Недействующий

Проект N 57569-4*
____________________________
* Согласно паспорту проекта,
проект возвращен субъекту
 законодательной инициативы.-
Примечание "КОДЕКС".



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статью 31 части первой,
главу 24 "Единый социальный налог"
Налогового кодекса Российской Федерации
и в Федеральный закон
"Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации"


Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации


Статья 1. Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации следующее изменение:

пункт 2 статьи 31 дополнить после слов "настоящим Кодексом" словами "и иными федеральными законами".

Статья 2. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения:

1. Статью 241 изложить в следующей редакции:

"Статья 241. Ставки налога

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие ставки:

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Итого

1

2

3

4

5

11,9 процента

3,6 процента

0,2 процента

3,1 процента

18,8 процента

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие ставки:

     

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Итого

1

2

3

4

5

9,7 процента

2,8 процента

0,1 процента

2,5 процента

15,1 процента

2. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, применяются следующие ставки:

Федеральный бюджет

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Итого

1

2

3

4

6,3 процента

0,1 процента

2,0 процента

8,4 процента

     

3. Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам:

Федеральный бюджет

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Итого

1

2

3

4

6,3 процента

0,1 процента

2,0 процента

8,4 процента".


2. В статье 243:

- пункт 2 исключить;

- в пункте 3:

в абзаце первом слова "В течение отчетного периода" заменить словами "В течение налогового периода";

абзац четвертый исключить;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.";

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.";

- в пункте 4 слова "а также сумм налоговых вычетов" исключить;

- пункт 5 исключить;

- пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Уплата налогов (авансовых платежей по налогу) осуществляется одним платежным поручением с зачислением на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.";

- в пункте 7 слова "не позднее 30 марта" заменить словами "не позднее 1 февраля".

Статья 3. Внести в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ следующие изменения:

1. Пункт 3 статьи 22 исключить.

2. В статье 24:

- в пункте 6 слова "не позднее 30 марта" заменить словами "не позднее 1 февраля";

- пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам), а также обязанности представления расчетов авансовых платежей по страховым взносам и декларации по месту своего нахождения.

Сумма страховых взносов (авансового платежа по страховым взносам), подлежащих уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины объекта обложения страховыми взносами, относящегося к этому обособленному подразделению.

Сумма страховых взносов, подлежащих уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащих уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.".

3. Пункт 2 статьи 25 изложить в следующей редакции:

"2. Взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом Налоговым кодексом Российской Федерации.".

4. Пункт 2 статьи 27 изложить в следующей редакции:

"2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.

Деяние, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, которое совершено умышленно, -

влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.

Функции привлечения к ответственности и взыскания наложенных штрафных санкций за нарушение законодательства по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование возлагаются на налоговые органы в порядке, определяемом Налоговым кодексом Российской Федерации.".

5. В статье 28:

- дополнить пункт 3 после слов "и является обязательным для уплаты" предложением следующего содержания:

"Уплата фиксированного платежа производится ежемесячно, не позднее 1 числа следующего месяца.";

- дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6. Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в виде фиксированного платежа в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.".

Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

          

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 31 части первой,
главу 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса
Российской Федерации и в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации"

Действующее законодательство по единому социальному налогу противоречиво, очень усложнено и нуждается в серьезной переработке. Его утяжеляют такие механизмы и элементы, как налоговый вычет, применяемый при исчислении налога в федеральный бюджет, и механизм перевода разницы между суммами начисленных и фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в недоимку по налогу, регрессивная шкала ставок налога и расчет условия на право их применения, зачетный механизм уплаты налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, не позволяющие перейти к уплате налога единым платежным поручением.

В целях повышения эффективности налогового администрирования изложение проблем исчисления и уплаты единого социального налога требует законодательного решения в первоочередном порядке.

Для упрощения администрирования единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимо:

1. Отмена регрессивных ставок налога. Механизм регрессии усложняет процесс начисления налога, в то время как эффективность его применения не подтверждается данными статистических органов.

По данным Госкомстата России, на 1 ноября 2002 года доля численности работников, занятых в отраслях экономики со среднемесячной заработной платой свыше 10000 рублей, использующих регрессивную шкалу налогообложения, составляет всего 2,7 % от среднесписочной численности работников Российской Федерации.

Не могут воспользоваться регрессивной шкалой налогоплательщики таких отраслей экономики, как сельское хозяйство и сельскохозяйственное производство, среднемесячная заработная плата работников которых составляет менее 2000 рублей.

Таким образом, регрессивной шкалой налогообложения пользуется достаточно ограниченный круг налогоплательщиков, в то время как основная их часть уплачивает единый социальный налог по максимальной ставке.

Налогоплательщики в своих обращениях также отмечают, что реальной стимулирующей роли регрессивной шкалы не наблюдается, поскольку только нефтяники, газовики, банки, страховые компании и небольшая группа других крупных налогоплательщиков пользуются ею, остальные, те которых подавляющее большинство, остаются вне этой системы, что подтверждает неэффективный характер действия регрессии.

В то же время расчет на право применения регрессивных ставок налога достаточно трудоемкий и производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года.

Положительное влияние на выведение работодателями из "тени" заработной платы и рост поступлений единого социального налога в бюджетную систему окажет снижение ставок налога при одновременном упрощении порядка исчисления налога путем отмены регрессивной шкалы ставок, что позволит уплачивать налог одним платежным поручением.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»