Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 1962 года N 543

Об улучшении планирования и организации перевозок экспортных и импортных грузов

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



В целях улучшения планирования и организации перевозок экспортных и импортных грузов Совет Министров Союза ССР

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные положения о планировании перевозок экспортных и импортных грузов железнодорожным и морским транспортом.

В связи с этим считать утратившим силу постановление Совета Министров СССР от 21 августа 1958 года N 948.

2. Обязать Министерство морского флота, Министерство внешней торговли и Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям:

а) разработать и утвердить в 3-месячный срок Генеральное соглашение о порядке перевалки и транспортно-экспедиционной обработки экспортных и импортных грузов в портах Министерства морского флота;

б) разработать и представить в 2-месячный срок в Совет Министров СССР предложения о взаимной материальной ответственности за невыполнение плана перевозок и перевалки экспортных и импортных грузов.

3. Министерству морского флота по согласованию с Министерством внешней торговли, Государственным комитетом Совета Министров СССР по внешним экономическим связям и Министерством путей сообщения утверждать ежегодно специализацию морских портов Министерства морского флота на перевозках определенных видов экспортно-импортных грузов по странам назначения.

Министерству внешней торговли и Государственному комитету Совета Министров СССР по внешним экономическим связям выдавать предприятиям и организациям-поставщикам заказы-наряды на экспорт товаров через морские порты Министерства морского флота в соответствии с утвержденной специализацией портов.

Предприятиям и организациям, поставляющим товары на экспорт, указывать, как правило, в железнодорожных накладных в соответствии с выданными заказами-нарядами наименование страны, куда направляется груз.

4. Передать из Министерства внешней торговли в ведение Министерства морского флота Всесоюзное объединение "Совфрахт", за исключением подразделений, не связанных с фрахтованием судов.

Министерство морского флота пользуется всеми правами, которые были предоставлены Министерству внешней торговли в отношении Всесоюзного объединения "Совфрахт".

5. Обязать Министерство внешней торговли, Министерство путей сообщения, Министерство морского флота и Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям не реже одного раза в неделю рассматривать совместно на уровне заместителей министров положение дел с выполнением плана перевозок экспортных и импортных грузов и принимать необходимые меры к выполнению плана перевозок и лучшему использованию технических средств железных дорог, морских портов и судов.

6. Обязать Министерство внешней торговли при заключении с иностранными фирмами договоров на поставку товаров в СССР руководствоваться условиями перевозок грузов, действующими на железнодорожном и морском транспорте СССР (упаковка, пакетирование, размер тары, вес груза и т.п.), а в необходимых случаях согласовывать с соответствующими транспортными министерствами отступления от указанных условий перевозок.

7. Советам Министров союзных республик и Министерству внешней торговли принять меры к укрупнению разнарядок на отгрузку импортных грузов.

8. Обязать Министерство морского флота и Министерство путей сообщения:

а) увеличить объем перевалки грузов в морских портах по прямому варианту (вагон-судно, судно-вагон), используя, в частности, опыт Ленинградского и Новороссийского портов, для чего устанавливать в месячных планах работы портов и припортовых железнодорожных станций задание на перевалку грузов по прямому варианту, добиваясь при этом сокращения простоя вагонов;

б) разработать и внедрить с 1 августа 1962 года технологические процессы работы морских портов и железнодорожных станций, предусматривающие увеличение объема перевалки грузов по прямому варианту, повышение уровня механизации грузовых работ и сокращение простоев железнодорожных вагонов и морских судов под погрузкой и разгрузкой.

Установить, что выполнение заданий по перевалке экспортных и импортных грузов морскими портами является одним из основных показателей при подведении итогов Всесоюзного социалистического соревнования организаций и предприятий Министерства морского флота, а также припортовых станций железных дорог;

в) разработать и осуществить мероприятия по развитию комплексной механизации погрузки и разгрузки судов и вагонов с экспортными и импортными тарными и штучными грузами.

