Недействующий

О дальнейшем развитии сельского хозяйства и мерах помощи некоторым областям центра и северо-запада (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 1955 года N 678

О дальнейшем развитии сельского хозяйства и мерах помощи некоторым областям центра и северо-запада

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в ряде центральных и северо-западных областей РСФСР многие колхозы получают низкие натуральные и денежные доходы, не полностью выполняют свои обязательства перед государством, не обеспечивают свою потребность в семенах и государство вынуждено давать им семенную ссуду, крайне мало выдают колхозникам на трудодни хлеба и денег и не заготовляют необходимого количества кормов для общественного животноводства.

Неудовлетворительное состояние сельского хозяйства и наличие большого количества отстающих колхозов в указанных областях объясняется в значительной мере тем, что в период Отечественной войны многие из них подвергались временной оккупации, в большинстве колхозов были уничтожены постройки, ликвидировано общественное животноводство и общественному хозяйству нанесён большой экономический ущерб.

В послевоенный период колхозам этих областей была оказана государством большая помощь по восстановлению и дальнейшему развитию разрушенного и подорванного войной общественного хозяйства, однако, местные партийные и советские органы не сумели правильно использовать эту помощь и не добились подъёма сельского хозяйства.

Особенно неудовлетворительное положение в сельском хозяйстве сложилось в колхозах Великолукской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Калужской, Калининской, Костромской и Ярославской областей. За последние годы во многих колхозах этих областей значительно сократились посевы таких важных культур, как лён-долгунец, картофель и овощи. При возделывании сельскохозяйственных культур допускаются нарушения агротехники и слабо внедряется в производство передовой опыт. Значительные площади пахотных и луговых угодий ещё в годы войны заросли кустарниками и лесами, заболотились и выпали из сельскохозяйственного использования. Местные партийные и советские органы не принимают должных мер к вовлечению этих земель в сельскохозяйственный оборот, не организуют работ по расчистке пахотных, луговых и пастбищных угодий от кустарников и камней. В ряде районов этих областей плохо используются имеющиеся большие возможности для увеличения посевов льна, кукурузы, картофеля и других культур за счёт значительных неиспользуемых массивов, освоение которых не требует больших капитальных затрат.

Серьёзные недостатки имеются также и в деле развития общественного животноводства. Во многих колхозах продуктивность скота находится на низком уровне, допускаются большие потери скота вследствие яловости и бескормицы, плохо организован откорм и нагул скота, в общественном стаде мало коров, что сдерживает дальнейшее увеличение продукции молока и рост общественного поголовья крупного рогатого скота в колхозах.

Партийные, советские и сельскохозяйственные органы указанных областей, несмотря на неоднократные указания Партии и Правительства об улучшении руководства сельским хозяйством, не перестроили свою работу, глубоко не вникают в дела отдельных колхозов и МТС, слабо мобилизуют внутренние резервы, рассчитывая на государственную помощь.

В большинстве районов страны в результате проведённого укрупнения колхозов обеспечено более широкое применение современной мощной сельскохозяйственной техники и высокопроизводительное её использование, достигнут дальнейший подъём общественного хозяйства и на этой основе улучшение материально-бытового положения колхозников, однако, во многих случаях в центральных и северо-западных областях вследствие шаблонного и механического подхода местных партийных и советских органов к укрупнению колхозов было допущено объединение мелких колхозов с большим количеством населённых пунктов и крайне раздробленными земельными массивами, с участками пашни, нередко не превышающими 0,5-1 гектара, разделёнными лесами и болотами. В таких укрупнённых колхозах мощная современная техника МТС используется крайне непроизводительно, без надлежащего экономического эффекта, а живое тягло не применяется в надежде на проведение сельскохозяйственных работ только силами МТС. В результате этого укрупнение мелких колхозов с их раздробленными земельными угодьями не обеспечило быстрого развития их общественного хозяйства. При правильном же ведении хозяйства колхоза, полном использовании всех имеющихся ресурсов и особенно живого тягла эти сельскохозяйственные артели могут быстрее развивать своё общественное хозяйство.

