Недействующий

Проект N 214071-3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг



Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст.99; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.147; 1997, N 17, ст.1913; 1999, N 7, ст.876; N 25, ст.3042; N 28, ст.3485) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 15 изложить в следующей редакции:

"Статья 15. Оплата жилья и коммунальных услуг.

1. Регулирование оплаты жилья и коммунальных услуг, а также последствий невнесения (неполного внесения) указанной платы осуществляется в соответствии с жилищным и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Порядок оплаты стоимости содержания жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальных жилищных фондах может устанавливаться Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Правовые акты, принятые органами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, не могут противоречить настоящему закону. В случае противоречия между настоящим законом и правовыми актами, принятыми органами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, применяется настоящий закон.

4. Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, минимальные и максимальные нормативы потребления коммунальных услуг, порядок определения и утверждения ставок и тарифов по оплате стоимости содержания жилья и коммунальных услуг для населения, а также ежегодно определяет федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты содержания жилья и коммунальных услуг.

5. Порядок перехода на новую систему оплаты содержания жилья и коммунальных услуг устанавливается органами государственной власти субъектов Федерации. Органы государственной власти субъектов Федерации вправе за счет бюджетных средств субъекта Федерации устанавливать дополнительные льготы для населения при переходе на новую систему оплаты стоимости содержания жилья и коммунальных услуг.

6. Органы местного самоуправления в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации устанавливают ставки и тарифы по оплате стоимости содержания жилья и коммунальных услуг для населения в государственном и муниципальном жилищном фондах, а также фактические нормативы потребления коммунальных услуг. Ставки и тарифы должны быть установлены с учетом необходимого обеспечения полного возмещения экономически обоснованных расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг в соответствии с утвержденными нормам и стандартами.

7. Переход на полную (100%) оплату населением стоимости содержания жилья и коммунальных услуг с учетом предоставляемых адресных субсидий, осуществляется после установления минимальной заработной платы на уровне не ниже официального прожиточного минимума.

8. Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом утверждаются предельно допустимые нормы потерь организаций-поставщиков коммунальных услуг. Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке независимая экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг. Правом проведения независимых экспертиз обладают исключительно организации, имеющие соответствующую аккредитацию при уполномоченном органе Правительства Российской Федерации. Порядок аккредитации утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Плата за содержание жилья устанавливается представительным органом местного самоуправления и включает в себя плату за содержание и текущий ремонт мест общего пользования (подвалов, чердаков, подъездов, крыш, общих коммуникаций и др.), а также капитальный ремонт жилого фонда. Для нанимателей жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах плата за содержание жилья включается в плату за найм. Размер платы за содержание и ремонт жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах устанавливается дифференцированно в зависимости от площади жилого помещения.

Размер платы за найм жилого помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах устанавливается дифференцированно в зависимости от площади жилого помещения, местоположения и степени его благоустройства. Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, проведение текущего и капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных сетей, устройств и приборов, находящихся внутри жилого помещения, переданного внаем.

Размер платы за содержание жилья и коммунальные услуги пропорционально уменьшается при поставке услуг меньшего объема и худшего качества, чем предусмотрено нормативами. Конкретный уровень снижения платы утверждается Правительством Российской Федерации.

10. Сроки и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе постепенного перевода дотаций, выделяемых предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, в адресные субсидии (далее - субсидии) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и обеспечением предусмотренных федеральным законодательством мер социальной защиты граждан.

11. Наниматель по договору социального найма осуществляет оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в размерах, не превышающих 22% таких расходов в совокупном доходе семьи, но не более половины предусмотренного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда в расчете на одного члена семьи, а оплату жилья и коммунальных услуг сверх установленных нормативов, в том числе оплату дополнительной жилой площади, в полном объеме, независимо от совокупного дохода семьи.

12. Плата за содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг собственниками жилых помещений, приватизировавшими жилье в государственном и муниципальном жилищных фондах, осуществляется в размерах, определяемых в соответствии с п. 9 настоящей статьи.

