Недействующий

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением мер по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма"

Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в три законодательных акта Российской Федерации. Определяющими являются изменения: Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Изменения, вносимые в статью 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и в статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, обусловлены необходимостью согласования вносимых изменений между собой.

Статья 1 законопроекта предусматривает дополнение Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" нормами, направленными на повышение эффективности системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Пунктами 1 и 2 законопроекта предлагается усилить контроль за движением наличных денежных средств, установив обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливать ряд операций физических лиц по снятию со счета (вклада) денежных средств в наличной форме в сумме, равной или превышающей в эквиваленте 600 000 рублей, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и представлять информацию об этих операциях в уполномоченный орган (Федеральная служба по финансовому мониторингу).

Одновременно предусматривается, что уполномоченный орган проводит анализ представленной информации и, при наличии подозрений о том, что такие операции связаны с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, информирует об этом правоохранительные органы с тем, чтобы они успели предпринять необходимые меры. Кроме того, уполномоченный орган также наделяется правом приостанавливать указанные операции на дополнительный срок (до пяти рабочих дней) для проведения более детального изучения лиц, осуществляющих операцию.

При этом во избежание возможности использования «подставных» лиц для осуществления операций по снятию наличной иностранной валюты проектом предусматривается приостановление именно тех операций, которые проводятся способами, позволяющим скрыть конечного выгодоприобретателя, в том числе путем снятия наличных денежных средств представителем клиента, снятия наличных денежных средств со вкладов, открытых в пользу третьих лиц либо с оформлением документов на предъявителя.

Необходимость включения данных положений обусловлена быстро увеличивающимися объемами снятия наличных денежных средств со счетов физических лиц (особенно физических лиц - нерезидентов).

На территории Российской Федерации операции по снятию наличной иностранной валюты осуществляются резидентами 136 стран мира. При этом некоторые физические лица - нерезиденты проводят сотни операций в год по снятию наличных денежных средств, каждая из которых составляет 1-1,5 млн. долларов.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает осуществление расчетов в наличной иностранной валюте на территории Российской Федерации, за исключением уплаты обязательных платежей (таможенных и налоговых), выдачи авансов на командировочные расходы.

Таким образом, снимаемая наличная иностранная валюта с высокой степенью вероятности используется в теневом секторе российской экономики как средство платежа с целью уклонения от налогообложения, для оплаты незаконных сделок (например, приобретение оружия, наркотиков и т.д.), а также в коррупционных целях.

Мировая практика также свидетельствует о том, что операции с наличными денежными средствами осуществляются для проведения операций, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма (например, к такому выводу пришли в своих аналитических материалах Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием капитала (ФАТФ), объединение финансовых разведок ведущих стран мира (Группа Эгмонт), Государственный департамент США, надзорные органы Италии, Франции.

Для справки. Согласно отчетности уполномоченных банков физическими лицами совершаются операции по единовременному снятию со счетов наличной иностранной валюты, размеры которых исчисляются сотнями тысяч, а в отдельных случаях - миллионами долларов США. Объем наличной иностранной валюты, снятой физическими лицами - нерезидентами с их валютных счетов, за 2002 год составил 7,9 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2001 годом на 60%. А с учетом покупки наличной иностранной валюты в обменных пунктах уполномоченных банков (1,3 млрд. долларов США) совокупное использование ее физическими лицами - нерезидентами составило 9,2 млрд. долларов США, увеличившись за год на 38%.

В 2003 году продолжился рост объемов снятия наличной иностранной валюты физическими лицами-нерезидентами со своих валютных счетов и ее покупки в обменных пунктах уполномоченных банков. В 2003 году по сравнению с 2002 годом объемы наличной иностранной валюты, снятой физическими лицами-нерезидентами со своих валютных счетов, увеличились на 31% (до 10,32 млрд. долларов США относительно 7,9 млрд. долларов США), а купленной через обменные пункты уполномоченных банков - в 2,3 раза (до 3,07 млрд. долларов США относительно 1,3 млрд. долларов США).

Статья 4 законопроекта распространяет действие положений пунктов 1 и 2 статьи 1 на операции, осуществляемые по счету (вкладу), открытому на основании договора банковского счета (вклада), заключенного до вступления в силу настоящего Федерального закона. Гражданское законодательство Российской Федерации позволяет распространять действие закона на отношения, возникшие до введения его в действие, "только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом." (часть 2 статьи 4 ГК РФ). Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, "если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета" (часть 2 статьи 849 ГК РФ). Таким образом норма, предлагаемая в статье 4 законопроекта, не противоречит гражданскому законодательству Российской Федерации.

Статьи 2 и 3 законопроекта предоставляют кредитным организациям право в случаях, предусмотренных федеральными законами, отказывать в выдаче денежных средств со вклада физического лица по первому требованию вкладчика, то есть обеспечивают согласование этих статей с дополнениями в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", предусмотренными статьей 1.

     

     На № 2.12-17/574 от 5 июля 2004 г.