МЕМОРАНДУМ
о взаимопонимании об осуществлении безвозмездной
поставки продовольственных товаров


НАСТОЯЩИЙ МЕМОРАНДУМ О ВЗАИМОПОНИМАНИИ СОСТАВЛЕН МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И ЕВРОПЕЙСКИМ СООБЩЕСТВОМ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ КОМИССИЕЙ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ.

1. Цели

1.1. На основании запроса Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1998 года (Приложение I), Совет Европейского Союза принял решение осуществить программу безвозмездных поставок продовольствия для Российской Федерации.

1.2. Конкретной целью программы поставок продовольствия является улучшение ситуации с поставками продовольствия в регионы Российской Федерации, в которых наблюдается значительная нехватка основного продовольствия, в соответствии с планом Правительства Российской Федерации. Этот план является частью настоящего Меморандума о взаимопонимании (Приложение II), и Правительство Российской Федерации должно принять по нему официальное решение, которое будет опубликовано. Затем текст будет передан Комиссии Европейских сообществ (здесь и далее именуемой Комиссией) в течение 14 дней после подписания настоящего Меморандума о взаимопонимании.

Данная акция поможет нуждающейся части населения преодолеть последствия низкого урожая в Российской Федерации, а также проблемы снабжения продовольствием в отдельных регионах. Регионы и области, которые станут получателями, перечислены в Приложении II. Изменения в этот список регионов и областей могут вноситься только после предварительного одобрения Комиссией.

2. Содержание

2.1. Программа поставок продовольствия будет включать безвозмездные поставки в Российскую Федерацию следующих видов продовольствия, максимум:

- 1000000 тонн пшеницы хлебопекарного качества;

- 500000 тонн ржи хлебопекарного качества;

- 50000 тонн белого риса;

- 150000 тонн замороженной говядины в тушах;

- 100000 тонн замороженной свинины в тушах;

- 50000 тонн обезжиренного молочного порошка

2.2. Качество продуктов будет соответствовать стандартам, применяемым к интервенционным закупкам в ЕС.

3. Общие положения реализации

3.1. Европейское сообщество будет поставлять продукты безвозмездно на условиях CIF в российские порты или на условиях франко-граница до российской границы, при условии согласования между Правительством Российской Федерации и Комиссией Технического приложения к настоящему Меморандуму, включающего детали, относящиеся к его реализации, и в частности, соответствующие транспортные вопросы. Расходы по разгрузке продовольствия будет нести Правительство Российской Федерации.

3.2. Таможенные, ветеринарные/санитарные и другие процедуры пограничного контроля будут осуществляться таким образом, чтобы обеспечить наиболее быструю доставку товаров к месту их назначения. Если ветеринарный/санитарный контроль осуществляется в Сообществе ветеринарным персоналом, назначенным Правительством Российской Федерации, то больше никакого дополнительного ветеринарного/санитарного контроля импорта соответствующих продуктов в Российскую Федерацию осуществляться не будет. Продукты, поставленные Европейским сообществом безвозмездно, будут при их импорте в Россию освобождены от таможенных пошлин и других налогов, сборов, лицензирования или каких-либо других административных процедур.

3.3. Правительство Российской Федерации будет нести ответственность за немедленную приемку и разгрузку товаров в российских портах или на границе и за их транспортировку из российских портов или от российской границы к месту их конечного назначения. Правительство Российской Федерации предоставит соответствующие транспортные средства и складские помещения, которые позволят сохранить качество поставленных продуктов. Товары будут защищены от хищений, подделки и злоупотреблений с момента разгрузки и до поставки конечному потребителю. Все расходы, связанные с разгрузкой, обработкой, переработкой, внутренними перевозками, хранением и доставкой к месту конечного назначения, будет нести Правительство Российской Федерации.

3.4. Организации и/или операторы, которые будут выполнять необходимую работу по приемке, транспортировке, переработке и продаже товаров в месте конечного назначения по поручению Правительства Российской Федерации и назначенные этим Правительством на основе тендерных процедур, перечислены в Приложении III.

