль за работой предприятий бытового обслуживания и повысить ответственность работников партийного и советского аппарата за организацию этой работы.

2. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся:

разработать и осуществить мероприятия по расширению сети предприятий бытового обслуживания, дальнейшему развитию общественных форм использования бытовых машин и приборов путем выдачи населению напрокат стиральных и швейных машин, электрополотеров, электропылесосов и других предметов домашнего обихода, организации домовых прачечных, работающих на условиях самообслуживания, по расширению деятельности бюро обслуживания и внедрению других форм обслуживания населения;

провести работу по укрупнению мелких мастерских и созданию на высоком техническом уровне механизированных предприятий бытового обслуживания с широкой сетью приемных пунктов, организовав в приемных пунктах мелкий ремонт одежды, обуви и предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода в присутствии заказчика; рассмотреть вопрос о создании в крупных жилых массивах комплекса бытовых мастерских, в которых трудящиеся обеспечивались бы основными видами бытовых услуг по месту жительства, обратить внимание на увеличение числа дамских парикмахерских, в том числе на организацию их непосредственно на предприятиях, где значительную часть работающих составляют женщины;

разработать наиболее рациональную структуру предприятий для различных видов бытовых услуг в городах, рабочих поселках и в сельской местности;

принять меры к снижению себестоимости оказываемых мастерскими бытового обслуживания услуг и повышению рентабельности их работы.

3. Одобрить предложения ЦК компартий и Советов Министров союзных республик, Министерства обороны СССР, Министерства путей сообщения и Министерства морского флота об установлении на 1962-1965 годы объема работ по промышленным и непромышленным видам бытового обслуживания населения согласно приложениям N 1 и 2.

4. Советам Министров союзных республик:

а) в целях коренного улучшения руководства бытовым обслуживанием населения рассмотреть вопрос об организации в союзных республиках (в пределах численности и фонда заработной платы административно-управленческого персонала органов управления республики) управлений бытового обслуживания населения при Советах Министров союзных и автономных республик, в исполкомах краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся, а также о передаче в необходимых случаях предприятий бытового обслуживания министерств и ведомств в подчинение этих управлений;

б) предусматривать в планах материально-технического снабжения обеспечение потребности предприятий бытового обслуживания в сырье, химикатах, материалах, запасных частях, оборудовании и автотранспорте в соответствии с устанавливаемым объемом работ, а также в строительных материалах для ремонта квартир и для строительства новых предприятий бытового обслуживания.

Госплану СССР предусматривать в расчетах к годовым народнохозяйственным планам указанную потребность союзных республик;

в) устанавливать в планах задания по строительству новых и расширению действующих предприятий бытового обслуживания, имея в виду создание в республиканских и областных центрах и в других крупных городах специализированных фабрик, заводов и крупных мастерских с приемными пунктами, а в районных центрах - комбинатов с передвижными мастерскими и приемными пунктами для обслуживания населения в сельской местности.

При составлении и утверждении проектов планировки и застройки городов, отдельных жилых районов, центральных усадеб колхозов и совхозов предусматривать размещение предприятий бытового обслуживания.

Запретить изъятие и передачу для использования на другие цели помещений, занимаемых предприятиями бытового обслуживания или предназначаемых для таких предприятий;

г) обеспечить выделение во вновь строящихся жилых домах в городах и рабочих поселках помещений для предприятий бытового обслуживания, с затратами на строительство этих предприятий до 0,4 процента капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство;

д) рассмотреть ход выполнения заданий по строительству фабрик химической чистки и крашения одежды, установленных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 марта 1959 года N 245, и принять меры к окончанию строительства их и вводу в эксплуатацию в 1962-1963 годах;

е) обеспечить более эффективное использование производственных площадей и оборудования предприятий бытового обслуживания; в этих целях перевести, где это необходимо, ателье и мастерские по пошиву и ремонту одежды и обуви, ремонту бытовых машин и приборов на работу в две смены, а прачечные и фабрики химической чистки одежды - на работу в три смены;

ж) обеспечить организацию в городах кабинетов врачебной косметики на хозяйственном расчете;

з) расширить сеть пунктов выдачи населению напрокат предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода при жилищно-эксплуатационных конторах, домоуправлениях, а также при крупных магазинах государственной и кооперативной торговли (самостоятельные секции), увеличить прокат автомобилей, мотоциклов, велосипедов, лодок, спортивного инвентаря и других предметов в местах отдыха трудящихся, обеспечить указанные пункты необходимыми предметами проката за счет фондов республики;

и) совместно с Министерством путей сообщения, Министерством морского флота, Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР обеспечить организацию в 1962 году на крупных железнодорожных станциях, на морских и речных судах, в портах и на вокзалах парикмахерских, пунктов по ремонту и утюжке одежды, ремонту и чистке обуви и оказанию других услуг.

