Принят
на тринадцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 13-4
от 3 апреля 1999 года)

     

     
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О борьбе с коррупцией


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Цели Закона

1. Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение безопасности государства от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, государственных должностных лиц, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия коррупционных правонарушений, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности.

2. Настоящий Закон направлен также на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности государственных должностных лиц.

Статья 2. Основные понятия

1. Коррупция (коррупционные правонарушения) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

2. Коррупционные правонарушения, относящиеся к уголовно наказуемым деяниям, - получение и дача взятки, другие коррупционные правонарушения, связанные с противоправным получением благ и преимуществ либо создающие условия для коррупции, ответственность за которые установлена уголовным кодексом государства.

3. Государственные должностные лица - лица, занимающие государственные должности (государственные должности государственной власти и государственные должности государственной службы).

4. Государственная должность - должность в государственных органах с установленным кругом обязанностей по реализации полномочий государственных органов, задач и функций государства.

5. Государственный орган - образованная в соответствии с законодательством государства составная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и производной от нее структурой, осуществляющая в присущих ей организационно-правовых формах государственно-властные полномочия.

6. Государственные должности государственной власти (ответственные государственные должности) - должности, установленные конституцией и законами государства для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

7. Государственные должности государственной службы - должности, учрежденные в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности государственной власти, а также должности, учрежденные государственными органами для обеспечения исполнения их полномочий.

Статья 3. Субъекты правонарушений,
связанных с коррупцией

1. За коррупционные правонарушения на основании настоящего Закона несут ответственность государственные должностные лица, судьи, а также приравненные к ним иные лица, указанные в настоящей статье.

2. К государственным должностным лицам при применении настоящего Закона приравниваются:

1) депутаты парламента;

2) лица, избранные в органы местного самоуправления;

3) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в президенты и вице-президенты государства, в депутаты парламента государства, а также в члены выборных органов местного самоуправления;

4) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета, внебюджетных фондов, создаваемых государственными органами или органами местного самоуправления.

3. К числу субъектов коррупционных правонарушений относятся также физические и юридические лица, противоправно предоставляющие имущественные блага и преимущества государственным должностным лицам или лицам, приравненным к ним.

Статья 4. Сфера применения Закона

1. Настоящий Закон действует на всей территории государства в отношении всех физических и юридических лиц. За пределами государства настоящий Закон действует в отношении граждан и юридических лиц, зарегистрированных в государстве, если иное не предусмотрено международным договором.

2. Законодательством об основах государственной службы, статусе депутатов, судей, о прохождении службы отдельными категориями государственных должностных лиц, об иных возможных субъектах коррупционных правонарушений могут устанавливаться другие правовые нормы, предусматривающие ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции.

3. Президент, вице-президент, депутаты парламента государства и судьи несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений по основаниям и в порядке, предусмотренным конституцией и законами государства.

4. Ответственность за коррупционные правонарушения, относящиеся к уголовно наказуемым деяниям, устанавливается уголовным кодексом государства.

Статья 5. Основные принципы
борьбы с коррупцией


Борьба с коррупцией осуществляется на основе:

1) равенства всех перед законом и судом;

2) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

3) совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

4) приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;

5) признания допустимости ограничений прав и свобод государственных должностных лиц, а также приравненных к ним лиц в случаях, предусмотренных законом;

6) восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений;

7) обеспечения личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;

8) защиты государством прав и законных интересов государственных должностных лиц и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;

9) недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;

10) осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения коррупционных правонарушений, относящихся к уголовно наказуемым деяниям, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества;

11) установления запрета для государственных должностных лиц и лиц, приравненных к ним, на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями.

Статья 6. Органы, осуществляющие
борьбу с коррупцией

1. Руководители государственных органов, организаций, органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований настоящего Закона и применение предусмотренных в нем дисциплинарных мер, привлекая для этого кадровые, контрольные, юридические и другие службы.

2. Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, налоговой и военной полиции.

3. Органы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны принимать меры, вытекающие из их полномочий, и незамедлительно информировать уполномоченные органы о всех случаях выявления коррупционных правонарушений, совершаемых государственными должностными лицами.

4. В соответствии с действующим законодательством может быть образован специальный государственный орган по борьбе с коррупцией.

Статья 7. Гарантии государственной защиты лиц,
оказывающих содействие в борьбе с коррупцией

1. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие борьбе с коррупцией, находится под защитой государства.

