Официальный перевод на русский язык

     

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам



Текст, измененный Протоколом о внесении изменений в Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, вступившим в силу 1 июня 2011 года

Преамбула


Государства - члены Совета Европы и страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подписавшие настоящую Конвенцию,

считая, что развитие международного движения лиц, капиталов, товаров и оказания услуг - при всей выгодности этих процессов - привело к росту вероятности избежания и уклонения от налогообложения и поэтому требует укрепления сотрудничества между налоговыми органами,

приветствуя всесторонние усилия, предпринятые в последние годы для борьбы с избежанием и уклонением от налогообложения на международном уровне, как на двусторонней, так и на многосторонней основе,

считая, что скоординированные усилия между Государствами являются необходимостью в целях развития всех форм административной помощи в вопросах взимания налогов любого вида, одновременно обеспечивая соответствующую защиту прав налогоплательщиков,

признавая, что международное сотрудничество может играть важную роль в содействии при надлежащем определении налоговой ответственности и при оказании налогоплательщику помощи в обеспечении его прав,

считая, что основные принципы, наделяющие каждое лицо способностью иметь права и нести обязанности, определенные в соответствии с установленным законом порядком, должны признаваться как применимые по налоговым делам во всех Государствах, и что Государства должны прилагать усилия по защите законных интересов налогоплательщиков, включая соответствующую защиту от дискриминации и двойного налогообложения,

в этой связи убежденные, что Государства должны осуществлять меры и предоставлять информацию, принимая во внимание необходимость защиты конфиденциальности информации и учитывая действие международных документов для защиты частной жизни и передачи личных данных,

учитывая, что возникли новые условия сотрудничества и существует желание сделать многосторонний документ доступным широкому кругу Государств для получения пользы от новых условий сотрудничества и в то же время для внедрения высочайших международных стандартов взаимодействия в налоговой сфере,

желая заключить Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам,

согласились о нижеследующем:

Глава I. Сфера применения Конвенции

     

Статья 1

     
Цель Конвенции и лица, на которые она распространяется

1. Стороны, в соответствии с положениями главы IV, оказывают друг другу административную помощь по налоговым делам. Такая помощь может предусматривать при необходимости меры, предпринимаемые судебными органами.

2. Такая административная помощь состоит в:

a) обмене информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;

b) помощи по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер; и

c) направлении документов.

3. Сторона оказывает административную помощь независимо от того, является ли соответствующее лицо резидентом либо национальным лицом Стороны или любого иного Государства.

Статья 2

     
Налоги, на которые распространяется Конвенция

1. Настоящая Конвенция применяется:

a) к следующим налогам:

i) налоги на доход или прибыль,

ii) налоги на прирост капитала, которые установлены отдельно от налога на доход или прибыль,

iii) налоги на чистые активы, установленные Стороной; и

b) к следующим налогам:

i) налоги на доход, прибыль, прирост капитала или чистые активы, которые установлены от имени административно-территориальных единиц или местных органов власти Стороны,

ii) обязательные взносы на социальную защиту, уплачиваемые центральному правительству либо учреждениям социальной защиты, созданным в соответствии с публичным правом, и

iii) иные виды налогов, за исключением таможенных пошлин, установленных Стороной, а именно:

A. налоги на имущество, полученное в порядке наследования или дарения,

B. налоги на недвижимое имущество,

C. общие налоги на потребление, такие как налог на добавленную стоимость или налог с продаж,

D. специальные налоги на товары и услуги, такие как акцизы,

E. налоги на использование или владение автотранспортными средствами,

F. налоги на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортные средства,

G. любые иные налоги;

iv) категории налогов, указанные выше в подпункте iii), установленные от имени административно-территориальных единиц или местных органов власти Стороны.

2. Существующие налоги, к которым применяется Конвенция, перечислены в приложении А* в соответствии с категориями налогов, указанных в пункте 1.

________________

* Текст приложений к Конвенции на сайте www.pravo.gov.ru, 10.09.2015, N 0001201509100016 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.     

3. Стороны уведомляют Генерального секретаря Совета Европы или Генерального секретаря ОЭСР (именуемые далее "Депозитарии") о любых изменениях, вносимых в приложение А, которые повлекут изменение списка, указанного в пункте 2. Такие изменения вступают в силу на первый день месяца, следующего за истечением трех месяцев с момента получения такого уведомления Депозитарием.

4. Конвенция также применяется ко всем идентичным или схожим по существу налогам с момента их установления, которые введены в Договаривающемся Государстве после вступления Конвенции в силу в отношении этой Стороны в дополнение или вместо существующих налогов, перечисленных в приложении А, и в этом случае соответствующая Сторона уведомляет одного из Депозитариев о введении налога.

