Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР

ИНСТРУКЦИЯ

от 12 июня 1981 года N 120


О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним

____________________________________________________________________
Не действует на территории РФ на основании
приказа Минфина России от 30 апреля 2020 года N 184
____________________________________________________________________

     

Издана на основании
постановления Совета Министров СССР
от 26 июня 1980 года N 527

     

I. Общие положения

1. Внебюджетными средствами являются средства, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из Государственного бюджета СССР. Внебюджетные средства расходуются строго по целевому назначению.

Внебюджетные средства не включаются в Государственный бюджет СССР, если иное не установлено законодательством СССР.

Распорядителями внебюджетных средств являются руководители бюджетных учреждений, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными ассигнованиями.

2. Относящиеся к внебюджетным средствам специальные средства, суммы по поручениям и депозитные суммы образуются и используются в порядке, установленном Положением о внебюджетных средствах учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 года N 527. Порядок использования других внебюджетных средств, образуемых в соответствии с законодательством Союза ССР и в устанавливаемых им пределах законодательством союзных республик, определяется Министерством финансов СССР.

3. Учет и отчетность по внебюджетным средствам осуществляются в соответствии с инструкциями и указаниями Министерства финансов СССР об учете и отчетности для учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР.

4. Учреждения и организации, осуществляющие ревизии и проверки основной деятельности учреждений, одновременно проверяют законность образования имеющихся у учреждений внебюджетных средств, целевое и экономное их расходование, а также правильность ведения учета и составления отчетности по этим средствам.

5. Планирование и расходование специальных средств производится в порядке, установленном настоящей инструкцией.

Суммы по поручениям и депозитные суммы не планируются.

Планирование других внебюджетных средств определяется в порядке, указанном в разделе V настоящей инструкции.

II. Специальные средства

6. Специальными средствами являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.

Специальные средства образуются только при наличии разрешений. Разрешения на образование специальных средств с установлением источников доходов и определением целей, на которые они могут расходоваться, даются:

а) учреждениям, состоящим на союзном бюджете, - Министерством финансов СССР;

б) учреждениям, состоящим на республиканских бюджетах союзных и автономных республик и местных бюджетах, - Советами Министров союзных республик либо по их поручениям министерствами финансов союзных республик.

Право иметь специальные средства предоставляется при условии, если отсутствует возможность организовать на началах хозяйственного расчета реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг или осуществление иной деятельности, а также если расходы, связанные с осуществлением указанной деятельности, полностью обеспечиваются получаемыми доходами.

Упразднение специальных средств производится органами, которым предоставлено право давать разрешения на их образование.

7. Оформление разрешений на образование специальных средств по учреждениям, состоящим на союзном бюджете, производится приказами Министра финансов СССР, а по учреждениям, состоящим на республиканских бюджетах союзных и автономных республик и местных бюджетах, - в порядке, определяемом министерствами финансов союзных республик, если Советами Министров союзных республик право образования специальных средств предоставлено министерствам финансов союзных республик.

8. Бюджетные учреждения, имеющие специальные средства, составляют ежегодно сметы по каждому виду специальных средств по форме согласно приложению N 1 к настоящей инструкции.

Сметы доходов и расходов по специальным средствам* составляются каждым учреждением, независимо от того, ведет ли данное учреждение учет самостоятельно или обслуживается централизованной бухгалтерией. Сметы по специальным средствам учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, составляются соответствующими работниками этих бухгалтерий совместно с руководителями обслуживаемых учреждений.

________________

* В дальнейшем в настоящей инструкции сметы доходов и расходов по специальным средствам именуются "сметы по специальным средствам" или "сметы специальных средств".


Сметы по специальным средствам составляются в рублях.

9. В доходную часть сметы включаются поступления денежных средств по соответствующему виду специальных средств в планируемом году и остаток денежных средств по этому же виду специальных средств на текущем счете на начало планируемого года.

Подсобные сельские хозяйства при бюджетных учреждениях, содержащиеся за счет специальных средств, долгосрочные кредиты на затраты по организации и расширению материально-технической базы, получаемые в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 декабря 1978 года N 985*, предусматривают в доходной части сметы по строке "Долгосрочные кредиты Госбанка СССР".

________________

* В Сборнике не приводятся.


При составлении сметы специальных средств имеющиеся в учреждении на начало года остатки товарно-материальных ценностей, приобретенных за счет специальных средств, а также образовавшаяся по расчетам за счет специальных средств дебиторская и кредиторская задолженность не учитываются.

10. Расходы по смете специальных средств предусматриваются в соответствии с целевым направлением специальных средств и с распределением по статьям бюджетной классификации.

Подсобные сельские хозяйства при бюджетных учреждениях, содержащиеся за счет специальных средств, суммы, направляемые на погашение долгосрочных кредитов, полученных на затраты по организации и расширению материально-технической базы, предусматривают в расходной части сметы по строке "Погашение долгосрочных кредитов Госбанка СССР".

