(с изменениями на 27 марта 1936 года)
________________________________________________________________
Фактически не применяется. Следует руководствоваться
Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ
" О государственных и муниципальных предприятиях"
________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением ЦИК СССР от 27 марта 1936 года N 51/574.
____________________________________________________________________
Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР
постановляют:
1. Утвердить положение о государственных промышленных трестах.
2. Предоставить законодательным органам союзных республик издавать, в соответствии с упомянутым положением, с учетом специальных особенностей промышленности республиканского и местного значения, дополняющие указанное положение узаконения в отношении республиканских и местных трестов.
3. Поручить Высшему Совету Народного Хозяйства Союза ССР в месячный срок представить в Совет Народных Комиссаров Союза ССР проекты вытекающих из упомянутого положения изменений в действующем законодательстве Союза ССР и перечень отменяемых узаконений.
4. Предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик внести соответствующие изменения в республиканское законодательство и издать перечни отменяемых узаконений республик.
5. Содержащиеся в уставах трестов постановления, противоречащие упомянутому положению, признаются утратившими силу.
Уставы трестов подлежат пересмотру в порядке, установленном положением, в целях согласования с ним, в трехмесячный срок.
Председатель ЦИК
Союза ССР
М.Калинин
Председатель СНК
Союза ССР
А.И.Рыков
Секретарь ЦИК
Союза ССР
А.Енукидзе
1. Настоящее положение распространяется на государственные промышленные тресты общесоюзного и республиканского значения, а также на имеющие уставный капитал не менее 100000 рублей промышленные тресты местного (не ниже губернского, окружного и соответствующего) значения.
2. Государственным промышленным трестом признается государственное промышленное предприятие, организованное на основе особого устава в виде самостоятельной хозяйственной единицы с правами юридического лица и неделимым на паи капиталом, состоящее в ведении одного, указанного в уставе, государственного учреждения и действующее на началах коммерческого расчета в соответствии с плановыми заданиями, утверждаемыми упомянутым учреждением.
Тресту предоставляется, согласно настоящему положению и его уставу, самостоятельность в оперативной деятельности.
3. Права юридического лица присваиваются тресту со дня его регистрации в установленном порядке.
4. По своим обязательствам трест отвечает лишь тем принадлежащим ему имуществом, на которое, согласно действующему законодательству, может быть обращено взыскание. Общегосударственная казна и местные советы за долги треста не отвечают. Трест не отвечает за долги государства и местных советов.
5. Трест производит свои операции, согласно уставу, на всей территории Союза ССР, владеет, пользуется и распоряжается имуществом и облагается общегосударственными и местными налогами и сборами на основании общих законов, за изъятиями, указанными и настоящем положении и в специальных законах.
Во внешней торговле трест участвует в порядке, установленном соответствующими законами.
Примечание. Трест республиканского значения может приобретать и возводить новые производственные предприятия на территории других союзных республик не иначе, как по соглашению подлежащих народных комиссариатов соответствующих союзных республик с соблюдением в подлежащих случаях законов о промышленном строительстве. При этом разногласия между объединенными народными комиссариатами союзных республик разрешаются соответствующим объединенным народным комиссариатом Союза ССР.
Трест местного значения может приобретать и возводить новые производственные предприятия вне территории соответствующей административно-территориальной единицы лишь с разрешения высшего совета народного хозяйства подлежащей союзной республики.
6. В состав треста входит одно или несколько производственных предприятий (фабрик, заводов, рудников, промыслов и т.п.), перечисленных в его уставе.
Примечание. В состав треста могут быть включаемы обслуживающие его торговые, транспортные и иные подсобные хозяйственные предприятия.
7. Безвозмездное изъятие у треста входящих в его состав производственных предприятий или иного имущества, в порядке уменьшения его уставного капитала, допускается лишь про условии, что оставшегося у треста после такого изъятия имущества, на которое может быть обращено взыскание, окажется достаточно для покрытия всех его долгов.