9. Обязать Министерство морского флота, Министерство путей сообщения и Министерство внешней торговли обеспечить широкое внедрение наиболее прогрессивных способов перевозки грузов в первую очередь в контейнерах и в пакетах на поддонах.

Министерству морского флота оборудовать контейнерные площадки в Одесском, Ленинградском, Рижском, Вентспилсском, Находкинском, Измаильском и других портах.

10. Министерству путей сообщения, Министерству морского флота, Министерству внешней торговли, Государственному комитету Совета Министров СССР по внешним экономическим связям и нефтесбытовым организациям союзных республик совместно с ЦСУ СССР разработать и ввести в действие с 1 августа 1962 года единую систему учета и отчетности по выполнению планов перевозок экспортных и импортных грузов и перегрузки грузов по прямому варианту, а также по наличию грузов в пути следования, в морских портах и на пограничных железнодорожных станциях.

11. Министерству путей сообщения устанавливать на предпортовых и пограничных железных дорогах нормы наличия вагонов с экспортными грузами.

Министерству морского флота устанавливать по согласованию с Министерством внешней торговли и Государственным комитетом Совета Министров СССР по внешним экономическим связям нормы наличия экспортных и импортных грузов в морских портах.

12. Обязать Министерство внешней торговли создать в 1963-1964 годах в Одессе, Риге, Ленинграде, Ильичевске, Находке, Владивостоке, а при необходимости и в других пунктах предпортовые базы для хранения, комплектования и накопления внешнеторговых грузов, а также для разгрузки сборных вагонов с мелкими партиями экспортных грузов и для выполнения необходимых работ по подсортировке и перетарированию их.

Министерству внешней торговли разработать и представить в месячный срок в Госплан СССР и в Министерство финансов СССР предложения об организации указанных баз и о выделении необходимых для этого капитальных вложений, оборотных средств, а также об увеличении численности рабочих и служащих и фонда заработной платы.

Обязать Одесский, Рижский, Находкинский и Владивостокский горисполкомы отвести участки, необходимые для организации указанных баз, а Министерство транспортного строительства выполнить строительное работы по созданию этих баз.

13. Министерству путей сообщения, Министерству морского флота и Министерству внешней торговли организовывать при необходимости в пределах плана по труду указанных министерств на предпортовых дорогах совместные информационно-диспетчерские пункты для своевременной информации железнодорожных станций и морских портов о прибывающих грузах, для информации грузоотправителей и дорог отправления о наличии грузов в портах, на подходах к портам и об очередности отгрузки продукции в зависимости от подхода судов и наличия грузов в портах.

Министерству морского флота и Министерству внешней торговли обеспечить своевременную информацию портов назначения и предпортовых железных дорог о подходе судов с импортными грузами.

14. Совету Министров РСФСР, Совету Министров Украинской ССР и Совету Министров Молдавской ССР совместно с Министерством путей сообщения и Министерством морского флота и с участием Министерства внешней торговли и Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям рассматривать и решать вопросы переключения перевозок экспортных грузов в порты на коротких расстояниях с железнодорожного транспорта на автомобильный транспорт общего пользования.

15. Советам Министров союзных республик и Министерству морского флота обеспечить равномерную в течение года загрузку портов Дальневосточного пароходства с круглогодовой навигацией, для чего завозить в I и IV кварталах в эти порты грузы (за исключением продовольственных товаров в стеклянной таре), следующие в районы Магаданской области, на Камчатку и остров Сахалин, в количестве до 60 процентов годового объема.

16. Совету Министров РСФСР и Министерству морского флота рассмотреть и решить вопрос об использовании с 1962 года складов предприятий и организаций Магаданского совнархоза, находящихся в портах Находка и Ванино, для накопления и подсортировки экспортных грузов, а также грузов, перевозимых в порты Сахалина, Камчатки и в другие пункты Крайнего Севера.