3.5. Штраф за простой или премия за досрочную выгрузку в местах выплачиваются соответственно Правительством Российской Федерации Комиссии или Комиссией Правительству Российской Федерации. Расчеты по премиям/штрафам между Комиссией и назначенными операторами будут производиться позднее. Штраф за простой, который должен быть выплачен Комиссии, будет вычтен из баланса в любой момент распределения продуктов.

3.6. Акты приемки по форме ЕС (бланки будут поставлены Комиссией) должны выдаваться, в случае использования наземного транспорта, не позднее чем через 48 часов, а в случае использования морского транспорта - не позднее чем через 10 календарных дней после прибытия продуктов на российскую границу или в порты и содержать согласованные данные о количестве и качестве полученных товаров. По истечении этого срока претензии по количеству и качеству поставленных продуктов и, в частности, по их годности к употреблению, не принимаются. Уполномоченный представителем организации/оператора, назначенный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.4, будет вручать оригиналы актов приемки операторам, назначенным Комиссией.

3.7. Продукты, включенные в программу, будут продаваться на местных рынках нуждающихся регионов (Приложение II) по преобладающим местным рыночным ценам. В исключительных случаях, по решению Правительства Российской Федерации, продукты могут распределяться бесплатно среди наиболее нуждающейся части населения в этих регионах.

3.8. Стороны договорились, что средства, полученные от продажи продуктов, поставленных в Российскую Федерацию в рамках настоящего Меморандума о взаимопонимании, будут помещены на специальный счет, предназначенный для социальных нужд, который будет открыт Министерством финансов Российской Федерации и будет находиться в его ведении.

3.9. Правительство Российской Федерации предотвратит реэкспорт как самих поставленных продуктов, так и продуктов, полученных в результате их переработки. Правительство берет на себя обязательство обеспечить, чтобы такие же продукты, произведенные в России или импортируемые из третьих стран, не экспортировалось или не реэкспортировалось в период реализации настоящей программы поставок продовольствия. Однако эти положения не препятствуют экспорту по контрактам, заключенным до 1 октября 1998 года. Правительство Российской Федерации будет информировать Комиссию о таких контрактах.

3.10. Правительство Российской Федерации будет ежемесячно передавать Комиссии отчеты о реализации этой программы. Отчеты будут включать в себя данные по каждому виду продуктов о количествах, полученных в российских портах или на границе (со спецификацией по каждому пункту прибытия), распределении продуктов по регионам, переработанных количествах, количествах, полученных каждым регионом, количествах, проданных в каждом регионе, а также количествах, бесплатно распределенных конкретным нуждающимся группам (по регионам). Кроме того, будет предоставляться подробная спецификация использования специального счета для социальных нужд. Правительство Российской Федерации также берет на себя обязательство ежемесячно передавать отчет о платежах на этот специальный счет и отчет о выплатах с этого счета.

3.11. Продукты, включенные в программу, будут поставляться в Россию в несколько последовательных этапов. Первая поставка будет осуществлена в объеме не менее 20% общего тоннажа, предусмотренного программой. Комиссия будет стремиться осуществить поставки продуктов в российские порты и на российскую границу в течение первой половины 1999 года.

3.12. Стороны согласны, что их представители при необходимости встречаются для разрешения любых проблем, которые могут возникнуть при реализации настоящего Меморандума.

3.13. Правительство Российской Федерации обеспечит транспарентность и полный контроль всех операций, начиная с приемки продуктов и до конечного пункта их распределения. В частности, сбор и использование полученных от продажи средств, а также подробная спецификация специального счета будут находиться под наблюдением соответствующих российских контрольных органов.

3.14. Палата Аудиторов Европейского сообщества имеет право проводить аудиторские проверки в Российской Федерации в отношении выполнения настоящего Меморандума. Палата Аудиторов заранее сообщает о таких миссиях и приглашает Правительство Российской Федерации к участию в этих аудиторских проверках.