Глава II. Основные определения

     

Статья 3

     
Определения

1. Для целей настоящей Конвенции, если из контекста не вытекает иное:

а) термины "запрашивающее Государство" и "запрашиваемое Государство" означают соответственно любую Сторону, обратившуюся за оказанием административной помощи по налоговым делам, и любую Сторону, запрашиваемую для оказания такой помощи;

b) термин "налог" означает любой налог или взнос на социальную защиту, к которым Конвенция применяется в соответствии со статьей 2;

c) термин "налоговое требование" означает любую сумму налога, а равно проценты по ней, соответствующие административные штрафы и сопутствующие взысканию расходы, которые подлежат оплате и еще не уплачены;

d) термин "компетентный орган" означает лица и органы, указанные в приложении В;

e) термин "национальные лица" по отношению к Стороне означает:

i) все физические лица, обладающие гражданством этой Стороны, и

ii) все юридические лица, товарищества, ассоциации и другие организации, созданные в соответствии с действующим законодательством этой Стороны.

Для каждой Стороны, которая выступила с заявлением в этой связи, вышеуказанные термины понимаются так, как они определены в приложении С.

2. При применении Конвенции Стороной, если из контекста не вытекает иное, любой термин, не определенный в ней, имеет то значение, которое установлено для него законодательством этой Стороны в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция.

3. Стороны уведомляют одного из Депозитариев о любых изменениях, вносимых в приложения В и С. Такие изменения вступают в силу в первый день месяца, следующего за истечением трех месяцев с момента получения уведомления указанным Депозитарием.

Глава III. Формы помощи

     

Раздел I

     
Обмен информацией

     

Статья 4

     
Общее положение

1. Стороны обмениваются любой информацией, в частности в соответствии с положениями настоящего раздела, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется настоящая Конвенция.

2. Исключен.

3. Любая Сторона может путем заявления, направленного одному из Депозитариев, указать, что в соответствии с ее внутренним законодательством ее органы власти могут информировать ее резидента или национальное лицо перед передачей в соответствии со статьями 5 и 7 касающейся его информации.

Статья 5

Обмен информацией по запросу

1. По запросу запрашивающего Государства, запрашиваемое Государство предоставляет запрашивающему Государству любую информацию, упомянутую в статье 4, относительно отдельных лиц или операций.

2. Если информации, имеющейся в налоговых делах запрашиваемого Государства, недостаточно для удовлетворения запроса о предоставлении информации, это Государство принимает все необходимые меры для обеспечения запрашивающего Государства запрашиваемой информацией.

Статья 6

     
Автоматический обмен информацией


В зависимости от категорий дел и в соответствии с процедурами, которые определяются по взаимной договоренности, две или более Стороны автоматически обмениваются информацией, указанной в статье 4.

Статья 7

     
Инициативный обмен информацией

1. Сторона без предварительного запроса направляет другой Стороне имеющуюся у нее информацию при следующих обстоятельствах:

a) первая из упомянутых Сторон имеет основания полагать, что возможны налоговые потери в другой Стороне;

b) лицо, ответственное за уплату налогов, получает снижение размера налога или освобождение от уплаты налога в первой из упомянутых Сторон, которое может повлечь увеличение размера налога или налоговой ответственности в другой Стороне;

c) коммерческие сделки между лицом, подлежащим налогообложению в Стороне, и лицом, подлежащим налогообложению в другой Стороне, проводятся через одну или более стран таким образом, что происходит снижение размера подлежащего уплате налога в одной или в другой Стороне, или в обеих;

d) Сторона имеет основания полагать, что уменьшение размера подлежащего уплате налога может являться следствием умышленного перевода прибыли в рамках группы компаний;

e) информация, направленная в первую из упомянутых Сторон другой Стороной, позволяет получить информацию, которая может являться необходимой для определения размера налоговой ответственности в последней Стороне.

2. Каждая Сторона принимает такие меры и проводит такие процедуры, которые необходимы для обеспечения того, чтобы информация, описанная в пункте 1, была доступна для передачи другой Стороне.

Статья 8

     
Одновременные налоговые проверки

1. По запросу одной из них, две или более Стороны совместно консультируются для целей определения случаев и процедур проведения одновременных налоговых проверок. Каждая из вовлеченных Сторон решает, участвует она или нет в проведении отдельной налоговой проверки.

2. Для целей настоящей Конвенции одновременная налоговая проверка означает договоренность между двумя или более Сторонами одновременно проводить проверку, каждая на своей территории, налоговых дел лица или лиц, в отношении которых у Сторон имеется взаимная заинтересованность или связанные между собой интересы, с целью обмена любыми относящимися к делу полученными таким образом сведениями.

Статья 9

     
Налоговые проверки за границей

1. По запросу компетентного органа запрашивающего Государства компетентный орган запрашиваемого Государства может разрешить представителям компетентного органа запрашивающего Государства принимать участие в соответствующей части налоговой проверки в запрашиваемом Государстве.

2. Если запрос удовлетворен, то компетентный орган запрашиваемого Государства в кратчайшие сроки уведомляет компетентный орган запрашивающего Государства о времени, месте проведения такой налоговой проверки, об органах или официальных лицах, уполномоченных на осуществление проверки, а также обязательных процедурах и условиях, установленных запрашиваемым Государством для проведения проверки. Все решения, касающиеся налоговой проверки, принимаются запрашиваемым Государством.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»