СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 1952 года N 3070

О снижении накладных расходов по заготовкам, хранению и сбыту сельскохозяйственных продуктов и о мероприятиях по упорядочению системы заготовительных органов



Совет Министров СССР отмечает, что накладные расходы по заготовкам, хранению и сбыту сельскохозяйственных продуктов чрезмерно высоки. Это является результатом отсутствия в Министерстве заготовок, Министерстве торговли СССР, Министерстве мясной и молочной промышленности СССР, Министерстве пищевой промышленности СССР, Министерстве хлопководства СССР и Центросоюзе должного нормирования указанных расходов, контроля за издержками в заготовительных, торговых и сбытовых организациях, а также множественности заготовительных организаций, во многих случаях имеющих раздутый аппарат.

Недостатки в нормировании накладных расходов, слабый контроль и отсутствие борьбы за снижение себестоимости заготовляемых продуктов порождают излишества в заготовительных и сбытовых организациях и особенно в оптовом звене торгующих организаций, позволяют им свободно покрывать свою бесхозяйственность, потери от порчи и снижения качества продуктов, а также создают почву для всякого рода злоупотреблений.

Проверкой установлено, что заготовительные и торгующие организации не составляют калькуляции себестоимости отдельных продуктов, ограничиваясь общими калькуляциями на всю заготовляемую и реализуемую продукцию в целом, и вопросами снижения себестоимости заготовляемых продуктов по существу не занимаются. Учёт и отчётность по накладным расходам организованы плохо.

На местах допускается приёмка на заготовительные пункты сельскохозяйственных продуктов, не соответствующих стандартам, с механическими повреждениями, поражённых сельскохозяйственными вредителями и болезнями. В города и промышленные центры завозятся сельскохозяйственные продукты не надлежащего качества, как правило, без сортировки, что приводит к порче этих продуктов в пути и при хранении, а связанные с этим убытки механически включаются в заготовительные и торговые расходы.

Отгрузка овощей, плодов и картофеля затягивается до наступления холодов, в результате чего эти продукты в пути нередко подвергаются подмораживанию, а многократные перевалки снижают их качество.

В торгующих организациях имеют место завышенные расходы и большие потери по таре при перевозке овощей, картофеля и фруктов. Так, в торгующих организациях г.Москвы эти потери в 1951 году составили в среднем 65 рублей на одну тонну овощей, картофеля и фруктов, при этом размер списанных потерь по таре составил: по винограду от 398 до 960 рублей, корнеплодам и луку от 280 до 429 рублей, яблокам 213 рублей, огурцам 302 рубля на одну тонну.

Существующая неправильная практика завоза на хранение в Москву, Ленинград и другие крупные города овощей и картофеля осенью в размере годовой потребности приводит, как правило, к перегрузке имеющихся в городах овощекартофелехранилищ и закладке на хранение в малоприспособленные для этого помещения, в результате чего ухудшается качество, и образуются большие потери от порчи овощей и картофеля. Кроме того, указанная практика приводит к излишней перегрузке транспорта в самый напряжённый период его работы.

Одной из причин непроизводительных расходов заготовительных и сбытовых организаций является наличие большого количества нерациональных перевозок сельскохозяйственных продуктов. Постановление Совета Министров СССР от 12 июля 1950 года N 2934 о мероприятиях по сокращению дальности перевозок картофеля выполняется неудовлетворительно. Средняя дальность перевозок картофеля железнодорожным транспортом возросла с 444 километров в 1940 году до 599 километров в 1950 году и до 717 километров в 1951 году.

В системе заготовительных органов как в центре, так и на местах существует по несколько организаций, занимающихся заготовками одних и тех же сельскохозяйственных продуктов, что приводит к непроизводительным расходам и удорожанию себестоимости сельскохозяйственных продуктов. Так, заготовку овощей, картофеля и плодов для рынка ведут Министерство торговли СССР и Центросоюз, заготовку яиц - Министерство мясной и молочной промышленности СССР и Центросоюз, заготовку пушнины и каракуля - Заготживсырьё Министерства заготовок и Центросоюз.

