Недействующий

Проект N 311559-3

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и
юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)

     

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

     

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при национализации имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.

Под национализацией понимается принудительное обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации для удовлетворения ее потребности в продукции (работах, услугах), непосредственно обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства, с предварительным и равноценным возмещением Российской Федерацией стоимости имущества и других убытков, причиняемых собственнику.

2. Расположенное на территории Российской Федерации имущество, находящееся в собственности иностранного физического или юридического лица, подлежит национализации в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о национализации


Законодательство о национализации в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетного законодательства Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Принципы осуществления национализации

Национализация осуществляется в соответствии со следующими принципами:

осуществление национализации имущества в целях удовлетворения потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), непосредственно обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства (далее - стратегическая продукция);

осуществление национализации имущества на возмездной основе с предварительным и равноценным возмещением Российской Федерацией стоимости имущества и других убытков, причиняемых собственнику в результате национализации;

осуществление национализации на основании настоящего Федерального закона за счет ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на осуществление национализации для удовлетворения потребности Российской Федерации в стратегической продукции;

национализация имущества для удовлетворения потребности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не допускается;

национализация не является мерой наказания или способом обеспечения исполнения обязательств;

для принятия решения о национализации не имеет значения личность (организационно-правовой статус) собственника  национализируемого имущества.

Статья 4. Имущество, в отношении которого может быть принято решение о национализации

1. Под имуществом, в отношении которого может быть принято решение о национализации (далее - национализируемое имущество), понимается комплекс технологически взаимосвязанных вещей или отдельная вещь, необходимые для удовлетворения потребности Российской Федерации в стратегической продукции, которая не может быть удовлетворена без проведения национализации.

В состав национализируемого комплекса технологически взаимосвязанных вещей могут входить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье и продукция, необходимые для достижения целей национализации.

2. В случае если при национализации удовлетворение потребности Российской Федерации в стратегической продукции невозможно без использования объектов исключительных прав, право на их использование подлежит включению в состав национализируемого имущества. Выплата возмещения обладателю исключительных прав производится в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.

3. В отношении денег и ценных бумаг решение о национализации не может быть принято.

Статья 5. Определение собственника национализируемого имущества

1. Собственником национализируемого имущества является гражданин или юридическое лицо, которому национализируемое имущество принадлежит на праве собственности. В случае если права собственника не оформлены надлежащим образом, такой собственник может быть установлен судом, в том числе по иску федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере национализации.

2. Отказ от права собственности в отношении национализируемого имущества, перемена собственника (собственников) национализируемого имущества, признание собственника - гражданина безвестно отсутствующим, а также реорганизация, ликвидация, несостоятельность (банкротство) собственника - юридического лица не являются основанием для приостановления процедуры национализации.

Статья 6. Решение о национализации

     

1. Началом процедуры национализации является принятие решения о национализации в порядке и на условиях, определенных настоящим Федеральным законом. Решение о национализации принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

2. Решение о национализации содержит:

основание принятия решения;

наименование национализируемого имущества;

наименование лица (лиц), являющегося собственником национализируемого имущества, с указанием полного фирменного   наименования и места нахождения юридического лица либо фамилии, имени, отчества и места жительства гражданина.

3. Собственник национализируемого имущества незамедлительно уведомляется о принятии решения о национализации.

Статья 7. Принятие решения о национализации

1. В соответствии с принципами осуществления национализации решение о национализации может быть принято, если федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год предусматривает:

наименование стратегической продукции, для удовлетворения потребности в которой осуществляется национализация;

размер ассигнований на осуществление национализации для удовлетворения потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции;

виды (категории) имущества, необходимого для удовлетворения потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции.

2. Сведения о стратегической продукции, для удовлетворения потребности в которой осуществляется национализация, составляют государственную тайну. Соответствующая статья федерального закона о федеральном бюджете является секретной.

3. При подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, предусматривающего ассигнования на осуществление национализации, Правительство Российской Федерации рассматривает предложения о национализации с точки зрения потребности Российской Федерации в стратегической продукции и возможности для ее удовлетворения без проведения национализации. При этом учитывается срок, в течение которого потребности Российской Федерации в стратегической продукции могут быть удовлетворены путем проведения национализации, при приобретении стратегической продукции на открытом рынке либо путем создания нового производства для выпуска стратегической продукции, а также анализируются предполагаемые затраты на указанные мероприятия.

Предложения о национализации, содержащие размер ассигнований на осуществление национализации и наименование стратегической продукции, для удовлетворения потребности в которой осуществляется национализация, представляются с приложением финансово-экономического обоснования, предусматривающего сроки и затраты на осуществление национализации. Порядок подготовки предложений о национализации устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. На основании вступившего в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, предусматривающего ассигнования на осуществление национализации для удовлетворения потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции, Правительство Российской Федерации принимает решение о национализации.