Если изъятие будет произведено с отступлением от вышеуказанного правила, то в постановлении о производстве такового изъятия должны быть предусмотрены не нарушающие интересов кредиторов порядок и способ покрытия долгов треста, возникших до момента изъятия имущества.
8. Тресты могут быть организуемы Высшим Советом Народного Хозяйства Союза ССР, высшими советами народного хозяйства союзных республик и их местными органами, а также другими народными комиссариатами Союза ССР и союзных республик, поскольку им такое право предоставлено положениями о них или специальными законами.
Указанные общесоюзные, республиканские и местные учреждения организуют тресты соответствующего значения.
9. Разрешение на учреждение треста общесоюзного, республиканского или местного значения дается, по принадлежности, Советом Труда и Обороны, экономическим совещанием союзной республики или подлежащим местным исполнительным комитетом по ходатайству организующего трест учреждения. В этом ходатайстве указываются предмет деятельности учреждаемого треста, ориентировочный размер его уставного капитала, перечень предположенных к включению в его состав производственных предприятий с обозначением, в чьем ведении они состоят, а в подлежащих случаях - также размер требуемых ассигнований по общегосударственному и местному бюджетам.
____________________________________________________________________
Постановлением ЦИК СССР от 27 марта 1936 года N 51/574 во изменение настоящей статьи установлено, что слияние, присоединение, разделение и ликвидация трестов и других хозяйственных организаций, а равно выделение из их состава отдельных автономных предприятий производится так же, как и образование новых трестов и других хозяйственных организаций, в следующем порядке: в отношении организаций общесоюзного значения - с разрешения Совета Народных Комиссаров Союза ССР или Совета Труда и Обороны; в отношении организаций республиканского значения (в союзных и автономных республиках) - с разрешения совета народных комиссаров соответствующей республики; в отношении организаций местного значения - с разрешения соответствующего местного исполнительного комитета.
____________________________________________________________________
10. По получении разрешения на учреждение треста, организующее его учреждение составляет инвентарную опись и инвентарный баланс имущества, предоставляемого тресту, а также устав треста, в котором обязательно обозначается:
а) наименование учреждения, в ведении которого трест состоит;
б) наименование (фирма) треста, местонахождение его правления, а равно перечень и местонахождение входящих в состав треста производственных предприятий; торговые и прочие подсобные предприятия треста в уставе не обозначаются;
в) предмет деятельности треста;
г) размер предоставляемого тресту уставного капитала;
д) численный состав и полномочия правления.
В устав могут быть включаемы и другие, не противоречащие законам, постановления.
Размер уставного капитала определяется в сумме оценки предоставляемого тресту имущества, в том числе безвозвратных ассигнований по общегосударственному или местному бюджетам.
К уставу прилагается инвентарный баланс. Предоставленные тресту земельные участки, месторождения ископаемых, леса и воды в уставный капитал треста не включаются и по балансу не проводятся, однако, их площадь указывается в уставе треста, его отчетах и балансах.
Примечание 1. В случае невозможности к моменту утверждения устава треста составить инвентарный баланс и точно определить размер уставного капитала, разрешается указать таковой в уставе ориентировочной суммой без представления инвентарного баланса. Точный размер уставного капитала должен быть в таком случае определен и включен в устав не позднее двухмесячного срока после утверждения баланса за первый операционный период.
Примечание 2. Общий порядок составления инвентарных описей и оценки имущества определяется особой инструкцией, утверждаемой Советом Труда и Обороны по представлению Высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР.
11. Устав треста общесоюзного или республиканского значения утверждается организующим данный трест учреждением Союза ССР или союзной республики, с тем, что при утверждении устава вопросы, касающиеся капиталов треста, согласовываются с Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР или народным комиссариатом финансов союзной республики, по принадлежности.
Устав треста местного значения утверждается подлежащим местным исполнительным комитетом.
12. По утверждении устава, учреждение, в ведении которого состоит трест, назначает правление треста и передает ему по особому акту все имущество треста, согласно инвентарной описи (ст.10).