Заготовки сортовых семян зерновых и масличных культур и семян трав производятся в основном через систему Заготзерно и, кроме того, параллельно через специальную организацию - Главзаготсортзерно, а в районах, где заготовки льна и конопли ведёт Заготлён, одновременно осуществляют приёмку тресты заводы по первичной обработке льна и конопли Министерства лёгкой промышленности СССР.

Указанное расчленение функций нецелесообразно и приводит к излишним непроизводительным расходам,

Работа автотранспорта, занятого на перевозках сельскохозяйственных продуктов, организована неудовлетворительно, и особенно плохо используется автотранспорт, временно привлекаемый для этой цели из народного хозяйства. Однако, существующие высокие тарифы на автомобильные перевозки позволяют при невыполнении плана перевозок и наличии больших простоев автотранспорта иметь не убытки, а значительную прибыль. В автомобильных хозяйствах по плану 1952 года предусматривается завышенная прибыль: по Министерству пищевой промышленности СССР, например, в размере 14%, по Министерству заготовок - 22%, по Министерству хлопководства СССР - 25%.

За послевоенные годы сеть заготовительных пунктов расширилась и в ряде мест созданы постоянно действующие заготовительные пункты вместо организации временных сезонных пунктов. Так, среднегодовое количество глубинных пунктов Заготзерно, хотя и сократилось за последние годы, тем не менее, по плану на 1952 год предусмотрено 9000, тогда как в 1940 году имелось всего лишь 1786 глубинных пунктов, а в системе Министерства мясной и молочной промышленности СССР количество молокоприёмных пунктов, несмотря на некоторое уменьшение за последние два года, составляет в 1952 году по сравнимой территории - 157,3 тысячи против 121,3 тысячи пунктов в 1940 году.

Министерство заготовок и Главное управление государственных продовольственных резервов при Совете Министров СССР ежегодно по заявкам Министерства сельского хозяйства СССР и местных советских и партийных органов производят подработку зерна до семенных кондиций для отпуска колхозам и совхозам в обмен на некондиционные семена. Вследствие завышения указанных заявок семенное зерно колхозами и совхозами полностью не выбирается, в результате чего произведённые на эти цели затраты оказываются непроизводительными. Так, в 1951 году около 40%, или 1416 тыс.тонн доведённого до семенных кондиций зерна на посевные цели использованы не были и общая сумма непроизводительных затрат составила 25,2 млн.рублей.

Наличие высоких накладных расходов по заготовкам и в оптовой торговле объясняется также и тем, что Госплан СССР по-настоящему не занимается делом ценообразования, не следит за правильностью установления цен и не планирует издержки заготовок по многим видам сельскохозяйственных продуктов, а Министерство финансов СССР не интересуется ценообразованием, ограничиваясь главным образом исчислением и получением налога с оборота, не изучает причин непомерно высокого уровня накладных расходов по заготовкам, хранению и сбыту сельскохозяйственных продуктов. Государственная штатная комиссия при Совете Министров СССР слабо борется против излишеств в структуре и штатах заготовительного и сбытового аппарата.

В целях снижения накладных расходов по заготовкам, хранению и сбыту сельскохозяйственных продуктов и, тем самым, создания дополнительных предпосылок для дальнейшего снижения розничных цен на товары массового потребления Совет Министров Союза ССР

постановляет:

1. Считать важнейшей государственной задачей Министерства заготовок, Министерства торговли СССР, Министерства мясной и молочной промышленности СССР, Министерства пищевой промышленности СССР, Министерства хлопководства СССР и Центросоюза - резкое сокращение накладных расходов по заготовкам, хранению и сбыту сельскохозяйственных продуктов и сырья, улучшение их хранения, усиление борьбы с потерями и ухудшением качества при хранении, перевозках и реализации, сокращение нерациональных и дальних перевозок сельскохозяйственных продуктов.

В этих целях систематически тщательно анализировать все расходы по каждой заготовительной, сбытовой и торгующей организации, составлять плановые и отчётные калькуляции по элементам затрат, разрабатывать и осуществлять мероприятия по удешевлению и улучшению заготовок, хранению и реализации сельскохозяйственных продуктов и сырья, имея в виду, что снижение этих расходов, а также решительное устранение разного рода потерь и излишеств является одним из важных условий дальнейшего снижения розничных цен и повышения материального благосостояния трудящихся.

