ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2004 года N 540


О внесении изменений в федеральную целевую
научно-техническую программу "Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития науки и техники"
на 2002-2006 годы
и признании утратившими силу
некоторых актов Правительства Российской Федерации

В связи с прекращением реализации федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 605 "О федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст.3564; 2002, N 47, ст.4680) следующие изменения:

в абзаце третьем слова: "Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации" заменить словами: "Министерству образования и науки Российской Федерации";

федеральную целевую научно-техническую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Признать утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2001 года N 660 "О федеральной целевой программе "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 37, ст.3695) и постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 398 "О внесении изменений и дополнений в федеральную целевую программу "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст.2816).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
 от 21 августа 2001 года N 605

     (в редакции постановления Правительства
     Российской Федерации
     от 12 октября 2004 года N 540)



Федеральная целевая научно-техническая программа
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития науки и техники" на 2002-2006 годы

ПАСПОРТ
федеральной целевой научно-технической программы
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития науки и техники" на 2002-2006 годы

Наименование Программы

-

федеральная целевая научно-техническая
программа "Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития
науки и техники" на 2002-2006 годы

Основание для разработки
Программы

-

распоряжение Правительства Российской
Федерации от 25 января 2001 года N 105-р

Государственный
заказчик - координатор
Программы

Государственные
заказчики Программы

-



-

Министерство образования и науки
Российской Федерации


Федеральное агентство по науке и
инновациям, Федеральное агентство по
образованию

Основные разработчики
Программы

-

Министерство образования и науки
Российской Федерации, Федеральное
агентство по науке и инновациям

Цель Программы

-

развитие и использование
научно-технологического потенциала,
включая комплексное развитие
национальной инновационной системы
Российской Федерации, на основе
повышения инновационной активности,
восприимчивости организаций к
нововведениям и прогрессивным
технологиям в интересах диверсификации
и роста конкурентоспособности
российской экономики

Основные задачи
Программы

-

определение и реализация приоритетов в
сфере проблемно-ориентированных
поисковых и прикладных исследований в
интересах получения новых знаний,
составляющих основу технологических
инноваций;
развитие системы реализации научных и
технологических приоритетов, в том
числе в области создания критических
технологий, финансируемых из
федерального бюджета
опытно-конструкторских, технологических
и экспериментальных разработок,
обеспечивающих национальную
безопасность и конкурентоспособность
экономики;
разработка механизмов концентрации
государственных и негосударственных
ресурсов на создании и коммерциализации
отечественных технологий,
предусматривающих сквозное планирование
и управление крупными инновационными
проектами, осуществляемыми с участием
государства и связанными с
приоритетными направлениями развития
науки, технологий и техники, от этапа
разработки технологий до стадии их
широкого коммерческого использования;
развитие инфраструктуры инновационной
деятельности, развитие механизмов
стимулирования инновационной активности
организаций всех секторов экономики,
совершенствование системы финансовой
поддержки инновационной деятельности;
содействие укреплению и развитию
материально-технической базы
организаций научно-технической сферы,
включая современную стендовую и
приборную базу;
оптимизация структуры государственного
научно-технического комплекса,
совершенствование правоотношений между
государством и субъектами
научно-технической деятельности;
совершенствование нормативно-правовой
базы, стимулирующей создание и
реализацию инноваций, а также
эффективную защиту прав
интеллектуальной собственности;
развитие системы подготовки
специалистов по организации и
управлению в инновационной сфере

Сроки и этапы реализации
Программы

-

2002-2006 годы, в том числе:
I этап - 2002-2004 годы;
II этап - 2005-2006 годы

Перечень основных
мероприятий Программы

-

блок "Генерация знаний":
определение приоритетов в сфере
проблемно-ориентированных поисковых и
прикладных исследований в интересах
получения новых знаний, составляющих
основу технологических инноваций;
реализация научных и технологических
приоритетов на основе финансируемых за
счет средств федерального бюджета
проблемно-ориентированных поисковых
исследований фундаментального характера
и прикладных разработок,
предусматривающих создание
научно-технического задела в области
создания критических технологий;
содействие оптимизации государственного
научно-технического сектора за счет
концентрации ресурсов в ведущих научных
и научно-образовательных центрах;
содействие программной и
институциональной интеграции науки и
образования с целью развития и
совместного использования научной,
кадровой, опытно-экспериментальной и
приборной базы академического и
вузовского секторов науки, а также
кадрового потенциала в
исследовательском и учебном процессах;
содействие кадровому обеспечению
наукоемких секторов экономики.



Блок "Разработка технологий":
выбор научно обоснованных приоритетов
технологического развития с целью
укрепления обороноспособности страны и
обеспечения конкурентоспособности
экономики;
концентрация ресурсов государства и
предпринимательства на приоритетных
направлениях технологического развития,
финансирование разработки критических
технологий, которые обладают высоким
потенциалом коммерциализации;
создание технологической и
инновационной инфраструктур, в том
числе за счет обеспечения научных
организаций необходимым научным
оборудованием и информационными
ресурсами, содействие интеграции науки
и образования;
создание системы защиты прав на
результаты интеллектуальной
деятельности в отношении создаваемых
технологий и содействие введению в
хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности.