13. В период перехода на полную оплату населением стоимости содержания жилья и коммунальных услуг при распределении субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, сохраняется порядок учета средств на содержание и ремонт жилья и оплату коммунальных услуг в части, не покрываемой платежами населения за жилищно-коммунальные услуги, а также порядок учета средств на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Размер средств на указанные цели определяется в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

14. Нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд любого вида, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, предоставляются субсидии на оплату содержания жилья и коммунальных услуг. Граждане, сдающие жилые помещения внаем, поднаем и аренду, утрачивают право на субсидию. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.

15. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. При этом в семье, в которой совокупный доход на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума, собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на одного человека.

16. Предоставление субсидий осуществляется в установленном порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными стандартами:

- социальной нормы площади жилья;

- предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья;

- максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

17. Решениями органов местного самоуправления об увеличении ставок и тарифов оплаты жилья и коммунальных услуг не могут ущемляться права граждан на предоставление субсидий. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и собственниками (владельцами) домовладений не может служить основанием для отказа либо задержки предоставления гражданам субсидий.

18. Положение о предоставлении субсидий на оплату за содержание жилья и коммунальные услуги утверждается Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления в установленном порядке обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату за содержание жилья и коммунальные услуги.

19. Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, осуществляется за счет средств местного бюджетов в части передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.

20. Органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, которым передан в ведение жилищный фонд, при обращении нанимателя о замене жилого помещения, площадь которого превышает социальную норму площади жилья, на жилое помещение в пределах социальной нормы, обязаны предоставить ему соответствующее жилье с уровнем благоустройства не ниже того, который имелся в ранее занимаемом жилом помещении. Оплата стоимости содержания жилья и коммунальных услуг осуществляется исходя из социальной нормы площади жилья с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление о замене жилого помещения, до месяца, в котором нанимателю вручены документы, позволяющие занять предоставленное жилье. В случае, если замена не состоялась по вине нанимателя, подавшего заявление о замене жилого помещения, оплата жилья и коммунальных услуг с месяца, следующего за месяцем, в течение которого последовал отказ нанимателя от замены жилья, осуществляется на общих основаниях. Право на снижение размера оплаты жилья и коммунальных услуг при подаче заявления о замене жилья может быть использовано один раз.

21. С 01.01.2004 запрещается эксплуатация многоэтажных жилых домов без приборов учета (счетчиками учета потребления теплоэнергии, холодной, горячей воды, газа, электроэнергии), установленных на внутридомовых общих коммунальных сетях. Оборудование внутридомовых общих коммунальных сетей приборами учета осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации. Приборы учета, установленные за счет средств бюджета, не могут быть переданы в собственность организации, осуществляющей обслуживание жилого дома. За сохранность приборов учета ответственность несет организация, обслуживающая жилой дом, в котором данный прибор учета установлен. В случае технического повреждения прибора учета, вызванного нарушением правил эксплуатации, или его утраты, обслуживающая организация обязана восстановить за счет собственных средств эксплуатацию сети с применением прибора учета. Все убытки, возникшие по причине отсутствия приборов учета, обязана возместить организация, обслуживающая жилой дом.

22. Снятие показателей со счетчиков входит в компетенцию организаций, осуществляющих обслуживание жилого фонда. День и время снятия показателей обязаны доводиться до сведения жильцов. Первичные данные показаний счетчиков и произведенные на их базе расчеты оплаты по каждому конкретному дому должны быть общедоступны и предоставляться по первому требованию жильцов соответствующего дома.

23. Расчет платы за отопление производится следующим образом: (A/S)* S1 = D, где А - стоимость объема тепла, поступающего в жилой дом, рассчитанная исходя из показателей счетчика и стоимости гКал, установленной решением соответствующей Региональной энергетической комиссии, S - площадь жилых помещений и мест общего пользования жилого дома согласно СНиП, S1 - общая площадь квартиры, D - плата с квартиросъемщика соответствующей квартиры.

Расчет платы за воду производится следующим образом:(A/S) * S1 = D, где A - стоимость объема воды, поступающей в жилой дом, рассчитанная исходя из показателей счетчика и стоимости кубометра воды, установленной решением органов местного самоуправления, S - число зарегистрированных и реально проживающих жильцов жилого дома, S1 - число зарегистрированных и реально проживающих жильцов соответствующей квартиры, D - плата с квартиросъемщика соответствующей квартиры.

