Недействующий


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 1987 года N 360


О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года N 817 "О повышении роли Государственного комитета СССР по науке и технике в управлении научно-техническим прогрессом в стране"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 17 июля 1987 года N 817 отметили, что претворение в жизнь одобренного XXVII съездом партии стратегического курса на ускорение социально-экономического развития советского общества, обеспечение выхода страны на передовые научно-технические рубежи, подъем народного благосостояния требует осуществления крупных мер по повышению темпов научно-технического прогресса, проведения глубокой перестройки системы управления развитием науки и техники.

В стране создан мощный научно-технический потенциал, который позволяет решать многие сложные народнохозяйственные задачи. Вместе с тем эффективность его использования еще явно недостаточна. Как отмечалось на июньском (1987 год) Пленуме ЦК КПСС, научно-технический прогресс в стране затормозился. По ряду важнейших направлений допущено отставание, не обеспечивается опережающее развитие науки и техники с учетом происходящей в мире научно-технической революции. Продолжают иметь место факты, когда даже самые прогрессивные технические идеи не находят практической реализации. Нередко при наличии собственных разработок, обеспечивающих высокий технический уровень, конкурентоспособность советской техники и технологии на мировом рынке, неоправданно заимствуются зарубежные технические решения.

Основная причина такого положения состоит в том, что научно-технический прогресс не включен органически во все экономические процессы.

В постановлении отмечается, что Государственный комитет СССР по науке и технике не осуществляет целеустремленной, настойчивой работы по формированию совместно с другими органами государственного управления действенного экономического механизма, обеспечивающего активизацию академической, вузовской и отраслевой науки, усиление взаимодействия науки с производством, постоянное ускорение темпов научно-технического прогресса. Госплан СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике, другие центральные экономические ведомства в своей практической деятельности не проводят курс на увеличение производства наукоемкой продукции. Научные прогнозы Академии наук СССР недостаточно глубоко обосновывают влияние научно-технического прогресса на развитие народного хозяйства.

В результате этого планы экономического и социального развития не в полной мере опираются на широкое использование научно-технических достижений и не оказывают должного воздействия на развитие новых направлений научно-технического прогресса.

Ускорение научно-технического прогресса до сих пор не стало главной задачей министерств, ведомств, объединений и предприятий. Развитие отраслей народного хозяйства, многих объединений, предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций слабо увязано со стратегическими целями научно-технического прогресса. Многие головные институты, заняв в отраслях монопольное положение, препятствуют внедрению разработок, выполненных в академических учреждениях и вузах, в других отраслевых институтах, зачастую тормозят использование предложений изобретателей.

Крайне медленно решаются вопросы укрепления материальной и опытно-экспериментальной базы науки, развития научного приборостроения, всей системы обслуживания научно-технической деятельности. Не налажена четкая система сбора, анализа, обобщения и использования информации о достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники.

В управлении научно-техническим прогрессом недостаточно используется творческая активность трудящихся. Изобретательская и рационализаторская деятельность не координируется с насущными задачами повышения технического уровня и эффективности производства, качества выпускаемой продукции. Многие важные изобретения не получают своевременного отражения в планах экономического и социального развития и не реализуются.

Плохо используются возможности международного научно-технического сотрудничества. В работе по реализации Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года отсутствует творческий, новаторский подход, обеспечивающий динамичное развитие сотрудничества с организациями и предприятиями социалистических стран в области науки и техники.

Перестройка руководства народным хозяйством во многом зависит от эффективного управления научно-техническим прогрессом. В то же время, указывается в постановлении, Государственный комитет СССР по науке и технике медленно перестраивает свою деятельность в соответствии с новыми требованиями. В его работе преобладает решение текущих вопросов, нередко узкоотраслевого характера, не определяющих общегосударственную стратегию научно-технического развития. Неоправданно большое внимание к оперативному регулированию хода выполнения чрезмерно разросшегося числа научно-технических программ не позволяет Комитету сосредоточивать усилия на ключевых вопросах формирования и практического осуществления единой государственной научно-технической политики, проведении аналитической оценки развития науки и техники, решении крупных межотраслевых научно-технических проблем, координации деятельности отраслей в разработке стратегии технического развития. Имеются серьезные недостатки в подготовке научных кадров, а также в кадровом обеспечении Государственного комитета СССР по науке и технике.