Расходы на заработную плату штатных работников исчисляются в зависимости от объема деятельности, осуществляемой за счет специальных средств, применительно к типовым штатам, нормам нагрузки и ставкам заработной платы (должностным окладам) работников учреждений и организаций аналогичного профиля, осуществляющих деятельность на основе хозрасчета или за счет средств бюджета. При определении фонда заработной платы учитываются экономия, образующаяся в связи с оплатой временной нетрудоспособности отдельных работников за счет средств социального страхования, некомплектность штатов, а также другие факторы.

Расходы на капитальные вложения сверх государственного плана за счет источников, перечисленных в приложении к постановлению Совета Министров СССР от 25 сентября 1980 года N 839*, могут предусматриваться в сметах специальных средств при наличии соответствующих разрешений.

________________

* В Сборнике не приводятся.


Расходы по остальным статьям сметы специальных средств определяются с учетом действительной необходимости в соответствующих расходах.

Суммы расходов по отдельным статьям сметы специальных средств исчисляются по установленным нормам, тарифам и расценкам, а при их отсутствии - по средним расходам, сложившимся по отчетным данным.

Расходы по смете специальных средств не могут превышать суммы, предусматриваемой в доходной части сметы.

11. Если сумма доходов по конкретному виду специальных средств больше суммы расходов по этому же виду специальных средств, в смете определяется сумма превышения доходов над расходами.

Сумма превышения доходов над расходами, подлежащая внесению в доход соответствующего бюджета и показываемая в смете специальных средств, определяется следующим образом: из общей суммы превышения доходов над расходами вычитается часть доходов планируемого года, расходы за счет которых по условиям выполнения работ или оказания услуг переносятся на год, следующий за планируемым (курсы повышения квалификации, подготовительные курсы для поступающих в вузы и техникумы, кружки и т.п.), и сумма превышения доходов над расходами, оставляемая на основании решений Правительства СССР в распоряжении учреждений для использования на установленные цели.

Превышение доходов над расходами, подлежащее внесению в доход соответствующего бюджета, показывается в смете специальных средств в общей сумме и с распределением по кварталам.

12. Составленные учреждениями сметы специальных средств подписываются теми же должностными лицами, которыми подписываются сметы расходов этих учреждений за счет ассигнований по бюджету.

К смете специальных средств должны быть приложены производственные показатели работы учреждения, которые влияют на объемы доходов и расходов по специальным средствам, расчеты по доходам, по каждой статье расходов, а также пояснительная записка.

13. Бюджетные учреждения представляют составленные ими сметы специальных средств в двух экземплярах на рассмотрение в вышестоящие органы, которым эти учреждения подчинены.

Органы, которым представлены на рассмотрение сметы специальных средств бюджетных учреждений, рассматривают эти сметы как в отношении законности образования специальных средств, так и в отношении полноты и правильности исчисления доходов, правильности целевого направления средств, соблюдения режима экономии в исчислении расходов, правильности определения сумм превышения доходов над расходами, подлежащих внесению в бюджет.

14. На основе смет специальных средств бюджетных учреждений министерства, ведомства СССР, союзных и автономных республик, отделы (управления) исполкомов местных Советов народных депутатов составляют сводные сметы специальных средств учреждений, состоящих соответственно на союзном бюджете, республиканских бюджетах союзных, автономных республик и местных бюджетах.

Сводные сметы специальных средств составляются по форме согласно приложению N 2, в тысячах рублей с одним десятичным знаком.

В сводные сметы не включаются специальные средства, находящиеся в непосредственном распоряжении министерства, ведомства СССР, союзной, автономной республики, отдела (управления) исполкома местного Совета народных депутатов. По этим специальным средствам составляются отдельные сметы с соблюдением требований, установленных пунктами 8-12 настоящей инструкции.

15. Министерства, ведомства СССР, союзных и автономных республик, отделы (управления) исполкомов местных Советов народных депутатов (кроме исполкомов сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов) представляют составленные ими сводные сметы специальных средств в двух экземплярах на рассмотрение соответственно в Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных и автономных республик, местные финансовые органы одновременно с представлением расчетных балансов доходов и расходов (финансовых планов), проектов планов по доходам и сводных смет расходов за счет ассигнований из бюджета на предстоящий год.

Вместе со сводными сметами специальных средств эти организации представляют также в двух экземплярах сметы по специальным средствам, находящимся в их непосредственном распоряжении.

К сметам, представленным на рассмотрение, прилагаются расчеты (в объеме и по показателям, согласованным с соответствующим финансовым органом) по доходам и статьям расходов смет специальных средств.

Расходы на заработную плату, включенные в сметы специальных средств, определяются в пределах общих фондов заработной платы, установленных для министерств, ведомств СССР, союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов.

