Недействующий

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту федерального закона N 55528-4 "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением мер
по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма"
, внесенный депутатами
Государственной Думы А.Г.Баскаевым, М.И.Гришанковым,
В.В.Дятленко, В.М.Зубовым, В.В.Маргеловым

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"(далее по тексту Закон), статью 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Законопроектом предлагается усилить контроль за движением наличных денежных средств, установив дополнительные основания, при наличии которых организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, имеют право приостанавливать операции по снятию со счета (вклада) физического лица денежных средств в наличной форме на два рабочих дня и направлять информацию об этих операциях в уполномоченный орган - Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Законом (пункт 10 статьи 7) предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами, имеют право приостанавливать операции по счету (вкладу) лишь в отношении тех лиц или организаций, которые подозреваются в экстремистской или террористической деятельности, то есть в совершении уголовно-наказуемых деяний. В случае внесения дополнений, предусмотренных законопроектом, к таким лицам будут отнесены граждане и юридические лица, совершающие операции по счетам (вкладам) в соответствии с действующим законодательством, что приведет к необоснованному ограничению их прав.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, следовательно предлагаемое ограничение законопроектом гражданских прав физических лиц представляется неосновательным.

В отношении внесения дополнений в часть первую статьи 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и в абзац первый пункта 2 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо отметить, что в настоящее время по договору банковского вклада любого вида банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика, за исключением вкладов, внесенных юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором. Условие договора банковского вклада об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию ничтожно (статья 837 Гражданского кодекса Российской Федерации). Тем самым гражданин, заключивший с банком договор банковского вклада, вправе требовать возврата всей суммы или ее части ранее установленного договором срока.

Предлагаемые законопроектом изменения ухудшают условия договора банковского вклада и снижают гарантии прав клиента кредитной организации на его получение.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает указанный проект федерального закона.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков

     

Текст документа сверен по:
рассылка