Приемка и сдача имущества треста производится согласно инструкции, утверждаемой учреждением, в ведении которого находится трест.
Правление проверяет инвентарную опись и оценку, составляет вступительный баланс и заявляет в подлежащие органы о регистрации треста, согласно закону о торговой регистрации.
Устав треста общесоюзного значения после регистрации треста публикуется за его счет во втором отделе Собрания Законов и Распоряжений Правительства Союза ССР.
Порядок опубликования уставов трестов республиканского и местного значения устанавливается законодательством союзных республик.
13. В тех случаях, когда при учреждении треста окажется необходимым произвести отвод для треста земли, лесов, вод и месторождений ископаемых, либо произвести принудительное изъятие имущества, не состоящего в ведении учреждения, организующего трест, соответствующие действия осуществляются с соблюдением установленного порядка.
14. Увеличение или уменьшение размера уставного капитала и другие изменения в уставе треста производятся в том же порядке, в каком утверждается устав (ст.11).
15. К компетенции учреждения, в ведении которого состоит трест, относится:
а) утверждение производственно-финансового плана треста, причем в отношении капитального ремонта утверждается лишь общая стоимость последнего без представления титульных списков;
б) утверждение плана строительства новых производственных предприятий, а также дооборудования и переоборудования существующих, при чем титульные списки на мелкое и подсобное новое строительство, мелкое дооборудование и переоборудование не представляются;
в) разрешение правлению вносить существенные изменения в утвержденный производственно-финансовый план и в план строительства новых производственных предприятий, а также дооборудования и переоборудования существующих (п.п."а" и "б");
г) утверждение по новому промышленному строительству, а также по дооборудованию и переоборудованию, когда это предусмотрено законом, технических проектов и выдача соответствующих разрешений;
д) разрешение на отчуждение и залог сооружений, строений и оборудования, утративших свое производственное значение, за исключением пришедших в ветхость или негодность (ст.19), причем в отдельных случаях учреждение, в ведении которого находится трест, может предоставить правлению треста право совершать те или иные из упомянутых в настоящем пункте действий без его разрешения;
е) разрешение на сдачу и взятие в аренду производственных предприятий, независимо от срока аренды, кроме взятия и сдачи в аренду предприятий, имеющих для треста подсобное значение, на срок не свыше шести лет;
ж) назначение и увольнение членов правления или единоличного управляющего и его заместителя и ликвидационной комиссии и установление размеров их вознаграждения;
з) утверждение представлений правления о назначении и увольнении главного бухгалтера;
и) утверждение инструкций правлению и главному бухгалтеру на основе действующих законов и устава треста;
к) утверждение отчета, баланса, счета прибылей и убытков, распределение прибыли и определение способов покрытия убытков за истекший год, а равно утверждение ликвидационного отчета и баланса, с соблюдением порядка, установленного особым законом;
л) разрешение вопросов об изменении устава и размера уставного капитала и о прекращении деятельности треста, с соблюдением ст.ст.14 и 55-64;
м) разрешение расходования резервного капитала и капитала расширения предприятия;
н) разрешение на участие треста в учреждении и приобретении акций и паев синдикатов, акционерных обществ (паевых товариществ) и других торгово-промышленных объединений, а также на участие в синдикатских конвенциях и в обществах, не преследующих цели извлечения прибыли, поскольку их задачи соответствуют целям треста;
о) разрешение на заключение долгосрочных займов, с соблюдением в подлежащих случаях ст.42;
п) установление обязательных для треста отпускных цен (ст.38);
р) занаряживание продукции треста (ст.39);
с) ревизия и обследование деятельности треста.
Примечание 1. Утверждение планов и технических проектов строительства новых производственных предприятий, переоборудования и дооборудования существующих осуществляется республиканскими и местными органами, в ведении которых находятся тресты, в пределах, установленных специальными узаконениями.
Примечание 2. В случае неутверждения учреждением, в ведении которого находится трест, производственно-финансового плана треста к началу операционного года трест впредь до утверждения плана осуществляет свою производственную деятельность на основе составленного им плана.