17. Обязать Министерство морского флота утверждать ежеквартально, одновременно с утверждением плана перевозок, нормы одновременной обработки судов по каждому порту, перерабатывающему экспортные и импортные грузы, с учетом максимального использования пропускной способности причалов, сокращения простоя вагонов и судов.

18. Совету Министров Украинской ССР и Министерству морского флота:

а) рассмотреть и решить в 2-месячный срок вопрос о перевозке шихты из днепровских портов на Дунай флотом Дунайского и Днепровского пароходств, без перевалки в Херсонском порту;

б) обеспечить на рейдах портов перегрузку импортного сахара из морских судов в речные баржи и доставку его по Днепру на сахарные заводы республики.

Министерству путей сообщения обеспечить бесперебойную подачу вагонов в днепровские речные порты для перевозки импортного сахара.

19. Продлить до 1 января 1963 года действие пункта 2 распоряжения Совета Министров СССР от 12 августа 1961 года N 2335 о перевозке сахара-сырца в полувагонах.

20. Госплану СССР совместно с Советом Министров РСФСР, Министерством морского флота и Министерством путей сообщения рассмотреть и решить вопрос об обеспечении перевозки балансового долготья для Клайпедского и калининградских целлюлозно-бумажных комбинатов без перевалки в Ленинградском морском порту.

21. Совету Министров РСФСР и Совету Министров Украинской ССР обеспечить в месячный срок одновременный двухсторонний слив нефти на перевалочных нефтебазах в Новороссийске и Одессе.

Совету Министров РСФСР решить в первом полугодии 1962 года вопрос о постройке на эстакадах Новороссийской нефтебазы защитных приспособлений для организации слива нефтепродуктов в период штормовой погоды.

22. Совету Министров РСФСР и Совету Министров Украинской ССР рассмотреть вопрос об увеличении в 1962-1963 годах производительности перекачечных средств и коммуникаций в портах Одесса, Новороссийск и Туапсе и привести их в соответствие с приемоспособностью современных крупнотоннажных танкеров.

23. Совету Министров РСФСР, Совету Министров Украинской ССР, Совету Министров Грузинской ССР, Совету Министров Латвийской ССР и Совету Министров Литовской ССР обеспечить своевременную и бесперебойную бункеровку топливом судов Министерства морского флота, совершающих заграничные рейсы, и иностранных судов, создав для этого необходимые запасы бункерного топлива.

Калининградскому совнархозу обеспечить на нефтебазе Калининградского рыбного порта бункеровку топливом судов Министерства морского флота наравне с бункеровкой топливом судов рыбной промышленности.

24. Обязать Ленгорисполком передать в 1962 году Балтийскому пароходству для Ленинградского порта 6 тыс.кв.метров жилой площади сверх жилой площади, передаваемой этому пароходству согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 года N 176 и распоряжению Совета Министров СССР от 13 сентября 1960 года N 2819, с последующим зачетом ее пропорционально в 1963-1964 годах при выделении жилой площади Балтийскому пароходству.

25. Обязать Министерство морского флота создать в портовых городах общежития гостиничного типа для временного размещения портовых рабочих.

26. Освободить морские порты, лесные морские порты совнархозов, предпортовые и пограничные перевалочные железнодорожные станции, осуществляющие перевалку экспортных и импортных грузов, от привлечения рабочих и служащих, а также транспорта на какие-либо другие работы.

27. Разрешить Министерству морского флота использовать, начиная с 1 июля 1962 года, на закупку за границей в установленном порядке сверх количеств, предусматриваемых планами экспорта и импорта товаров, портового перегрузочного оборудования и запасных частей до 75 процентов сумм в иностранной валюте, полученных от иностранных судовладельцев в виде премий за досрочную обработку судов, за вычетом сумм штрафов, уплаченных иностранным судовладельцам за простои судов сверх времени, предусмотренного договорами морской перевозки и контрактами.