2. Обязать Министерство заготовок, Министерство торговли СССР, Министерство мясной и молочной промышленности СССР, Министерство пищевой промышленности СССР, Министерство хлопководства СССР, Центросоюз и Министерство сельского хозяйства СССР:

а) сократить накладные расходы по заготовкам, хранению и сбыту сельскохозяйственных продуктов и сырья против размеров, установленных в плане на 1952 год, по расчёту на год в сумме 4713,9 млн.рублей (против уровня расходов 1951 года на 7399,8 млн.рублей), из них за счёт снижения себестоимости заготовок, хранения и сбыта - 3632,8 млн.рублей и за счёт уменьшения накидок заготовительных органов, скидок торговых органов и других аналогичных мероприятий - 1081,1 млн.рублей.

Из указанной суммы обеспечить во втором полугодии 1952 года сокращение накладных расходов не менее чем на 2723,4.млн. рублей, в том числе за счёт снижения себестоимости заготовок, хранения и сбыта на 2051 млн.рублей.

Сокращение накладных расходов по отдельным министерствам и ведомствам произвести за счёт мероприятий согласно Приложению N 1.

Министерству финансов СССР изъять в союзный бюджет предусмотренную настоящим Постановлением экономию от снижения себестоимости заготовок, хранения и сбыта сельскохозяйственных продуктов и сырья во втором полугодии 1952 года в сумме 2051 млн.рублей по министерствам и Центросоюзу согласно Приложению N 1. Порядок и календарные сроки изъятия экономии определяются Министерством финансов СССР;

б) сократить во втором полугодии 1952 года численность персонала заготовительных и сбытовых организаций на 174,15 тыс.человек с фондом заработной платы по расчёту на год в сумме 759,15 млн.рублей, а во втором полугодии 1952 года - 342,6 млн.рублей, с распределением по министерствам и Центросоюзу согласно Приложению N 2.

Признать необходимым использовать всех работников, высвобождающихся из заготовительных и сбытовых организаций в связи с проведением предусмотренных настоящим Постановлением мероприятий, непосредственно на производстве в промышленности, совхозах и на строительстве.

Обязать министерства и ведомства направить в установленном порядке инженеров, техников, агрономов и других специалистов из числа указанных работников для работы на соответствующих предприятиях и в организациях по их специальности, а также организовать при необходимости переподготовку остальных работников, направленных на производство.

Министерствам и ведомствам представить в Совет Министров СССР к 1 января 1953 года отчёт об использовании работников, высвобождённых из заготовительных и сбытовых организаций.

3. Сов. секретно.

4. Для устранения чрезмерно высоких и непроизводительных накладных расходов по заготовкам, хранению и сбыту картофеля, овощей и фруктов, тормозящих дальнейшее снижение розничных цен на эти продукты, установить с июля 1952 года размер всех расходов заготовительных, оптово-торговых и розничных организаций, включая железнодорожный и водный тариф, стоимость тары и стоимость зимнего хранения, в среднем на одну тонну (не считая прибыль): картофеля - 162 руб. 79 коп., капусты - 210 руб. 30 коп., лука репчатого - 266 руб. 44 коп., огурцов - 209 руб. 23 коп., помидоров - 259 руб. 37 коп., моркови - 245 руб. 66 коп., свёклы столовой - 156 руб. 67 коп., яблок - 676 руб. 10 коп., винограда столового - 811 руб. 35 коп., мандаринов - 1309 руб. 40 коп.

В этих целях:

а) снизить нормы заготовительных расходов и расходы торгующих организаций по завозу, хранению и оптовой реализации картофеля, овощей и фруктов и установить с 1 июля 1952 года размер их по отдельным видам затрат согласно Приложениям N 3 и 4.

