Недействующий

УТВЕРЖДАЮ
Министр природных ресурсов
Российской Федерации
Б.А.Яцкевич
23 сентября 1999 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по разработке нормативов предельно допустимых сбросов
вредных веществ в поверхностные водные объекты

(уточненная редакция)

____________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста РФ от 01.06.2000 N 4323-ЭР
("Экономика и жизнь", N 24, 2000)

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Утратили силу на основании

приказа Минприроды России от 3 февраля 2004 года N 84
____________________________________________________________________

 

Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 года N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года N 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов".

Методические указания вводятся взамен раздела по нормированию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты "Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты", утвержденной заместителем Председателя Госкомприроды СССР 11 сентября 1989 года.



1. Нормативные ссылки

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", 1991 года (Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст.457; 1992, N 10, ст.459; 1993, N 29, ст.1111).

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст.4471).

Закон Российской Федерации "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4556).

Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" от 6 мая 1998 года N 71-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2067).

Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3609).

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года N 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 6, ст.330).

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 года N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 1, ст.165).

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 10, ст.937).

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 года N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водохозяйственных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 14, ст.1636).

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года N 716 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 25, ст.2938).



2. Общие положения

2.1. Методические указания предназначены для использования специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, государственным органом санитарно - эпидемиологического надзора, федеральным органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов и их территориальными органами, федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, водопользователями, а также научно - исследовательскими и проектными организациями, имеющими установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации права на проведение работ, связанных с разработкой нормативов.

2.2. Методические указания устанавливают общие принципы определения нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты (далее - ПДС) в составе сточных вод и применения указанных нормативов в системе управления качеством сточных вод.

2.3. Методические указания направлены на обеспечение единого методического подхода при осуществлении водоохранных мероприятий, связанных со сбросом сточных вод в водные объекты, на применение единообразных расчетных методов, которые рекомендуется использовать водопользователям, имеющим организованные выпуски сточных вод в водные объекты, при разработке нормативов ПДС.

2.4. Нормативы ПДС могут использоваться при выдаче лицензий на водопользование, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами, наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства, оценке эффективности водоохранных мероприятий.



3. Установление нормативов ПДС

3.1. "Нормативы предельно допустимых... сбросов вредных веществ... устанавливаются по каждому источнику загрязнения" (Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (статья 27, пункт 1)). "Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условий целевого использования водного объекта" (Водный кодекс Российской Федерации, статья 109).

3.2. В целях реализации законодательных положений, изложенных в пункте 3.1 настоящих Методических указаний, рекомендуется следующий порядок установления нормативов ПДС.

3.2.1. Нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод проектируемых (реконструируемых) и действующих предприятий - водопользователей, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе - исходя из условия сохранения (неухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды.

В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных.

3.2.2. Для вредных веществ используются нормы качества воды - ПДК, ориентировочные допустимые уровни (ОДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), установленные нормативными документами федерального уровня, определяющими требования к качеству воды в водных объектах, используемых для хозяйственно - питьевых, коммунально - бытовых и рыбохозяйственных целей.

3.2.3. Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды.

Обоснованием для установления региональных норм служат данные специальных гидрологических, гидрохимических, геохимических, гидробиологических и других наблюдений, проводимых организациями, имеющими лицензию на право проведения таких работ. В качестве исходных данных о качестве воды могут быть использованы природные фоновые значения незагрязненных участков водных объектов, особо охраняемых водных объектов, водных объектов в пределах заповедников со сходными геолого - географическими условиями и фондовые материалы исследований прошлых лет.

3.2.4. При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственно - питьевых и коммунально - бытовых целей, нормы качества воды водных объектов или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм должны выдерживаться в водотоках на участке в один километр выше ближайшего по течению пункта водопользования, а в водоемах - на акватории в радиусе одного километра от пункта водопользования.

При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для рыбохозяйственных целей, нормы качества воды в них или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм следует соблюдать в пределах всего рыбохозяйственного участка, начиная с контрольного створа, определяемого в каждом конкретном случае территориальным (бассейновым) органом федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов, но не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

При сбросе сточных вод в водный объект через выпуски с рассеивающими оголовками нормативные требования к составу и свойствам воды водного объекта должны обеспечиваться в створе начального разбавления выпуска сточных вод.

В водохранилищах или в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, необходимо учитывать возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения.

3.2.5. При отведении в водные объекты сточных вод после охлаждения агрегатов концентрация загрязняющих веществ в сточных водах устанавливается на уровне концентрации веществ в воде водного объекта в месте забора воды для охлаждения агрегатов при условии пользования одним и тем же водным объектом. При отведении сточных вод в другой водный объект следует учитывать рекомендации, изложенные в пункте 3.2.1.