Создать во всех гостиницах необходимые условия к тому, чтобы в любое время можно было произвести утюжку платья, костюма, сдать белье в стирку и т.д.

5. Установить, что, начиная с 1963 года, капитальные вложения на строительство, расширение и реконструкцию предприятий бытового обслуживания населения определяются Советами Министров союзных республик в годовых народнохозяйственных планах целевым назначением.

Госплану СССР предусматривать в годовых планах выделение для строительства, расширения и реконструкции предприятий бытового обслуживания необходимых капитальных вложений и материалов.

6. Предоставить право Советам Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся направлять, начиная с 1963 года, на расширение действующих и строительство новых предприятий бытового обслуживания населения и на приобретение для них оборудования сверх утвержденных планов капитальных работ, а также на пополнение их оборотных средств все накопления указанных предприятий (за исключением фонда предприятия).

7. Рекомендовать Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся повсеместно внедрять новые виды и формы бытовых услуг, направленные на дальнейшее улучшение обслуживания населения:

создать систему бюро обслуживания (на хозяйственном расчете) для выполнения работ по уборке квартир и натирке полов, для присмотра за детьми и больными, доставки населению билетов, багажа, посылок, покупок, обслуживания свадеб и оказания других хозяйственных услуг;

ввести в практику работы бытовых предприятий выезды бригад ателье и мастерских на промышленные предприятия, в учреждения, совхозы и колхозы для приема заказов на выполнение различных работ по бытовому обслуживанию;

шире применять прием заказов на дому и доставку изделий населению;

организовать широкую сеть платных стоянок автомобилей, мотоциклов, велосипедов и других видов личного транспорта.

Госбанку СССР выдавать бюро обслуживания средства на выплату заработной платы работникам, непосредственно занятым на работах по оказанию услуг населению, в меру выполненного объема работ в ценностном выражении.

8. Принять предложения Советов Министров союзных республик:

о вводе в действие в 1963-1965 годах за счет капитальных вложений, выделяемых на коммунальное строительство по государственному плану, бань не менее чем на 76,95 тысячи мест и прачечных общей производительностью 916 тонн сухого белья в смену, в том числе домовых прачечных, работающих на условиях самообслуживания, производительностью 102,7 тонны сухого белья в смену, с распределением по союзным республикам согласно приложениям N 3 и 4;

об организации в 1962-1964 годах не менее 32 городских ломбардов для хранения домашних вещей населения согласно приложению N 5.

9. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся при осуществлении строительства и расширении предприятий бытового обслуживания шире использовать ссуды Стройбанка СССР и Госбанка СССР, предоставляемые на указанные цели в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 октября 1953 года N 2593 "О расширении производства промышленных товаров широкого потребления и улучшении их качества", а также выделять для этих целей строительные материалы и оборудование в количестве, обеспечивающем выполнение годовых объемов строительно-монтажных работ и заданий по вводу в действие указанных предприятий.

10. Предоставить предприятиям бытового обслуживания населения право производить прием рабочих и служащих в ателье, мастерские и приемные пункты химической чистки одежды и стирки белья на неполный рабочий день, с учетом выработки по фактически отработанному времени, с оплатой труда, исходя из сдельных расценок и почасовых ставок заработной платы.

11. Возложить на Всесоюзный научно-исследовательский и экспериментально-конструкторский институт коммунального машиностроения и бытовой техники Государственного комитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создания новых и усовершенствования существующих бытовых машин и приборов, а также разработку научных основ организации и технологии их ремонта.

Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению обеспечить в 1962-1963 годах разработку универсального съемного электропривода для бытовых машин, а также проведение работы по унификации узлов и деталей бытовых машин и приборов в целях сокращения типов машин, достижения большей взаимозаменяемости узлов и деталей, экономичности и надежности в работе.

12. Совету Министров РСФСР, Совету Министров Украинской ССР и Совету Министров Литовской ССР обеспечить:

а) изготовление в 1963-1965 годах технологического оборудования для прачечных и запасных частей к нему согласно приложениям N 6 и 7;

б) специализацию в 1962-1963 годах машиностроительных заводов на производстве оборудования для прачечных согласно приложению N 8.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»