Обязать Министерство торговли СССР дифференцировать нормы расходов по завозу, хранению и оптовой реализации по организациям, городам, областям, краям и республикам в пределах установленных норм этих расходов;

б) снизить нормы надбавок к отпускным ценам заготовительных организаций на сортовой и рядовой картофель, отгружаемый ими из буртов и хранилищ, до 50 рублей на тонну и утвердить нормы надбавок для возмещения расходов по хранению картофеля и свёклы, по срокам хранения согласно Приложению N 3;

в) снизить с 1 июля 1952 года действующие торговые скидки в пользу розничной торговой сети по картофелю с 13 до 9%, луку с 16 до 5%, свёкле, моркови и капусте с 16 до 8%, помидорам с 16 до 9%, огурцам с 16 до 6%, бахчевым с 16 до 6%, яблокам, грушам, косточковым плодам с 15 до 6%, винограду и цитрусовым плодам с 15 до 5% розничной цены;

г) уменьшить установленный Постановлениями Совета Министров СССР от 16 декабря 1947 года N 4020 и от 5 ноября 1948 года N 4133 размер скидки с розничной цены на длительное хранение картофеля и овощей, сдаваемых торгующим организациям совхозами и подсобными хозяйствами в период с 1 сентября до 15 ноября, с 20 до 14%;

д) снизить с 1 июля 1952 года процентную ставку с 4 до 2% годовых за кредит, предоставляемый Госбанком на заготовки сельскохозяйственных продуктов и сырья предприятиям и организациям Министерства заготовок и системы Министерства пищевой промышленности СССР, Министерства мясной и молочной промышленности СССР, Министерства хлопководства СССР, Министерства сельского хозяйства СССР и Центросоюза, а также за кредит, предоставляемый торговым организациям под картофель, овощи и фрукты длительного хранения.

5. Снизить с 1 июля 1952 года на 15% утверждённые Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1951 года N 5321 тарифы на перевозку автомобильным транспортом картофеля, овощей, фруктов, свёклы, зерна, хлопка и других сельскохозяйственных продуктов по номенклатуре согласно Приложению N 5.

Госплану СССР и Министерству финансов СССР с привлечением заинтересованных министерств представить к 1 октября 1952 года в Совет Министров СССР предложения о снижении с 1 января 1953 года тарифов на перевозку всех грузов автомобильным транспортом.

6. Обязать Министерство путей сообщения:

а) снизить с 1 июля 1952 года тарифы на перевозку овощей в свежем и переработанном виде, а также свежих и сушёных фруктов на 40% и тарифы на перевозку картофеля на 30%. Новые тарифные схемы, вводимые на перевозку указанных грузов, согласовать с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР;

б) отменить с 1 июля 1952 года действующий порядок оплаты перевозки в одном вагоне овощей разных наименований по высоким тарифам мелких отправок и установить оплату перевозки разных овощей в одном вагоне по тарифным ставкам на преобладающий в загруженном вагоне вид овощей;

в) отменить действующий порядок повышенной оплаты перевозки картофеля, овощей и яблок в период с 1 декабря до 1 сентября.

Обязать Министерство путей сообщения при перевозках картофеля, овощей и яблок в обыкновенных крытых вагонах и вагонах-ледниках производить расчёт по тарифу малой или большой скорости в зависимости от того, на какую скорость отправителем составлена накладная.

7. Обязать Министерство речного флота:

а) снизить с 1 июля 1952 года речные тарифы на перевозки картофеля, свежих овощей и фруктов по всем речным пароходствам на 16%. В направлениях, параллельных железным дорогам, между пунктами, связанными железными дорогами, снизить уровень речных тарифов на перевозку картофеля, свежих овощей и фруктов с тем, чтобы плата за перевозку одной тонны этих грузов между указанными пунктами была ниже не менее, чем на 10-15% по сравнению с платой за перевозку по железной дороге;

б) в целях улучшения использования грузоподъёмности речных судов на перевозках картофеля, овощей и фруктов пересмотреть в месячный срок по согласованию с Министерством торговли СССР действующие тарифные нормы загрузки судов при перевозке указанных грузов в сторону увеличения на 10-15%.

8. Снизить с 1 июля 1952 года нормы естественной убыли, усушки, потерь при сортировке, подборке и краткосрочном хранении: картофеля с 2 до 1,5% к заготовительной цене, капусты - с 3 до 2%, корнеплодов - с 2 до 1,5%, огурцов - с 3 до 2% и помидоров с 4 до 3%, а нормы убыли в пути при перевозках указанных продуктов с 2 до 1% к заготовительной цене.