3.3. Величины нормативов ПДС определяются в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и действующими нормативно - методическими документами.

3.4. При определении кратности разбавления сбрасываемых сточных вод водой водного объекта в контрольном створе (на участке водопользования) принимаются следующие расчетные условия:

для незарегулированных водных объектов - расчетный минимальный среднемесячный расход воды года 95% обеспеченности;

для зарегулированных водных объектов - установленный гарантированный расход воды ниже плотины (санитарный попуск) с учетом исключения возможных обратных течений в нижнем бьефе.

Кроме того, учитывается:

кратчайшее расстояние и минимальная скорость течения на участке от места выпуска сточных вод до контрольного створа (границы участка водопользования);

наименее благоприятный режим, определяемый путем сопоставления расчетов для волнового воздействия, условий сработки и наполнения водохранилищ при открытом и подледном режиме;

степень смешения сточных вод с водой водного объекта на расстоянии от места выпуска сточных вод;

фоновая концентрация загрязняющих веществ в водных объектах в местах выпуска сточных вод.

Данные о гидрологическом режиме и природных фоновых концентрациях нормируемых показателей вод водного объекта могут быть получены в Росгидромете и его территориальных органах при наличии наблюдений на водных объектах. При отсутствии наблюдений водопользователю с целью получения указанных данных рекомендуется организовать проведение специальных наблюдений с привлечением при необходимости научных и проектных организаций, имеющих лицензию на проведение этих работ.

3.5. "Для перехода на нормативы предельно допустимых... сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) сбросов вредных веществ с одновременным утверждением планов снижения объемов... сбросов до предельных предусмотренных величин" (Закон об охране окружающей природной среды, статья 45, пункт 4).

3.6. С учетом изложенного в п.3.5 настоящих Методических указаний законодательного положения для действующих предприятий - водопользователей, осуществляющих сброс сточных вод с превышением нормативов ПДС, территориальными (бассейновыми) органами МПР России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Госкомэкологии России, Росгидромета, санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава России и территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России могут устанавливаться временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, и сроки достижения нормативов ПДС.

В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. При необходимости указанные планы (по решению территориального органа Госкомэкологии России) проходят государственную экологическую экспертизу.

По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС лимиты пересматриваются в сторону их уменьшения с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения малоотходных и иных экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов.

Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально - экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий.



4. Разработка, согласование и утверждение нормативов ПДС

4.1. Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией, имеющей лицензию на проведение данных работ, на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых - исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах (ПДК), определенных с учетом целевого использования этих объектов.

4.2. Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России. При необходимости (по решению территориального органа Госкомэкологии России) нормативы ПДС проходят государственную экологическую экспертизу.

Согласованные нормативы ПДС с положительным заключением государственной экологической экспертизы (в случае если ее проведение необходимо) утверждаются в установленном порядке территориальным (бассейновым) органом МПР России.

Поскольку нормативы ПДС используются при выдаче лицензий на водопользование, сроки рассмотрения и утверждения разработанных нормативов рекомендуется устанавливать в соответствии с Правилами предоставления в пользование водохозяйственных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 года N 383.

В случае изменения экологической обстановки в бассейне водного объекта или его части, появления новых или уточнения параметров существующих источников загрязнения водных объектов установленные нормативы ПДС могут быть пересмотрены до истечения срока их действия.



5. Контроль за соблюдением нормативов ПДС

5.1. С целью соблюдения нормативов ПДС осуществляется производственный и государственный контроль за сбросом сточных вод.

При производственном контроле ведутся наблюдения за:

расходом, составом и свойством сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам;

расходом, составом и свойством сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, и их соответствием установленным нормативам ПДС;

расходом, составом и свойством вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах.

В целях соблюдения единого методического подхода при проведении лабораторных работ водопользователю рекомендуется согласовывать с территориальными (бассейновыми) органами МПР России, территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России места и периодичность отбора проб, перечень контролируемых показателей, применяемые методики отбора проб воды и анализов проб, объем и порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты.

5.2. Наряду с химическими методами контроля осуществляется контроль токсичности природных и сточных вод с использованием действующих методов биотестирования.

В случае обнаружения токсичности сточных вод, отводимых в водный объект, или вод в контрольном створе водного объекта устанавливаются конкретные вещества, обуславливающие эту токсичность, и пересматриваются нормативы ПДС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»