3.15. Российские власти будут оказывать содействие и сотрудничать при отслеживании поставок, осуществлении аудиторских проверок, контроля и оценки на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Меморандумом; эти действия будут осуществляться независимыми организациями, уполномоченными должным образом Комиссией, и в соответствии с российским законодательством. Финансирование этих аудиторских проверок будет осуществляться европейской стороной.

3.16. Комиссия оставляет за собой право, после уведомления Правительства Российской Федерации, приостановить реализацию программы в любой момент, если она получит информацию, которая даст повод сомневаться в надлежащей реализации настоящей программы поставок продовольствия, и, в частности, в соблюдении Правительством Российской Федерации настоящего Меморандума о взаимопонимании.

Настоящий Меморандум вступает в силу со дня его подписания.


Совершено в Брюсселе 20 января 1999 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

(Подписи)

Приложение I

ПИСЬМО
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИССАРУ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ

Господину ВАН ДЕН БРУКУ,
Комиссару Европейской комиссии
Брюссель

Уважаемый Ван Ден Брук,

Встреча на высшем уровне между Канцлером Клима Президентом Европейской комиссии, г-ном Сантером и Председателем Правительства Российской Федерации Е.М. Примаковым, во время которой была поднята проблема тяжелой ситуации с продовольствием в России, положила начало нашим переговорам по этому вопросу.

Состояние дел с продовольствием в нашей стране обсуждалось также и во время нашей плодотворной встречи с Генеральным директором г-ном Легра 6 ноября 1998 г. Объективный анализ ситуации показывает, что этой зимой в России действительно ожидается значительная нехватка продовольствия. Для того, чтобы улучшить это положение, нам срочно требуется иностранная продовольственная помощь, особенно для регионов Российской Федерации, серьезно пострадавших от неурожая.

В этой связи Российское Правительство просит Европейский Союз оказать России срочную продовольственную помощь, состоящую из:

1 млн. тонн продовольственной пшеницы;

500 тысяч тонн ржи;

50 тысяч тонн риса;

150 тысяч тонн мяса говядины;

100 тысяч тонн мяса свинины;

50 тысяч тонн молочного порошка;

30 тысяч тонн макарон.

Понимаем, что количество и ассортимент этого продовольствия может быть изменены по взаимной договоренности.

Указанные зерновые и продовольственные товары будут продаваться по действующим рыночным ценам в регионах, имеющих существенный дефицит продовольствия. Средства, вырученные от продаж этих товаров будут направляться на специальный счет в федеральный бюджет для финансирования специальных социальных программ и развития сельского хозяйства.

Правительство Российской Федерации с полной ответственностью заверяет Европейское сообщество, что оно обеспечит необходимый контроль в морских портах и на транспорте с тем, чтобы поступающее из Европы продовольствие было доставлено и продано в наиболее нуждающихся районах России, а средства от этих продаж пошли на социальные нужды.

Думаю, что все необходимые условия оказания Европейским сообществом продовольственной помощи могли бы быть в ближайшее время согласованны между Европейской комиссией и Правительством Российской Федерации и подписан соответствующий Протокол о взаимопонимании.

С этой целью, г-н Ван Ден Брук, просил бы Вас направить в Москву уполномоченную делегацию Комиссии и сообщить дату ее прибытия.

Искренне Ваш,

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
Г.Кулик

     

     

Приложение II


Регионы для распределения продовольственной пшеницы:

  

тыс. тонн

Республика Карелия

20

Республика Коми

30

Архангельская область

40

Вологодская область

30

Мурманская область

20

Новгородская область

20

Псковская область

25

Брянская область

25

Владимирская область

20

Ивановская область

20

Калужская область

20

Костромская область

20

Рязанская область

25

Смоленская область

30

Тверская область

30

Тульская область

30

Ярославская область

25

Республика Марий-Эл

20

Республика Мордовия

30

Республика Чувашия

20

Кировская область

30

Нижегородская область

30

Республика Калмыкия

5

Республика Татарстан

30

Астраханская область

15

Самарская область

40

Ульяновская область

25

Республика Дагестан

40

Республика Ингушетия

5

Кабардино-Балкарская Республика

10

Республика Карачаево-Черкесия

5

Республика Северная Осетия - Алания

10

Республика Чечня

10

Республика Башкортостан

30

Республика Удмуртия

35

Оренбургская область

40

Пермская область

30

Свердловская область

45

Челябинская область

35

Калининградская область

30

Итого

1000

Регионы для распределения ржи:


  

тыс. тонн

Республика Коми

20

Архангельская область

20

Вологодская область

20

Псковская область

20

Брянская область

20

Владимирская область

20

Ивановская область

20

Калужская область

20

Костромская область

20

Рязанская область

15

Смоленская область

20

Тверская область

20

Тульская область

20

Ярославская область

20

Республика Марий-Эл

20

Республика Мордовия

20

Чувашская Республика

20

Нижегородская область

20

Волгоградская область

20

Самарская область

20

Ульяновская область

15

Пермская область

30

Свердловская область

40

Челябинская область

20

Итого

500

Регионы для распределения рисовой крупы:

  

  

тыс. тонн

Республика Карелия

1

Республика Коми

1

Архангельская область

1

Вологодская область

1

Мурманская область

1

Новгородская область

1

Псковская область

1

Брянская область

1

Владимирская область

1

Ивановская область

1

Калужская область

1

Костромская область

1

Рязанская область

1

Смоленская область

1

Тверская область

1

Тульская область

1

Ярославская область

1

Республика Марий-Эл

1

Республика Мордовия

1

Республика Чувашия

1

Кировская область

1

Нижегородская область

1

Республика Калмыкия

1

Республика Татарстан

1

Волгоградская область

2

Пензенская область

1

Самарская область

1

Саратовская область

2

Ульяновская область

1

Республика Дагестан

2

Республика Ингушетия

1

Кабардино-Балкарская Республика

1

Республика Карачаево-Черкесия

1

Республика Северная Осетия - Алания

1

Республика Чечня

1

Республика Башкортостан

2

Республика Удмуртия

2

Пермская область

2

Свердловская область

3

Челябинская область

3

Итого

50

Регионы для распределения говядины:


  

тыс. тонн

Республика Карелия

4

Республика Коми

6

Архангельская область

5

Мурманская область

6

Брянская область

4

Владимирская область

4

Ивановская область

5

Калужская область

3

Костромская область

3

Рязанская область

4

Смоленская область

4

Тверская область

4

Тульская область

5

Ярославская область

4

Кировская область

4

Нижегородская область

9

Республика Дагестан

5

Республика Ингушетия

3

Республика Кабардино-Балкария

3

Республика Северная Осетия - Алания

3

Чеченская Республика

3

Удмуртская Республика

5

Пермская область

5

Свердловская область

20

Челябинская область

12

Кемеровская область

10

Калининградская область

7

Итого

150

Регионы для распределения свинины:


  

тыс. тонн

Республика Карелия

2

Республика Коми

3

Архангельская область

3

Мурманская область

3

Брянская область

3

Владимирская область

4

Ивановская область

4

Смоленская область

4

Тверская область

4

Тульская область

4

Ярославская область

4

Кировская область

4

Нижегородская область

3

Астраханская область

3

Самарская область

4

Республика Дагестан

3

Удмуртская область

4

Пермская область

5

Свердловская область

12

Челябинская область

8

Кемеровская область

15

Итого

100

Регионы для распределения обезжиренного молочного порошка:


тыс. тонн

Республика Карелия

2

Республика Коми

3

Архангельская область

2

Мурманская область

3

Тульская область

2

Ярославская область

2

Кировская область

2

Нижегородская область

2

Республика Калмыкия

2

Республика Дагестан

2

Республика Кабардино-Балкария

2

Республика Карачаево-Черкесия

2

Республика Северная Осетия - Алания

2

Республика Чечня

2

Республика Удмуртия

3

Пермская область

2

Свердловская область

3

Челябинская область

3

Кемеровская область

3

Новосибирская область

2

Республика Саха (Якутия)

2

Магаданская область

2

Итого

50

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»