9. Возложить на Центросоюз заготовки по государственному плану картофеля, овощей и фруктов повсеместно, за исключением заготовок в зоне предприятий Министерства пищевой промышленности СССР, освободив от проведения этих заготовок Министерство торговли СССР.

10. Возложить на Министерство пищевой промышленности СССР заготовку и отгрузку винограда в промышленные центры, а также заготовку и отгрузку фруктов и цитрусовых плодов в Крымской области, Молдавской ССР, Грузинской ССР, Армянской ССР, Азербайджанской ССР, Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской ССР, освободив соответственно от этих функций Центросоюз и Министерство торговли СССР.

11. Возложить с 15 июля 1952 года повсеместно заготовку яиц на потребительскую кооперацию, освободив от заготовок яиц систему Министерства мясной и молочной промышленности СССР.

12. Возложить оптовую реализацию яиц в Москве, Ленинграде, Свердловске, Челябинске, Молотове, Кемерово, Баку, Донбассе, курортах Крыма и Кавказа на Министерство мясной и молочной промышленности СССР, а в остальных районах - на Центросоюз.

13. Ввиду нецелесообразности дальнейшего разобщения дела заготовок и заводской первичной обработки льна-долгунца и конопли, а также в целях сокращения расходов по заготовкам этой продукции реорганизовать Всесоюзное объединение Заготлён в Главное управление по заготовкам и первичной обработке льна и конопли - Главзаготлён Министерства заготовок. В связи с этим ликвидировать Главное управление по первичной обработке льна и Главное управление по приёму и первичной обработке конопли и других лубяных культур Министерства лёгкой промышленности СССР.

14. В целях уменьшения накладных расходов и улучшения дела заготовок сосредоточить заготовки пушнины, мехового сырья и каракуля, начиная с 15 июля 1952 года, в объединении "Заготживсырьё" Министерства заготовок, освободив от проведения этих заготовок Центросоюз, за исключением заготовок пушнины и мехового сырья в Якутской АССР, Эвенкийском и Таймырском национальных округах Красноярского края и Ямало-Ненецком национальном округе Тюменской области.

Установить, что Министерство заготовок привлекает на контрагентских началах к заготовкам пушнины и мехового сырья сельские потребительские общества на условиях выплаты им денежных наценок за заготовленную пушнину и меховое сырьё в размере 15% от заготовительной стоимости вместо 39%, уплачиваемых системе потребительской кооперации в настоящее время.

Установить Министерству заготовок с 1 июля 1952 года издержки по заготовкам пушно-мехового сырья в размере 33% к заготовительным ценам вместо 40,3%, предусмотренных в плане на 1952 год.

15. Возложить на Центросоюз заготовку лекарственных трав для Министерства здравоохранения СССР.

16. Снизить с 1 июля 1952 года действующие единые оптовые цены на новые ящики под плодоовощную продукцию в среднем на 15% (без изменения оптовых цен на комплекты деталей ящиков) и на древесную яичную и фруктовую стружку на 20%.

В целях повышения заинтересованности торговых организаций в сдаче держаной тары лесотарным предприятиям, увеличить в среднем на 10% действующие размеры возмещения за сдаваемые торговыми организациями держаные ящики под плодоовощную продукцию.

Утвердить прейскурант оптовых цен на новые, держаные и отремонтированные ящики, кули рогожные и корзины согласно Приложению N 6.

Обязать Министерство лесной промышленности СССР совместно с Министерством торговли СССР, Министерством пищевой промышленности СССР и другими заинтересованными министерствами разработать и представить в Совет Министров СССР к 1 сентября 1952 года проект прейскуранта новых оптовых цен на остальные виды новой, держаной и отремонтированной деревянной тары, с учётом снижения действующих оптовых цен на новую тару, снижения стоимости ремонта тары и установления цен на возвратную тару, обеспечивающих лучшее использование возвратной тары и сокращение издержек в торговых организациях по таре.

17. Отменить с 1 июля 1952 года налог с оборота на картофель и фрукты.

Обязать Министерство финансов СССР изъять в доход союзного бюджета дополнительную прибыль, образующуюся в связи с освобождением предприятий и организаций от уплаты налога с оборота на картофель и фрукты, зачислив эти средства в фонд снижения розничных цен.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»