Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 августа 1994 года N 69

О введении в действие положения о классификации,
расследовании и учете транспортных происшествий
на внутренних судоходных путях Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу с 16 февраля 2004 года на основании
приказа Минтранса Российской Федерации от 29 декабря 2003 года N 221
____________________________________________________________________

В связи с изменением структуры управления речным транспортом, проводимыми экономическими реформами и в исполнение решения Коллегии Министерства транспорта РФ от 03.03.93 "По стабилизации и развитию ТДК на 1993 год"

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 30 сентября 1994 года Положение о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации.

2. Считать утратившими силу приказы Министерства речного флота РСФСР N 50 от 9 апреля 1971 года и N 66 от 22 апреля 1986 г.

     Министр
В.Б.Ефимов

    

Зарегистрировано в Министерстве

юстиции Российской Федерации

24 августа 1994 года

Регистрационный N 665

     

 УТВЕРЖДЕНО
 приказом министра транспорта
 Российской Федерации
от 16.08.1994 г. N 69


ПОЛОЖЕНИЕ
о классификации, расследовании и учете транспортных
происшествий на внутренних судоходны путях Российской Федерации

     

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение распространяется на транспортные происшествия, происшедшие на внутренних судоходных путях Российской Федерации:

с судами, подлежащими учету в Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации и введенными в эксплуатации независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности,

на гидротехнических сооружениях,

с судами других ведомств в период их нахождения на внутренних судоходных путях Российской Федерации,

с маломерными, спортивными, военными судами, когда они явились участниками транспортного происшествия с перечисленными выше судами и гидротехническими сооружениями.

1.2. В случаях транспортных происшествий, не предусмотренных Положением, вопрос о их расследовании и классификации решает Государственная речная судоходная инспекция бассейна.

1.3. Общий надзор за безопасностью судоходства и контроль за соблюдением требований Положения возлагается на Государственную речную судоходную инспекцию Российской Федерации, а непосредственный надзор и контроль в границах своих бассейнов на Государственные речные судоходные инспекции бассейнов, их линейные отделы и капитанов портов.

2. Определения и понятия

2.1. В Положении под используемыми терминами понимается:

2.1.1. Внутренние судоходные пути - часть внутренних водных путей Российской Федерации, используемых для движения судов и плотов, устанавливаемых и объявляемых для судоходства Министерством транспорта Российской Федерации.

2.1.2. Военное судно - боевой или специального назначения корабль Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

2.1.3. Гибель людей - любое лицо, погибшее на месте транспортного происшествия или умершее от последствий такового.

2.1.4. Гидротехнические сооружения - шлюзы, плотины, мосты, портовые и водозаборные сооружения, волноломы и т.п., а также воздушные и подводные переходы (кабели, трубопроводы, линии телефонных и электропроводных передач, наплавные мосты) в пределах судового хода.

2.1.5. Затопление судов - полное погружение корпуса в воду или полная утрата запасов плавучести в результате проникновения воды в корпус или опрокидывания.

2.1.6. Недостаточная профессиональная пригодность неудовлетворительное знание маневренных и технических качеств судна, лоций и штурманских наставлений, незначительный опыт самостоятельного плавания.

2.1.7. Непреодолимые и непредвиденные обстоятельства стихийные причины, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторов льда и др.

2.1.8. Полное конструктивное разрушение - поломки судов и гидротехнических сооружений, которые невозможно устранить путем замены или ремонта.

2.1.9. Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, буксировки плотов, судов и иных плавучих объектов, разведки и добычи полезных ископаемых, для рыбных и иных промыслов, производства ледокольных, спасательных операций, дноуглубительных и других путевых работ, для хозяйственных, научных и культурных целей.

2.1.10. Состав - соединенные между собой суда, предназначенные для их транспортировки (буксировки на тросе, методом толкания) по воде.

2.1.11. Судно маломерное - судно, длина которого менее 7 метров, а гребное - независимо от размеров.

2.1.12. Скрытое транспортное происшествие - отсутствие информации в Государственной речной судоходной инспекции о транспортном происшествии в течение более 5 суток.

2.1.13. Судоводительские ошибки - неоправдавшийся риск, потеря ориентировки, выбор неудачного маневра, неправильное исполнение команд вахтенного начальника, передоверие информации электрорадионавигационных приборов и др.

2.1.14. Судовой ход - акватория водного пути, предназначенная для движения судов, обозначенная на местности и карте.

2.1.15. Судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

2.1.16. Столкновение - удар между собой судов и составов, находящихся на ходу.

2.1.17. Тяжкие телесные повреждения - расстройство здоровья со стойкой утратой трудоспособности согласно правилам служебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений.