В случае, если кто-либо из квартиросъемщиков имеет отдельные счетчики на ввод в квартиру, показатели по данной квартире и стоимость услуг, которые квартиросъемщик обязан оплатить, рассчитываются отдельно.

24. В случае грубого нарушения прав жильцов на получение коммунальных услуг, не позволяющего оценить реальный объем потребляемых услуг ввиду повреждения коммуникаций на срок более суток, расчет платы за услуги по данному дому производится исходя из среднесуточного потребления за предыдущие 10 дней до дня окончания устранения повреждения коммуникаций.

25. Муниципальные предприятия, являющиеся монопольными поставщиками соответствующего вида услуг, не могут ставить своей целью извлечение прибыли с целью последующей передачи ее собственнику. Любая информация, касающаяся деятельности данных муниципальных предприятий, не может являться информацией ограниченного доступа, за исключением случаев отнесения информации к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации, и обязана представляться гражданам по первому требованию.

26. Монопольным поставщиком услуг считается предприятие, объем оборотных средств которых превышает 100000 минимальных размеров оплаты труда. Монопольный поставщик услуг вправе получить государственный, муниципальный заказ исключительно при условии ежегодного проведения аудиторской проверки. Стоимость ежегодной аудиторской проверки закладывается в тарифы на услуги, предоставляемые монопольным поставщиком услуг. Результаты аудиторской проверки монопольных поставщиков услуг обязаны публиковаться в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления в срок не позднее одного месяца со дня окончания проведения аудиторской проверки.

27. Монопольные поставщики услуг, а также поставщики услуг, находящиеся в муниципальной собственности, вправе приобретать оборудование, строительные материалы и другие материальные ценности стоимостью более 100 минимальных размеров оплаты труда, исключительно при проведении конкурсных торгов. Стоимость, установленная торгами, подлежит утверждению специализированным подразделением органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

28. Потребитель жилищно-коммунальных услуг обладает правом получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и поставщиков услуг информацию о порядке и перечне предоставления жилищно-коммунальных услуг, расчете и утверждении тарифов, а также о соответствии качества предоставленных услуг утвержденным нормам и стандартам.

29. С целью достижения финансовой открытости монопольные поставщики услуг, поставщики услуг, находящиеся в муниципальной собственности, а также организации, обслуживающие жилой фонд, обязаны размещать на общедоступном месте реестры локальных актов (приказы, распоряжения и др.), касающиеся их финансовой деятельности. Копии указанных локальных актов, а также сопровождающая их документация должны быть по первому требованию выданы потребителю жилищно-коммунальных услуг.

30. Право потребителей на выбор обслуживающей организации. Обслуживать жилой фонд вправе организация, независимо от правовой формы, обладающая необходимыми силами и средствами для оказания услуг по содержанию жилищного фонда и осуществления текущего ремонта мест общего пользования, внутридомовых коммунальных сетей.

Потребители вправе самостоятельно выбрать обслуживающую организацию. От лица жильцов дома вправе выступать домовой комитет или иное лицо, уполномоченное на то в соответствии с законодательством Российской Федерации. Домовой комитет избирается большинством голосов от общего числа квартиросъемщиков (владельцев) жилого дома. Домовой комитет вправе принять решение о выборе обслуживающей организации. Обслуживающая организация обязана заключить с каждым потребителем договор на оказание услуг.

Потребитель вносит плату за содержание и ремонт жилья непосредственно обслуживающей организации, которая 20% от данной оплаты обязана направить в бюджетный фонд накоплений для осуществления капитального ремонта государственных, муниципальных домов, а оставшуюся сумму использовать на осуществление своей деятельности по содержанию и текущему ремонту жилого фонда, коммунальных сетей."

2. Статью 18 исключить.

Статья 2. Изложить часть третью пункта 6 ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в следующей редакции:

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Право на освобождение от оплаты стоимости содержания жилья и коммунальных услуг распространяется также на членов их семей.

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.

Пункт 20 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" вступает в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.



Президент
Российской Федерации
В.В.Путин




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»