Блок "Коммерциализация технологий":
определение приоритетов
коммерциализации новых перспективных
технологий;
коммерциализация и распространение
новых перспективных технологий;
развитие системы венчурного
финансирования коммерциализации
перспективных технологий

Исполнители мероприятий
Программы

-

организации, отбираемые на конкурсной
основе в соответствии с
законодательством Российской Федерации

Объемы и источники
финансирования
Программы

-

всего на 2002-2006 годы (в ценах 2004
года) - 41,1 млрд. рублей, в том числе
средства федерального бюджета - 27,1
млрд. рублей
из них:
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы - 26
млрд. рублей;
капитальные вложения - 1,1 млрд.
рублей;
средства внебюджетных источников - 14
млрд. рублей.
Объемы и источники финансирования
ежегодно уточняются при формировании
федерального бюджета на соответствующий
год

Ожидаемые конечные
результаты
реализации Программы

-

в 2005-2006 годах намечается достигнуть
следующих основных результатов:
дополнительный объем производства новой
и усовершенствованной
высокотехнологичной продукции за счет
применения созданных передовых
технологий (в ценах 2004 года) - около
10 млрд. рублей;
дополнительный объем экспорта
высокотехнологичной продукции (в ценах
2004 года) - около 4 млрд. рублей;
объем привлеченных внебюджетных средств
для коммерциализации технологий (в
ценах 2004 года) - около 10 млрд.
рублей;
80 созданных новых высокотехнологичных
организаций;
8 тыс. созданных рабочих мест для
высококвалифицированных работников;
55 разработанных перспективных
проблемно-ориентированных
исследовательских проектов,
передаваемых для последующей разработки
передовых технологий;
160 разработанных технологий, пригодных
для последующей коммерциализации;
350 патентов на результаты
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ,
полученные при реализации программных
мероприятий;
130 инициированных крупных проектов
коммерциализации, разработанных
передовых технологий и их трансфера;
14 созданных передовых коммерческих
технологий для применения в отраслях
экономики;
2700 молодых специалистов, привлекаемых
к проведению исследований по
приоритетным направлениям;
70 созданных организаций и объектов
инфраструктуры инновационной
деятельности (центры коллективного
пользования научным оборудованием,
центры трансфера технологий и т.п.)

Система организации
контроля за исполнением
Программы

-

контроль за реализацией Программы
осуществляет государственный заказчик -
координатор и государственные заказчики

Экономическая
эффективность Программы






















































-
























































реализация предусмотренных Программой
мероприятий обеспечит достижение
следующих результатов:
увеличение прироста валового
внутреннего продукта, повышение
эффективности работы организаций за
счет технологического перевооружения,
опережающий рост производства и продаж
инновационной продукции, повышение
удельного веса наукоемкой отечественной
продукции на мировом рынке;
увеличение численности и удельного веса
инновационно активных организаций в
экономике, рост капитализации
организаций за счет интеллектуальной
собственности, повышение интереса
организаций к инновациям и рост доли
внебюджетного финансирования
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ;
обеспечение разработки новых передовых
технологий, сокращение сроков их
освоения, активизация
инновационно-технологического обмена
между организациями, сохранение
уникального научно-исследовательского
оборудования;
повышение спроса на квалифицированные
научно-технические кадры, улучшение их
возрастной структуры, сохранение
рабочих мест, расширение возможностей
профессиональной самореализации
молодежи;
концентрация бюджетных ресурсов на
поддержке инновационной деятельности;
повышение прозрачности и
результативности бюджетных расходов,
сокращение числа бюджетных научных
организаций, обеспечение дополнительных
налоговых поступлений;
обеспечение доли прироста объема
производства высокотехнологичной
продукции в размере до 10-15 процентов
в 2006 году;
обеспечение прироста количества
инновационно активных организаций на
25-30 процентов в 2006 году;
сохранение около 40 тыс. рабочих мест в
сфере науки и образования;
рост вовлечения в хозяйственный оборот
результатов научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ,
предусмотренных Программой, на 40-60
процентов в 2006 году;
увеличение внебюджетного
финансирования проектов
коммерциализации технологий до 60-65
процентов


I. Обоснование необходимости принятия
новой редакции Программы

Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 года N 105-р.

Новая редакция Программы, ее структура и ожидаемые результаты реализации соответствуют приоритетам, связанным с инновационным развитием отраслей промышленности и приведением институциональных условий и инфраструктуры в соответствие с потребностями бизнеса, предусмотренным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года N 1163-р, и Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденным Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года.

II. Основная цель, задачи, сроки и этапы
реализации Программы

Основными целями Программы являются развитие и использование научно-технологического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.

Срок реализации Программы - 2002-2006 годы.

Реализация Программы включает в себя два этапа:

I этап - 2002-2004 годы (реализация осуществлялась в рамках федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 605);

II этап - 2005-2006 годы (новая редакция Программы).