В целях ускорения экономического и социального развития республики на основе повышения темпов научно-технического прогресса, эффективного использования научно-технического потенциала, усиления интеграции науки с производством и во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года N 817 Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, Дальневосточному, Сибирскому и Уральскому отделениям Академии наук СССР, Всероссийскому отделению ВАСХНИЛа, Сибирскому отделению ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Сибирскому отделению Академии медицинских наук СССР считать главным в своей деятельности неуклонное претворение в жизнь стратегии партии по ускорению социально-экономического развития страны на основе эффективного использования возможностей научно-технической революции.

Первостепенное внимание уделять развитию приоритетных направлений научно-технического прогресса, решению крупных научно-технических проблем, организации разработки принципиально новой техники, технологии и материалов, осуществлению контроля за научно-техническим уровнем отраслей, соответствием производства лучшим мировым достижениям, повышению эффективности деятельности научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций.

Госплану РСФСР совместно с республиканскими экономическими органами, министерствами и ведомствами РСФСР, Дальневосточным, Сибирским и Уральским отделениями Академии наук СССР, Всероссийским отделением ВАСХНИЛа, Сибирским отделением ВАСХНИЛа, Отделением ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Сибирским отделением Академии медицинских наук СССР сосредоточить свою деятельность на разработке и постоянном совершенствовании такого экономического механизма, который давал бы возможность обеспечивать неуклонное повышение технического уровня общественного производства, укрепление и эффективное использование научно-технического потенциала в условиях расширения самостоятельности объединений, предприятий и организаций, их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, систематически осуществлять научно-техническое прогнозирование, обеспечивать концентрацию ресурсов академической, вузовской и отраслевой науки на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, углубление научно-технического сотрудничества со странами - членами СЭВ.

Повысить ответственность министерств и ведомств РСФСР за развитие научно-технического прогресса в республике.

2. Считать Комплексную программу научно-технического прогресса РСФСР на 20 лет важнейшим предплановым документом, основой для долгосрочного и пятилетнего планирования в полном соответствии с экономической стратегией КПСС.

Госплану РСФСР, Госстрою РСФСР, Госагропрому РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Дальневосточному, Сибирскому и Уральскому отделениям Академии наук СССР с привлечением заинтересованных министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов и их научно-исследовательских организаций, Всероссийского отделения ВАСХНИЛа, Сибирского отделения ВАСХНИЛа, Отделения ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Сибирского отделения Академии медицинских наук СССР, а также с участием научных учреждений Академии наук СССР, расположенных на территории РСФСР, осуществить меры по коренному совершенствованию разработки Комплексной программы научно-технического прогресса РСФСР на 20 лет, повысить научную обоснованность наиболее перспективных направлений ускорения научно-технического прогресса и социально-экономического развития республики, содержащихся в ней технико-экономических оценок важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники, выводов и предложений об их использовании в народном хозяйстве, предусматривая при этом несколько вариантов, путей и средств решения поставленных задач. При разработке Комплексной программы обеспечивать более четкую конкретизацию рекомендаций на ближайший пятилетний период.

Работа над Комплексной программой должна проводиться постоянно, ее необходимо уточнять и обновлять каждые 5 лет. Комплексная программа научно-технического прогресса РСФСР на 20 лет представляется в Совет Министров РСФСР не позднее чем за 3 года до начала очередной пятилетки.

3. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам в целях повышения научной обоснованности планов экономического и социального развития и более полного учета в них новейших достижений науки и техники для обеспечения коренных сдвигов в структуре и техническом уровне производства, повышения его эффективности на основе Комплексной программы научно-технического прогресса РСФСР на 20 лет представлять в Госплан РСФСР конкретные материалы к предложениям по РСФСР к Концепции и Основным направлениям экономического и социального развития СССР на 15 лет в порядке и сроки, устанавливаемые Госпланом РСФСР.