Представленные сметы рассматриваются по принадлежности управлениями и отделами отраслевого финансирования Министерства финансов СССР, министерств финансов союзных и автономных республик, местными финансовыми органами, которые проверяют:

законность образования специальных средств, правильность направления средств, полноту и правильность исчисления доходов, соблюдение режима экономии в исчислении расходов, соответствие расходов на заработную плату и капитальные вложения выделенным фондам заработной платы и установленным лимитам капитальных вложений по государственному плану;

правильность исчисления по сметам сумм превышения доходов над расходами, подлежащих внесению в бюджет, и поквартального распределения этих сумм.

В случае необходимости для проверки могут быть затребованы также сметы, на основе которых составлялись сводные сметы специальных средств.

16. По рассмотрении сводных смет специальных средств по учреждениям, состоящим на союзном бюджете, и смет по специальным средствам, находящимся в непосредственном распоряжении министерств и ведомств СССР, управления и отделы отраслевого финансирования Министерства финансов СССР представляют эти сметы на утверждение Министру финансов СССР или его заместителям. Сводные сметы должны быть утверждены в такие сроки, которые обеспечивали бы своевременное утверждение сметы (смет) специальных средств каждого бюджетного учреждения (пункт 18 настоящей инструкции).

Первые экземпляры утвержденных смет направляются соответственно министерствам, ведомствам СССР, а вторые экземпляры остаются в делах управления, отдела отраслевого финансирования Министерства финансов СССР. Управления, отделы отраслевого финансирования передают в Бюджетное управление Министерства финансов СССР своды указанных смет по формам, установленным Бюджетным управлением.

На основе этих данных Бюджетное управление Министерства финансов СССР составляет и представляет на утверждение министру или его заместителю общий свод смет специальных средств учреждений, состоящих на союзном бюджете, который является приложением к росписи доходов и расходов союзного бюджета.

17. Порядок утверждения сводных смет специальных средств учреждений, состоящих на республиканских бюджетах союзных и автономных республик и на местных бюджетах, а также смет по специальным средствам, находящимся в непосредственном распоряжении министерств и ведомств союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов или их отделов (управлений), определяется Советами Министров союзных .республик.

После утверждения указанных смет министерства финансов союзных, автономных республик и местные финансовые органы составляют свод смет специальных средств учреждений, состоящих на республиканских бюджетах союзных и автономных республик и на местных бюджетах, по форме согласно приложению N 3.

Применительно к этой же форме составляется свод смет специальных средств учреждений, состоящих на сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетах.

Указанные своды смет являются приложениями к росписи доходов и расходов соответственно республиканского бюджета союзной, автономной республики и местного бюджета.

18. Министерства и ведомства СССР, союзных и автономных республик, отделы (управления) исполкомов местных Советов народных депутатов по получении утвержденных сводных смет специальных средств в пределах указанных в них сумм:

а) утверждают сметы специальных средств по бюджетным учреждениях, им подчиненным;

б) устанавливают для подведомственных организаций, имеющих в своем подчинении бюджетные учреждения, сводные сметы по каждому виду специальных средств. Сметы специальных средств каждого из учреждений, состоящих на бюджете и не подчиненных непосредственно министерствам или ведомствам СССР, союзных и автономных республик, отделам (управлениям) исполкомов местных Советов народных депутатов, утверждаются вышестоящими организациями, которым эти учреждения подчинены, в пределах установленных для этих организаций сводных смет специальных средств.

Сметы специальных средств бюджетных учреждений, подчиненных министерствам и ведомствам союзных и автономных республик, отделам (управлениям) исполкомов местных Советов народных депутатов, утверждаются в порядке, предусмотренном настоящим пунктом инструкции, если Советами Министров союзных республик не установлен иной порядок утверждения этих смет.

Сметы специальных средств бюджетных учреждений должны быть утверждены в сроки, установленные для утверждения смет расходов по бюджету.

19. Утверждение сметы специальных средств оформляется подписью руководителя (или заместителя руководителе) организации, утверждающей смету, с датой утверждения, а также оттиском печати этой организации на всех экземплярах сметы.

Смета утверждается в общей сумме доходов и общей сумме расходов с указанием суммы превышения доходов над расходами, подлежащей внесению в бюджет (с поквартальным распределением), и фонда заработной платы работников отдельно штатного и нештатного (несписочного) состава (с поквартальным распределением).

Для тех учреждений, которым согласно действующему законодательству разрешено расходовать суммы сверхпланового превышения доходов над расходами по специальным средствам на премирование работников, в сметах утверждается также поквартальное распределение общей суммы доходов и общей суммы расходов*.

________________

* Названные учреждения не должны принимать во внимание содержащиеся в форме сметы отметки, исключающие необходимость поквартального распределения общей суммы доходов и общей суммы расходов.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»