ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2003 года N 652


О подписании Рамочной конвенции по защите морской среды
Каспийского моря

Правительство Российской Федерации

постановляет:

Одобрить представленный Министерством иностранных дел Российской Федерации согласованный с заинтересованными органами исполнительной власти проект Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (прилагается).

Поручить Министерству природных ресурсов Российской Федерации провести совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации переговоры с заинтересованными сторонами по окончательному согласованию проекта указанной Рамочной конвенции и по достижении договоренности подписать ее от имени Российской Федерации, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

Проект

Рамочная конвенция по защите морской
среды Каспийского моря

Договаривающиеся Стороны,

отмечая ухудшение состояния морской среды Каспийского моря вследствие ее загрязнения, являющегося результатом антропогенной деятельности, включая сбросы, выбросы и размещение опасных, вредных и других загрязняющих веществ и отходов из источников, находящихся в море и на суше,

преисполненные решимости сохранить биологические ресурсы Каспийского моря для нынешнего и будущих поколений,

признавая необходимость обеспечения того, чтобы деятельность на суше не наносила ущерба морской среде Каспийского моря,

сознавая угрозу для морской среды Каспийского моря и его уникальных гидрографических и экологических характеристик в связи с колебанием уровня моря,

подтверждая важность защиты окружающей среды Каспийского моря,

признавая важность сотрудничества Договаривающихся Сторон между собой и с соответствующими международными организациями в целях защиты и сохранения морской среды Каспийского моря,

договорились о нижеследующем:

Статья 1
Определение понятий

Понятия, используемые в настоящей Конвенции, означают следующее:

"прикаспийские государства" - это Азербайджанская Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Российская Федерация, Туркменистан;

"план действий" - план действий для защиты и устойчивого развития морской среды Каспийского моря;

"Договаривающаяся Сторона" - прикаспийское государство, которое согласилось на обязательность для него настоящей Конвенции независимо от того, вступила ли Конвенция в силу или нет;

"сброс" - преднамеренное удаление в морскую среду отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных конструкций в Каспийском море либо преднамеренное захоронение судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных конструкций в Каспийском море;

"опасное вещество" - вещество, являющееся токсичным, канцерогенным, мутагенным, тератогенным или биоаккумулятивным, особенно если оно стойкое;

"национальный орган" - орган, назначенный каждой Договаривающейся Стороной, координирующий выполнение настоящей Конвенции и протоколов к ней на ее территории;

"загрязнение" - прямое или косвенное привнесение человеком веществ или энергии в морскую среду, приводящее или могущее привести к таким пагубным последствиям, как нанесение вреда биологическим ресурсам и морским организмам, возникновение угрозы человеческому здоровью и создание помех для правомерных видов использования Каспийского моря;

"загрязнение из наземных источников" - загрязнение моря из всех видов источников (точечных или рассредоточенных), расположенных на суше, осуществляемое водным или воздушным путем либо непосредственно с побережья, либо в результате любого преднамеренного удаления загрязняющих веществ с суши с использованием тоннеля, трубопровода или иным путем;

"чрезвычайная экологическая ситуация" - ситуация, при которой причиняется ущерб морской среде Каспийского моря или возникает неминуемая угроза загрязнения либо другого вреда морской среде Каспийского моря и которая является результатом природной катастрофы или аварии, возникшей в результате антропогенной деятельности;

"промышленная авария" - событие, происходящее в результате неконтролируемых изменений в ходе любой производственной деятельности, связанной с опасными и вредными веществами на промышленном объекте, например в ходе их производства, использования, хранения, перемещения или удаления либо при транспортировке таких веществ;

"судно" - эксплуатируемые в морской среде суда любого типа, в том числе суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, буксируемые и самоходные плавучие средства, а также платформы и другие искусственно сооруженные конструкции в море;

"инвазивные виды-вселенцы" - виды-вселенцы, появление и распространение которых может нанести экономический или экологический вред экосистеме или биологическим ресурсам Каспийского моря.

Статья 2
Цели настоящей Конвенции

Целями настоящей Конвенции являются защита морской среды Каспийского моря от загрязнения, защита, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов.

Статья 3
Сфера применения настоящей Конвенции

Положения настоящей Конвенции применяются в отношении морской среды Каспийского моря, при этом учитываются колебания его уровня и загрязнение из наземных источников.