2.1.18. Технические неисправности - отказы ДАУ, поломки главных и вспомогательных механизмов, движительно-рулевого комплекса, отключение электропитания устройств и приборов и т.д.

2.1.19. Транспортное происшествие - аварийный случай с судами и составами (в том числе и плотовыми), находящимися в эксплуатации, повлекший телесные повреждения или гибель людей, затопление или конструктивные разрушения и повреждения судов, гидротехнических сооружений, разливы нефти и нефтепродуктов, прекращение движения флота.

2.1.20. Удар - соприкосновение судна с другим, стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием и др.

3. Классификация транспортных происшествий

3.1. Транспортные происшествия на внутренних судоходных путях подразделяются на аварии и эксплуатационные происшествия.

3.2. К аварии относятся:

3.2.1. Транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди.

3.2.2. Полное конструктивное разрушение, затопление самоходных судов мощностью более 225 кВт и несамоходных водоизмещением порожнем более 300 тонн с последующим их списанием.

3.2.3. Посадка на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более, считая с момента подхода первого судна.

3.2.4. Разлив при транспортном происшествии нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.

3.3. К эксплуатационному происшествию относятся:

3.3.1. Все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии.

3.3.2. Транспортные происшествия независимо от наступивших последствий, кроме гибели или нанесения тяжких телесных повреждений людям:

3.3.2.1. Полученные при правомерных действиях экипажа во время аварийно-спасательных работ при оказании помощи другим судам.

3.3.2.2. В результате действия непреодолимой стихийной силы.

3.3.2.3. При работе судов в ледовых условиях.

3.3.2.4. Происшедшие при производстве экспериментальных и опытных рейсов и работ.

4. Виды и причины транспортных происшествий

4.1. Виды транспортных происшествий:

4.1.1. Столкновения.

4.1.2. Удар.

4.1.3. Затопление судов.

4.1.4. Посадка на мель.

4.1.5. Повреждение гидротехнических сооружений.

4.1.6. Прочие (все другие транспортные происшествия при движении судов, не попадающие под определения п.п.4.1. - 4.1.5.).

4.2. Причины транспортных происшествий:

4.2.1. Невыполнение личным составом судов должностных обязанностей, предусмотренных нормативно-распорядительными документами.

4.2.2. Нарушение вахтенным начальником или членами экипажа судна трудовой дисциплины.

4.2.3. Недостаточная профессиональная пригодность, судоводительские ошибки.

4.2.4. Неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судовых ходов.

4.2.5. Технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки, превышение допустимого уровня изношенности корпуса судна.

4.2.6. Невыполнение береговыми работниками требований документов, регламентирующих безопасность судоходства.

4.2.7. Непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.

4.2.8. Прочие.

5. Донесение о транспортном происшествии

5.1. О случае транспортного происшествия капитан (командир) или другие должностные лица судна и (или) гидротехнического сооружения, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, используя оперативную связь (радио, телефон, телеграф и др.), обязаны безотлагательно сообщить о нем в ближайший линейный отдел судоходной инспекции, а также диспетчерскому аппарату порта или района гидросооружения, владельцу судна сведения, указанные в Приложении 1.

Поступившие сведения указанных должностных лиц, а также выявленные сотрудниками судоходной инспекции транспортные происшествия регистрируются линейными отделами Государственной речной судоходной инспекции.

5.2. Диспетчер порта, другого транспортного предприятия, района гидросооружений, сотрудник линейного отдела Государственной речной судоходной инспекции, получивший информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывает о случившемся руководителям организаций по подчиненности.

5.3. Руководители транспортных организаций, Государственных предприятий водных путей и гидротехнических сооружений, Государственной речной судоходной инспекции бассейна об авариях информируют соответственно Департамент речного транспорта, Государственную речную судоходную инспекцию Российской Федерации и органы транспортной прокуратуры по месту происшествия.

5.4. Капитан (командир) или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия обязан:

5.4.1. Принять меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия.

5.4.2. При аварии поддерживать постоянную связь с судовладельцем, ближайшим транспортным предприятием и линейным отделом судоходной инспекции.

5.4.3. Покидать место происшествия только с разрешения судоходной инспекции.

5.4.4. В течение суток составить в трех экземплярах "Акт транспортного происшествия" по форме, указанной в Приложении 2.

5.4.5. Акты на транспортные происшествия с гидротехническими сооружениями и плотами оформляются с участием представителей их владельцев.

5.4.6. При двух и более участниках транспортного происшествия акт составляется ими совместно. При разногласиях участников транспортного происшествия о его причина и последствиях акты составляются раздельно.

5.5. Владельцы судов и гидротехнических сооружений, независимо от информации капитанов, в случае транспортного происшествия обязаны:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»