Министерство морского флота использует предусмотренную настоящим постановлением разницу между полученными премиями и уплаченными штрафами по результатам работы портов за первое полугодие каждого года в размере 50 процентов этой разницы, а остальную часть - по данным годовых бухгалтерских отчетов.

Закупаемые в соответствии с настоящим постановлением оборудование и запасные части выделяются портам, за работу которых получена указанная валюта.

Обязать Министерство морского флота по согласованию с Министерством финансов СССР разработать и утвердить в месячный срок порядок определения подлежащих использованию в соответствии с настоящим постановлением сумм превышения премий за досрочную погрузку и разгрузку иностранных судов над штрафами, уплаченными за простои этих судов.

28. Разрешить Министерству морского флота использовать, начиная с 1962 года, 50 процентов сверхплановых поступлений фрахта (в свободно конвертируемой валюте) от перевозок на советских судах грузов фрахтователей третьих стран между иностранными портами на приобретение за границей через Министерство внешней торговли дефицитных материалов для технического снабжения флота и портов (оборудование, запасные части, трос, канаты, проволока, такелаж) при выполнении плана перевозок внешнеторговых грузов на советских судах.

29. Совету Министров Украинской ССР обеспечить передачу не позднее 1 января 1964 года Министерству морского флота для Херсонского порта освобождаемые здания и сооружения Херсонского консервного завода имени 8 Марта Херсонского совнархоза.

Обязать Министерство морского флота передать в 1963-1964 годах Херсонскому совнархозу капитальные вложения в объеме 700 тыс.рублей на строительство новых зданий и сооружений для указанного консервного завода взамен зданий и сооружений, передаваемых порту.

30. Госплану СССР совместно с Советом Министров Украинской ССР, Государственным комитетом заготовок Совета Министров СССР и Министерством морского флота рассмотреть и решить вопрос о возврате морским портам используемой организациями Министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов Украинской ССР территории площадью 6500 кв. метров в Одесском порту и площадью 13300 кв.метров в Ждановском порту, а также складов площадью 3 тыс.кв. метров в Бердянском порту.

31. Совету Министров Литовской ССР обеспечить передачу до 1965 года Клайпедскому порту территории порта, занятой цехом N 2 Клайпедского консервного завода Совета народного хозяйства Литовской ССР.

32. Выделить дополнительно в 1962 году Министерству морского флота для портов, осуществляющих перевалку экспортных и импортных грузов, 7 портальных кранов, поступающих из Венгерской Народной Республики в СССР сверх установленного на 1962 год плана экспорта и импорта товаров.

33. Обязать Союзглавтяжмаш при Госплане СССР принять меры к обеспечению до 1 октября 1962 года поставки Министерству морского флота в счет его годовых фондов с отечественных заводов 31 портального крана, 33 автокранов и 200 аккумуляторных погрузчиков.

34. Разрешить Министерству морского флота и Министерству транспортного строительства производить, в виде исключения, строительство причалов в Одесском, Ильичевском, Николаевском, Ленинградском и Мурманском портах из металлического шпунта.

Разрешить Министерству транспортного строительства израсходовать для указанных целей 3 тыс.тонн шпунта за счет остатков проката, выявленных на предприятиях Министерства по итогам переписи на 1 января 1962 года.

35. Обязать Министерство путей сообщения поставить в 1962 году Министерству морского флота из нерабочего парка железных дорог 200 крытых вагонов для морских портов.

36. Выделить дополнительно в 1962 году Министерству морского флота 10 портальных кранов за счет фондов РСФСР.

37. Разрешить Министерству морского флота и Министерству путей сообщения командировать на срок один месяц в порты Гамбург, Марсель и Лондон группу специалистов в количестве до 12 человек для изучения организации работ по перевалке грузов в этих портах.

Зам.Председателя
Совета Министров Союза ССР
А.Косыгин

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
Г.Степанов

  

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Совета Министров СССР
от 5 июня 1962 года N 543

     

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
о планировании перевозок экспортных и импортных грузов железнодорожным и морским транспортом


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»