Статья 4
Общие обязательства

Договаривающиеся Стороны:

самостоятельно или совместно принимают меры для предотвращения, ликвидации, снижения и контроля загрязнения морской среды Каспийского моря, а также для ее охраны, сохранения и восстановления;

используют ресурсы Каспийского моря таким образом, чтобы не наносить ущерба морской среде Каспийского моря;

сотрудничают друг с другом и с компетентными международными организациями для достижения целей настоящей Конвенции.

Статья 5
Принципы реализации настоящей Конвенции

Договаривающиеся Стороны для достижения целей настоящей Конвенции в своих действиях руководствуются:

принципом принятия мер предосторожности, в соответствии с которым при наличии угрозы серьезного или необратимого ущерба для морской среды Каспийского моря ссылки на отсутствие полной научной уверенности не используются в качестве причины для отсрочки экономически эффективных мер по предупреждению подобного ущерба;

принципом "загрязняющий платит", в соответствии с которым загрязнитель несет расходы, связанные с осуществлением мер по предотвращению, снижению и контролю загрязнения морской среды Каспийского моря;

принципом доступности информации о загрязнении морской среды Каспийского моря, в соответствии с которым Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу соответствующую информацию в максимально полном объеме.

Статья 6
Сотрудничество прикаспийских государств

Договаривающиеся Стороны сотрудничают на двусторонней и многосторонней основе в разработке протоколов, предусматривающих дополнительные меры, процедуры и стандарты для выполнения настоящей Конвенции.

Статья 7
Загрязнение из наземных источников

1. Договаривающиеся Стороны принимают меры, для того чтобы предотвращать, снижать и контролировать загрязнение морской среды Каспийского моря из наземных источников.

2. Договаривающиеся Стороны сотрудничают в разработке протоколов к настоящей Конвенции, предписывающих дополнительные меры по предотвращению, снижению и контролю загрязнения морской среды Каспийского моря из наземных источников. Такие протоколы могут включать в себя в том числе меры, направленные на:

а) применение малоотходных и безотходных технологий для предотвращения и снижения выбросов загрязняющих веществ из наземных источников;

б) лицензирование национальными органами Договаривающихся Сторон сбросов сточных вод для предотвращения, снижения и контроля загрязнения из наземных источников;

в) внедрение экологически обоснованной технологии при лицензировании сбросов сточных вод из наземных источников;

г) установление требований по защите морской среды Каспийского моря более строгих, чем требования, предусмотренные подпунктами "б" и "в" настоящего пункта, которые определяются специальными протоколами к настоящей Конвенции, когда этого потребует состояние морской среды Каспийского моря или его экосистемы;

д) применение различных видов очистки для городских сточных вод;

е) использование наилучших существующих технологий для сокращения притока органических веществ из коммунальных и промышленных источников, а также органических и опасных веществ из рассредоточенных источников, включая сельскохозяйственные;

ж) консервацию и полную ликвидацию наземных источников загрязнения, продолжающих оказывать отрицательное воздействие на морскую среду Каспийского моря.

3. Если загрязнение из наземного источника, расположенного на территории двух или более Договаривающихся Сторон либо образующего границу между ними, может вызвать загрязнение морской среды Каспийского моря, Договаривающиеся Стороны сотрудничают в принятии соответствующих мер по предотвращению, снижению и контролю такого загрязнения, включая в случае целесообразности создание совместных органов, ответственных за выявление и решение проблем потенциального загрязнения.

Статья 8
Загрязнение, вызванное деятельностью на дне моря

Договаривающиеся Стороны принимают меры для предотвращения, снижения и контроля загрязнения морской среды Каспийского моря в результате деятельности на его дне. В этих целях они поощряют сотрудничество в разработке протоколов к настоящей Конвенции.

Статья 9
Загрязнение с судов

Договаривающиеся Стороны принимают меры для предотвращения, снижения и контроля загрязнения морской среды Каспийского моря с судов и в этих целях сотрудничают в разработке протоколов к настоящей Конвенции, предусматривающих согласованные меры, процедуры и стандарты, учитывающие соответствующие международные требования.

Статья 10
Загрязнение, вызванное сбросом

1. Договаривающиеся Стороны принимают меры для предотвращения, снижения и контроля загрязнения морской среды Каспийского моря, вызванного сбросом с судов, плавающих под их флагами, и с воздушных судов, зарегистрированных на их территориях.