Статья 8. Определение состава национализируемого имущества

1. В целях определения состава национализируемого имущества федеральный орган, уполномоченный в сфере национализации, после принятия решения о национализации в установленном порядке проводит инвентаризацию имущества лица (лиц), являющегося собственником национализируемого имущества. В состав национализируемого имущества включается только имущество, необходимое для достижения целей национализации, согласно статье 4 настоящего Федерального закона.

2. Состав национализируемого имущества утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Оценка стоимости национализируемого имущества и других убытков и определение размера возмещения

1. Рыночная стоимость национализируемого имущества, а также размер других убытков, причиняемых собственнику в результате национализации, определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

2. Оценка проводится на основании договора, заключенного с независимым оценщиком федеральным органом, уполномоченным в сфере национализации.

3. Размер возмещения собственнику национализируемого имущества устанавливается равным рыночной стоимости национализируемого имущества, а также других убытков, причиняемых собственнику в результате национализации, в том числе в связи с ограничениями, предусмотренными статьей 16 настоящего Федерального закона (далее - размер возмещения).

4. Размер возмещения определяется на дату проведения оценки в рублях.

Статья 10. Порядок определения оценщика

1. Оценщик определяется по результатам открытого конкурса, проводимого федеральным органом, уполномоченным в сфере национализации. Порядок проведения конкурса и требования к его участникам определяются Правительством Российской Федерации.

При признании конкурса несостоявшимся федеральный орган, уполномоченный в сфере национализации, проводит повторный конкурс.

2. В случае признания повторного конкурса по определению оценщика несостоявшимся оценщик назначается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Согласование размера возмещения путем переговоров

1. В целях согласования размера возмещения Правительство Российской Федерации или по его поручению федеральный орган, уполномоченный в сфере национализации, проводит с собственником национализируемого имущества переговоры о размере возмещения.

2. В случае если собственник национализируемого имущества согласен с предложенным размером возмещения, определенным в соответствии с настоящим Федеральным законом, по результатам переговоров подписывается соглашение о размере возмещения.

Статья 12. Установление размера возмещения в судебном порядке

В случае если в процессе переговоров не удалось достичь согласия в отношении размера возмещения или если собственник национализируемого имущества уклонился от подписания соглашения о размере возмещения, Правительство Российской Федерации или по его поручению федеральный орган, уполномоченный в сфере национализации, обращается в арбитражный суд для разрешения спора о размере возмещения.

Статья 13. Выплата возмещения

     

1. Выплата возмещения производится в денежной форме за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на указанные цели.

2. Выплата возмещения производится единовременно. В случае если ассигнований на осуществление национализации имущества, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, недостаточно для выплаты возмещения в полном объеме, процедура национализации продлевается на следующий год либо прекращается. Решение о продлении процедуры национализации либо о ее прекращении принимается в форме акта Правительства Российской Федерации. Повторное продление процедуры национализации не допускается.

Не допускается осуществление национализации при условии рассрочки выплаты возмещения.

3. Выплата возмещения осуществляется путем перечисления денежных средств собственнику национализируемого имущества. О дате выплаты возмещения собственник национализируемого имущества уведомляется в трехдневный срок после перечисления.

Статья 14. Особенности передачи имущества в собственность Российской Федерации при национализации

1. Переход национализируемого имущества в собственность Российской Федерации происходит после выплаты собственнику национализируемого имущества соответствующего возмещения.

2. При национализации собственник имущества обязан передать в собственность Российской Федерации имущество в составе, утвержденном Правительством Российской Федерации.

3. Прием имущества подтверждается актом, который составляется и подписывается федеральным органом, уполномоченным в сфере национализации. В акте приема имущества указывается состав переданного имущества.

Статья 15. Переход права собственности при национализации. Правовой режим национализированного имущества

1. Оформление права собственности Российской Федерации на национализированное имущество осуществляется после подписания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, акта приема имущества, а в отношении национализированного недвижимого имущества - после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на такое имущество в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

После перехода права собственности на национализированное имущество к Российской Федерации процедура национализации завершается.

2. Национализированное имущество закрепляется за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (федеральными казенными предприятиями), основная уставная деятельность которых связана с удовлетворением потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции.

При необходимости федеральное казенное предприятие создается на базе национализированного имущества.

3. Национализированное имущество может быть использовано исключительно для удовлетворения потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции.

4. По миновании потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции либо при возникновении возможности для удовлетворения такой потребности без участия национализированного имущества ограничение на использование национализированного имущества, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи, прекращается. Решение о прекращении действия указанного ограничения принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Статья 16. Обязательства, налагаемые на собственника имущества при осуществлении процедуры национализации

1. С даты начала процедуры национализации собственник национализируемого имущества должен обеспечить:

сохранность национализируемого имущества;

недопущение отчуждения или установления дополнительных обременений в отношении национализируемого имущества (по сравнению с имеющимися на дату начала процедуры национализации).

2. С даты начала процедуры национализации собственник национализируемого имущества обязан по соответствующим запросам предоставлять федеральному органу, уполномоченному в сфере национализации:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»