2. Сведения о лице, оказывающем содействие борьбе с коррупцией, являются государственной тайной и представляются только по запросам органов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 6 настоящего Закона, или суда в порядке, установленном законом. Разглашение этих сведений влечет ответственность, установленную законом.

3. В случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие борьбе с коррупцией.

4. Правила настоящей статьи не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию, которые подлежат ответственности в соответствии с настоящим Законом.

Глава 2. Предупреждение коррупции, коррупционные
правонарушения и ответственность за них


Статья 8. Специальное требование к лицам,
претендующим на выполнение
государственных функций

1. Лица, претендующие на занятие государственной должности, принимают на себя установленные настоящим Законом и иными законами ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах. При этом указанные лица ставятся в известность о правовых последствиях таких действий.

2. Согласие указанных лиц на принятие ограничений фиксируется кадровыми службами соответствующих организаций в письменной форме. Непринятие ограничений влечет отказ в назначении лица на государственную должность, либо увольнение с государственной должности или иное освобождение от государственной должности в предусмотренном законом порядке.

Статья 9. Меры финансового контроля

1. Лица, являющиеся кандидатами на государственную должность, представляют в налоговый орган по месту жительства декларацию о доходах; декларацию об имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе находящемся за пределами территории государства, с указанием оценочной стоимости и места нахождения указанного имущества, а также сведения о:

- вкладах в банковских учреждениях и ценных бумагах, в том числе за пределами территории государства, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;

- своем прямом или опосредованном участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных организаций;

- трастах и государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо является бенефициаром этих трастов;

- названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу, в размере, превышающем тысячекратный размер месячного расчетного показателя (минимальный размер оплаты труда).

2. Лица, занимающие государственную должность, ежегодно в период выполнения своих полномочий в порядке, установленном налоговым законодательством, представляют в налоговый орган по месту жительства декларацию.

3. Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи лица представляют соответственно в государственный орган, на занятие должности в котором они претендуют, либо по месту работы справку из налогового органа о получении им деклараций и сведений, перечисленных в пунктах 1-3 настоящей статьи.

4. Непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций и сведений, перечисленных в настоящей статье, лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в назначении лица на государственную должность либо влечет увольнение с государственной должности или иное освобождение его от государственной должности в предусмотренном законом порядке.

5. В порядке, установленном законодательством, могут быть опубликованы сведения о размерах и об источниках доходов государственных должностных лиц, занимающих ответственные государственные должности, а также сведения о доходах кандидатов на выборные государственные должности при их выдвижении.

6. Государственным должностным лицам и лицам, приравненным к ним, запрещается заключение гражданско-правовых сделок не под своим именем - на подставных лиц, анонимно, под псевдонимом и других. Эти сделки признаются недействительными в установленном законом порядке.

7. Физические и юридические лица, которые участвуют в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют в порядке и сроки, установленные правительством государства, отчеты о всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника.

8. Поступающие в налоговые органы сведения, предусмотренные настоящей статьей, составляют служебную тайну. Их разглашение, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение виновного лица. Данные сведения представляются только по запросам органов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 6 настоящего Закона, а также суда в порядке, установленном законом.

9. Меры финансового контроля, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на правоотношения, связанные с приобретением в собственность жилищ и строительных материалов для строительства жилищ в государстве. Финансовый контроль при приобретении жилищ и строительных материалов для их строительства осуществляется в соответствии с законодательством государства.

Статья 10. Деятельность, несовместимая с
занятием государственной должности

1. Государственным должностным лицам запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

2. Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством, содействовать удовлетворению материальных интересов организаций или физических лиц путем неправомерного использования своих служебных полномочий с целью получения материальных благ.

3. Государственные должностные лица в течение месяца после вступления в должность обязаны в порядке, установленном законодательством государства, передать в доверительное управление на время нахождения в должности принадлежащее им имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества, переданного в имущественный наем.

4. Государственные должностные лица, занимающиеся деятельностью, запрещенной настоящим Законом, подлежат увольнению или иному освобождению от государственной должности в установленном законом порядке. Государственное должностное лицо, освобожденное от государственной должности в связи с деятельностью, несовместимой с занятием такой должности, не может быть назначено на такую должность до тех пор, пока не прекратит заниматься указанной в настоящей статье деятельностью.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»