Министерство сельского хозяйства СССР и Совет Министров РСФСР не приняли необходимых мер к устранению серьёзных недостатков и ошибок в руководстве сельским хозяйством в указанных областях, не уделяли должного внимания организационно-хозяйственному укреплению отстающих колхозов, использованию имеющихся возможностей этих колхозов для увеличения валовых сборов сельскохозяйственных культур, повышения продуктивности животноводства и улучшения на этой основе материального благосостояния колхозников.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР

постановляют:

1. Обязать Министерство сельского хозяйства СССР, Совет Министров РСФСР, партийные, советские и сельскохозяйственные органы Великолукской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Калужской, Калининской, Костромской и Ярославской областей:

а) принять необходимые меры к устранению отмеченных настоящим Постановлением недостатков в развитии сельского хозяйства. В соответствии с решениями январского Пленума ЦК КПСС и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 марта 1955 года "Об изменении практики планирования сельского хозяйства" обеспечить разработку в каждом колхозе мероприятий по полному использованию внутренних резервов для повышения урожайности и увеличения валовых сборов зерна, льнопродукции, картофеля и овощей, укрепления кормовой базы животноводства, увеличения производства мяса, молока и других продуктов сельского хозяйства;

б) улучшить работу по подбору, воспитанию и подготовке руководящих колхозных кадров с тем, чтобы во главе каждого колхоза стоял опытный и инициативный руководитель, способный успешно вести крупное колхозное производство, добиваться дальнейшего роста общественного хозяйства и улучшения материального положения колхозников;

в) улучшить использование живого тягла на полевых и других сельскохозяйственных работах, имея в виду, что в условиях колхозов указанных областей, земельные угодья которых состоят преимущественно из мелких участков, применение живого тягла на ряде сельскохозяйственных работ является экономически целесообразным и более выгодным для государства и колхозов.

2. Обязать Министерство сельского хозяйства СССР, Совет Министров РСФСР, обкомы партии и облисполкомы, райкомы КПСС и райисполкомы указанных областей улучшить использование земель, закреплённых за колхозами, с тем, чтобы максимально увеличить производство сельскохозяйственных продуктов в расчёте на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий.

Учитывая, что в ряде колхозов указанных областей имеется значительное количество земель, выбывших из сельскохозяйственного оборота, исключить сроком на 5 лет, начиная с 1955 года, из площади земельных угодий, с которой исчисляются колхозам обязательные поставки государству продуктов сельского хозяйства, 4088,3 тыс. гектаров заболоченных, заросших лесами и кустарниками земель, в том числе перелогов и залежей - 986,9 тыс. гектаров, сенокосов - 1324,1 тыс. гектаров, выгонов и пастбищ - 1777,3 тыс. гектаров, с распределением по областям согласно Приложению N 1.

Обязать Министерство сельского хозяйства СССР, Совет Министров РСФСР, облисполкомы и обкомы КПСС, райисполкомы и райкомы партии уже с 1955 года организовать работы по освоению неиспользуемых земель, которые согласно настоящему Постановлению временно исключаются из облагаемых угодий, а также по освоению земель, не требующих капитальных затрат и не исключённых из облагаемых угодий, максимально используя для этого имеющуюся технику машинно-тракторных и специализированных станций.

3. Обязать Министерство заготовок, Совет Министров РСФСР и Великолукский, Вологодский, Калининский, Калужский, Костромской, Ленинградский, Новгородский, Псковский, Смоленский и Ярославский облисполкомы списать с колхозов образовавшуюся на 1 января 1955 года задолженность за прошлые годы по семенным, продовольственным и фуражным ссудам зерна, задолженность по обязательным поставкам, натуроплате и ссудам картофеля, задолженность по обязательным поставкам овощей, задолженность по обязательным поставкам и натуроплате семян многолетних трав, мяса, молока, яиц, шерсти и кожсырья.

4. В целях оказания финансовой помощи отдельным колхозам Великолукской, Вологодской, Калининской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Смоленской и Ярославской областей обязать Министерство финансов СССР:

а) списать с колхозов указанных областей довоенную задолженность по ссудам Сельхозбанка;

б) рассрочить на 5-7 лет погашение числящейся на 1 марта 1955 года задолженности по ссудам Сельхозбанка с уплатой начиная с 1957 года.

Размеры рассрочки и конкретные сроки платежей по каждому колхозу определить облисполкомам по согласованию с соответствующими конторами Сельхозбанка;