Основными задачами Программы на первом этапе являлись:

получение новых знаний, обеспечение опережающего развития фундаментальной науки, осуществление важнейших прикладных исследований и разработок;

научно-техническое обеспечение перехода отраслей экономики на качественно новые технологические уровни;

создание научно-технологической базы федеральных целевых программ, обеспечивающих инновационный рост экономики страны, выход на внутренний и мировой рынки высокотехнологичной продукции;

развитие научно-технического и интеллектуального потенциала, сохранение ведущих научных школ и коллективов;

сохранение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, включая космические и авиационные технологии;

сохранение и развитие научно-технического и производственного потенциала в области создания современных научных приборов и оборудования;

создание основ государственной научно-технической политики, системы приоритетов науки, технологий и техники, механизма их реализации за счет средств федерального бюджета;

активизация деятельности по обмену знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования.

На втором этапе в состав Программы включены работы, финансируемые ранее в рамках федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы", а также следующие работы, которые финансировались за счет средств федерального бюджета, не предусмотренных этой Программой:

научное сопровождение важнейших инновационных проектов государственного значения;

технологическое развитие гражданских отраслей промышленности;

развитие кадрового потенциала научно-технической сферы;

развитие инновационной структуры науки и вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;

прикладные экономические исследования;

развитие приборной базы научных организаций и высших учебных заведений;

содержание уникальных стендов и установок научных организаций;

государственная поддержка центров коллективного пользования научным оборудованием;

поддержка научно-исследовательских работ молодых ученых, аспирантов и студентов.

Основными задачами Программы на втором этапе являются:

определение и реализация приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций;

развитие системы, направленной на реализацию научных и технологических приоритетов, финансируемых из федерального бюджета опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок, обеспечивающих национальную безопасность и конкурентоспособность экономики, в том числе в области создания критических технологий;

создание механизмов концентрации государственных и негосударственных ресурсов, необходимых для создания и коммерциализации отечественных технологий, предусматривающих сквозное планирование и управление крупными инновационными проектами, осуществляемыми с участием государства, на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, от этапа разработки технологий до стадии их широкого коммерческого использования;

развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности;

содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-технической сферы, включая современную стендовую и приборную базу;

оптимизация структуры государственного научно-технического комплекса, совершенствование правоотношений между государством и субъектами научно-технической деятельности;

совершенствование нормативной правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности;

развитие системы подготовки специалистов по организации и управлению в инновационной сфере.

Система программных мероприятий на втором этапе реализуется в два подэтапа: 1-й подэтап - 2005 год и 2-й подэтап - 2006 год.

Основными задачами первого подэтапа являются:

интеграция работ по непрограммной тематике, отработка механизмов отбора инновационных проектов и новых процедур управления Программой;

осуществление запуска пилотных проектов новых элементов системы программных мероприятий;

изменение порядка финансирования работ по непрограммной тематике;

отработка механизмов определения приоритетов;

уточнение критериев отбора и параметров финансирования инновационных проектов;

корректировка и уточнение программных мероприятий;

принятие необходимых ведомственных нормативных актов, связанных с управлением Программой.

Основными задачами второго подэтапа являются:

уточнение необходимых элементов инновационной структуры;

обеспечение в рамках Программы сквозного инновационного цикла;

формирование комплекса коммерческих передовых технологий для последующего распространения.

Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и конечные результаты, характеризующие прямой эффект от реализации Программы на втором этапе (таблица 1).

Таблица 1


2005
год

2006
год

Целевые индикаторы

Объем дополнительного производства новой и
усовершенствованной высокотехнологичной продукции за
счет применения созданных передовых технологий (млрд.
рублей, в ценах 2004 года)

3

7

Дополнительный объем экспорта высокотехнологичной
продукции (млрд. рублей, в ценах 2004 года)

1

3

Привлеченные внебюджетные средства для финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ (млрд. рублей, в ценах 2004 года)

4,7

5,4

Уровень вовлечения в хозяйственный оборот результатов
предусмотренных Программой научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ (процентов)

30

50

Конечные результаты

Количество созданных организаций с новым
высокотехнологичным производством (единиц)

40

40

Количество созданных новых рабочих мест для
высококвалифицированных работников (тыс. мест)

4

4

Количество перспективных научных результатов
проблемно-ориентированных исследовательских проектов,
передаваемых для последующей разработки передовых
технологий (единиц)

25

30

Количество разработанных технологий, пригодных для
последующей коммерциализации (единиц)

70

90

Количество патентов на результаты
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, полученных при реализации программных
мероприятий (штук)

150

200

Количество инициированных крупных проектов
коммерциализации разработанных передовых технологий и
их трансфера (единиц)

65

65

Количество созданных передовых коммерческих
технологий для применения в отраслях экономики
(единиц)

Количество молодых специалистов, привлекаемых к
проведению исследований по приоритетным направлениям
(человек)

Количество созданных организаций и объектов
инфраструктуры инновационной деятельности, включая
центры коллективного пользования научным
оборудованием, центры трансфера технологий и т.п.
(единиц)

6



1200



30

8



1500



40

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»