4. Госплану РСФСР, Госстрою РСФСР, Госагропрому РСФСР совместно с Дальневосточным, Сибирским и Уральским отделениями Академии наук СССР, Всероссийским отделением ВАСХНИЛа, Сибирским отделением ВАСХНИЛа, Отделением ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Сибирским отделением Академии медицинских наук СССР, министерствами и ведомствами РСФСР:

а) принимать участие:

в работе Государственного комитета СССР по науке и технике по обеспечению выбора и обоснования приоритетных направлений научно-технического прогресса.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР возложили на Государственный комитет СССР по науке и технике ответственность за своевременное и эффективное развитие работ по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, за опережающее развитие отечественной науки и техники по этим направлениям в сравнении с мировым уровнем;

в разработке Государственным комитетом СССР по науке и технике, Госпланом СССР и Академией наук СССР государственных целевых научно-технических программ межотраслевого характера, предусматривающих создание принципиально новой техники, технологии и материалов и решение крупных научно-технических проблем, имеющих революционизирующее значение для развития экономики, выхода отечественного производства на высший мировой уровень.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР установили, что перечень государственных целевых научно-технических программ определяется при разработке проекта Концепции экономического и социального развития СССР. Эти программы используются при подготовке проектов Основных направлений экономического и социального развития СССР, пятилетних планов и при формировании Госпланом СССР, министерствами, ведомствами и Советами Министров союзных республик контрольных цифр и государственных заказов;

б) разрабатывать и представлять в Совет Министров РСФСР республиканские целевые научно-технические программы межотраслевого характера.

Перечень республиканских целевых научно-технических программ определять при разработке предложений по РСФСР к проекту Концепции экономического и социального развития СССР. Использовать эти программы при подготовке предложений по РСФСР к проектам Основных направлений экономического и социального развития СССР, пятилетних планов и при формировании контрольных цифр и государственных заказов.

5. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 17 июля 1987 года N 817 возложили на Государственный комитет СССР по науке и технике руководство межотраслевыми научно-техническими комплексами (МНТК) и обязали его обеспечить приоритетное развитие научно-технических направлений, закрепленных за МНТК, контролировать соответствие уровня их исследований и разработок высшим мировым достижениям и перспективным тенденциям развития науки и техники.

Министерству здравоохранения РСФСР и Сибирскому отделению Академии наук СССР совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике обеспечить коренное улучшение деятельности МНТК "Микрохирургия глаза" и "Катализатор". Совместно с Госпланом РСФСР активно участвовать в формировании Госпланом СССР целевых заданий по развитию этих комплексов как самостоятельных объектов в соответствующих разделах государственных планов экономического и социального развития СССР, а также по широкому использованию в народном хозяйстве результатов их разработок. Вносить при необходимости соответствующие предложения в Совет Министров РСФСР.

6. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 17 июля 1987 года N 817 признали важнейшей задачей Государственного комитета СССР по науке и технике работу по реализации Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года и разработку мероприятий по ее развитию.

Государственный комитет СССР по науке и технике несет ответственность за организацию работы по выполнению в целом по стране Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ, организует и координирует научные исследования и разработки, проводимые министерствами, ведомствами и организациями СССР по проблемам и заданиям этой программы совместно с соответствующими организациями стран - членов СЭВ; принимает решения по обеспечению выполнения обязательств Советской Стороны; совместно с Госпланом СССР формирует специальные разделы государственных планов экономического и социального развития СССР для реализации заданий, предусмотренных программой.

7. В целях своевременного освоения производства принципиально новых видов техники, технологии и материалов, созданных в соответствии с государственными целевыми научно-техническими программами, Комплексной программой научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, республиканскими целевыми научно-техническими программами, а также реализации в народном хозяйстве республики важнейших разработок межотраслевых научно-технических комплексов, республиканских инженерно-технических центров, академической и вузовской науки, крупных изобретений Госплану РСФСР осуществлять с участием Дальневосточного, Сибирского и Уральского отделений Академии наук СССР, Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов формирование государственных заказов по развитию науки и техники, опытно-экспериментальных баз республиканских инженерно-технических центров, а также организаций и предприятий, выполняющих республиканские целевые научно-технические программы, и включать их в проекты государственных планов экономического и социального развития РСФСР, контролировать их исполнение.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР поручили Государственному комитету СССР по науке и технике осуществлять систематический анализ состояния и действенный контроль за развитием опытно-экспериментальной базы и научного приборостроения в стране.

8. Госплану РСФСР совместно с Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР, министерствами и ведомствами РСФСР разрабатывать в установленном порядке перспективные и годовые планы подготовки и распределения научных кадров с учетом развития новейших направлений науки и техники.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР:

обязали Государственный комитет СССР по науке и технике совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР обеспечить руководство работой министерств и ведомств СССР по организации подготовки кандидатов и докторов наук с учетом развития новейших направлений науки и техники; разрабатывать в установленном порядке перспективные и годовые планы подготовки и распределения научных кадров;

возложили на Государственный комитет СССР по науке и технике контроль за деятельностью Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР.

9. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 17 июля 1987 года N 817:

поручили Государственному комитету СССР по науке и технике периодически осуществлять комплексный анализ научно-технического уровня отраслей народного хозяйства и контроль за соответствием производства лучшим мировым достижениям, эффективностью использования отраслевого научно-технического потенциала, его взаимосвязей с академической и вузовской наукой;

установили, что Государственный комитет СССР по науке и технике проводит выборочную экспертную оценку важнейших видов продукции и базовых технологий, а также технологической части проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение важнейших предприятий.

Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам на оснований анализа и оценок Государственного комитета СССР по науке и технике организовывать разработку и реализацию мероприятий по повышению технического уровня производства и выпускаемой продукции и по устранению недостатков в этой работе.

10. Считать одной из важнейших задач министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов обеспечение высокоэффективной деятельности подведомственных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, а также заводского сектора науки.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР:

поручили Государственному комитету СССР по науке и технике периодически проводить государственные проверки указанных организаций, давать принципиальную оценку эффективности их деятельности, ориентации на развитие приоритетных направлений научно-технического прогресса, на создание принципиально новых технологий и техники новых поколений для своевременной замены действующих базовых технологий и обновления выпускаемой продукции, оснащенности этих организаций научными приборами и средствами автоматизации, их опытной и экспериментальной базы. Направлять материалы проверок постоянным органам Совета Министров СССР, соответствующим министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик. В необходимых случаях вносить предложения об изменении профиля работы учреждений науки и научного обслуживания, о ликвидации организаций, деятельность которых малоэффективна или не имеет актуального значения;

установили, что Государственный комитет СССР по науке и технике рассматривает предложения министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик о создании новых научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, проверяет научную и технико-экономическую обоснованность этих предложений. Создание таких организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, должно осуществляться только для высокоэффективного решения задач, стоящих перед народным хозяйством.

Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам вносить в установленном порядке предложения о создании указанных организаций с соответствующим научным и технико-экономическим обоснованием.

11. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 17 июля 1987 года N 817 в целях повышения эффективности использования научно-технического потенциала страны, обеспечения коренного подъема технического уровня отраслей народного хозяйства и выхода на передовые рубежи научно-технического прогресса признали необходимым с учетом положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении) перестроить систему управления научно-техническим прогрессом, имея в виду переход на экономические методы, стимулирующие повышение заинтересованности объединений, предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций в росте технического уровня производства, качества выпускаемой продукции, в сокращении сроков создания и освоения производства новой техники, технологии и материалов.

Исходить из того, что важнейшей задачей перестройки является создание условий, при которых каждый коллектив будет максимально восприимчив к нововведениям, кровно заинтересован в использовании достижений науки и техники. Широко использовать конкурсные, договорные начала в научно-технической сфере, включая фундаментальные исследования, в целях предотвращения монополии отдельных головных организаций в закрепленных за ними направлениях работы.

Возложили на Государственный комитет СССР по науке и технике разработку совместно с Госпланом СССР, министерствами и ведомствами СССР и с широким привлечением научно-технической общественности мер по совершенствованию хозяйственного механизма управления и форм интеграции академической, вузовской и отраслевой науки и производства, направленных на повышение эффективности работы учреждений науки и научного обслуживания и ускорение внедрения научно-технических достижений в практику, а также систематический анализ практической действенности этого механизма.

Поручили вести эту работу в следующих направлениях:

а) всемерное развитие принципов хозяйственного расчета во взаимоотношениях между научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и предприятиями с использованием договорных цен и усиление взаимной экономической ответственности этих организаций и предприятий за научно-технический уровень, эффективность и качество результатов исследований и разработок, за своевременное создание и освоение в производстве новой техники, технологии и материалов.

Предусматривать для объединений, предприятий и научных организаций введение экономических льгот и повышение их ответственности при осуществлении крупных комплексных мероприятий по созданию и освоению принципиально новой техники и технологии, выполнении заданий научно-технических программ, имеющих важнейшее общегосударственное значение;

б) последовательный перевод научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций и научно-производственных объединений на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с использованием нормативного метода распределения прибыли (дохода);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»