2. Договаривающиеся Стороны сотрудничают в разработке протоколов к настоящей Конвенции, предписывающих согласованные меры, процедуры и стандарты для достижения наилучшего результата.

3. Пункты 1 и 2 настоящей статьи не применяются, когда создается опасность для человеческой жизни и биологических ресурсов или реальная угроза судну, в случае форсмажорных обстоятельств, если сброс представляется единственным способом предотвращения угрозы и если имеется вероятность того, что ущерб, причиненный сбросом, будет меньше того, который был бы нанесен, если бы сброс не производился. Сброс должен осуществляться таким образом, чтобы свести к минимуму возможную угрозу жизни людей, биологическим ресурсам или создание помех к правомерному использованию Каспийского моря в соответствии с международными, включая региональные, правовыми требованиями. О произведенном сбросе ставятся в известность Договаривающиеся Стороны.

Статья 11
Загрязнение в результате иных видов деятельности

1. Договаривающиеся Стороны принимают все меры для предотвращения, снижения и контроля загрязнения морской среды Каспийского моря, вызванного видами деятельности, не указанными в статьях 7-10 настоящей Конвенции, включая мелиорацию земель и связанные с этим работы по выемке грунта и строительству дамб.

2. Договаривающиеся Стороны принимают меры для снижения возможного отрицательного воздействия антропогенной деятельности, направленной на смягчение влияния колебаний уровня моря на экосистему Каспийского моря.

Статья 12
Предотвращение привнесения инвазивных видов-вселенцев,
контроль и борьба с ними

Договаривающиеся Стороны принимают меры по предотвращению привнесения в Каспийское море инвазивных видов-вселенцев, контролю за их распространением и борьбе с ними.

Статья 13
Чрезвычайные экологические ситуации

1. Договаривающиеся Стороны сотрудничают в целях защиты людей и морской среды Каспийского моря от последствий природных катастроф или аварий, возникших в результате антропогенной деятельности. Для этого принимаются меры по их предотвращению, обеспечению соответствующей готовности к чрезвычайным экологическим ситуациям и реагированию на них, включая меры по восстановлению экосистемы Каспийского моря.

2. В целях принятия превентивных мер и мер по обеспечению соответствующей готовности Договаривающаяся Сторона, на территории которой может сложится чрезвычайная экологическая ситуация, выявляет в пределах своей юрисдикции опасные виды деятельности, которые могут вызвать чрезвычайные экологические ситуации, и обеспечивает уведомление других Договаривающихся Сторон о любой такой планируемой или осуществляемой деятельности. Договаривающиеся Стороны соглашаются проводить оценку воздействия на морскую среду опасных видов деятельности и реализовывать меры по снижению рисков.

3. Договаривающиеся Стороны сотрудничают в создании систем раннего оповещения о промышленных авариях или чрезвычайных экологических ситуациях. В случае возникновения чрезвычайной экологической ситуации или ее неминуемой угрозы Договаривающаяся Сторона, на территории которой сложилась такая ситуация, без задержки обеспечивает уведомление на соответствующем уровне те Договаривающиеся Стороны, территории которых могут быть подвергнуты воздействию.

4. Договаривающиеся Стороны принимают меры по обеспечению и поддержанию адекватной готовности к чрезвычайным ситуациям, включая обеспечение наличия надлежащего оборудования и квалифицированного персонала, используемых для принятия необходимых мер в случае чрезвычайной экологической ситуации.

Статья 14
Защита, сохранение, восстановление и рациональное использование
биологических ресурсов

1. Договаривающиеся Стороны уделяют особое внимание защите, сохранению, восстановлению и рациональному использованию биологических ресурсов Каспийского моря и принимают на основе научных данных меры для:

а) развития и повышения продуктивности биологических ресурсов с целью сохранения и восстановления экологического равновесия (при удовлетворении потребности людей в питании и достижении социальных и экономических целей);

б) поддержания или восстановления популяций видов биологических ресурсов на уровне, позволяющем обеспечить максимально устойчивый объем их добычи, определяемый соответствующими экологическими и экономическими факторами, с учетом соотношения между видами биологических ресурсов;

в) обеспечения таких условий, при которых виды биологических ресурсов не будут подвергаться опасности исчезновения из-за их чрезмерной эксплуатации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»